В положении о Конституционной ассамблее записаны вещи, которые вызывают огромные вопросы. Такое мнение в новом номере журнала «Країна» высказал бывший первый заместитель секретаря СНБО, политический эксперт Степан Гавриш, сообщает Gazeta.ua
«Например, подготовка законопроектов о внесении изменений в Конституцию и их предварительное одобрение. Но она не имеет функций учредительного органа. Так, в государстве устанавливаются правила, которые выходят за пределы европейских традиций. Консультативный орган при президенте не может ничего одобрять. Так же, как и президент. Он может только подать законопроект в Верховную Раду. Изменения в Конституцию можно вносить только так же, как она была принята, с участием парламентской конституционной комиссии», отметил он.
«Власть не определилась: мы получим новый Основной закон или только изменения к нему. Председатель Ассамблеи Леонид Кравчук сказал, что изменения будут принимать в два этапа. О каких этапах идет речь? Какой будет модель государственного устройства? Или это будет президентская республика, и глава государства намерен в будущем возглавить правительство? Или президентско-парламентская республика, как во Франции, когда полномочия президента делают его главой государства и лидером нации? Или будем иметь мягкую президентско-парламентскую модель, которая была запущена в 2005 году в результате политреформы? Или придем к парламентско-президентской модели, когда президента будет избирать парламент. И делается ли это для 2015 года следующих выборов главы государства?», подчеркнул Гавриш.
В то же время бывший первый заместитель секретаря СНБО отметил, что в любом случае для принятия изменений в Конституцию нужно более 300 голосов в Верховной Раде.
«Сегодня это невозможно. Поэтому мне кажется, что Конституционная ассамблея это лишь способ переждать бурю. Власть хочет показать Западу готовность искать выход из низкой легитимности конституционного управления страной», подчеркнул он.