Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении «Газпрома» и подконтрольной Аркадию и Борису Ротенбергам компании «Северный Европейский трубный проект» (СЕТП). Об этом в среду, 3 апреля, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Расследование началось после проверки на рынке труб большого диаметра.
В середине марта ФАС закрыла дело в отношение производителей труб большого диаметра (ОМК Анатолия Седых, Ижорский трубный завод «Северстали», подконтрольной Алексею Мордашову, ЧТПЗ Александра Федорова и Андрея Комарова и «Трубная металлургическая компания» Дмитрия Пумпянского), выяснив в ходе расследования, что основными поставщиками «Газпрома» были не они, а посреднические структуры : СЕТП, ООО «Стройпромдеталь» (по неофициальным данным, также связанная с Ротенбергами) и ООО «Торговый дом «Трубопровод», сообщает Газета.Ru.
СЕТП обеспечивает около 70% поставок ТБД «Газпрому». В апреле прошлого года СЕТП выиграл тендер на поставку 487,5 тыс. тонн труб большого диаметра (общий объем заказа «Газпрома» 780 тыс. тонн), предложив 42,862 млрд рублей, что было на 0,4% (180 млн рублей) ниже стартовой цены. Причем, по словам отраслевых экспертов, цена, предложенная компанией Ротенбергов, примерно на 50% превышала существующую в тот момент на рынке.
ФАС особо подчеркивала, что посредники не имеют собственных мощностей по производству труб. Несмотря на это, компании-производители не участвовали в тендерах «Газпрома» с 2005 года.
По мнению ФАС, такая организация тендеров не дает трубопроизводителям участвовать в них напрямую, что ограничивает конкуренцию между компаниями.
В марте антимонопольное ведомство рекомендовало «Газпрому» создать условия, при которых производители смогут заключать прямые договоры с газовой монополией. Начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников уверен, что это должно существенно улучшить как положение производителей труб, так и самого «Газпрома», так как позволит сэкономить существенные средства.
Гендиректор СЕТП Александр Муратов сказал, что его компания пока не получала официальных уведомлений о возбуждении дела.