В конце июня в Лондоне состоялись аукционы, в ходе которых было представлено на торгах современное украинское искусство. Результаты продаж подтвердили, что произведения отечественных художников пользуются хорошим спросом, как среди западных, так и украинских коллекционеров. В связи с этим «Фраза» связалась по «Скайпу» с украинским арт-дилером Игорем Абрамовичем, который уже долгое время занимается продвижением современного украинского искусства на Западе.
Находясь в Лондоне, он всё же нашёл время рассказать нам о том, как на этот раз были представлены работы отечественных художников на аукционах Sotheby`s и Phillips, на что прежде всего обращают внимание арт-инвесторы при покупке того или иного произведения искусства, и что влияет на рост его цены, а также обрисовал ситуацию на украинском арт-рынке.
Недавно на Sotheby`s в Лондоне прошли торги, на которых были представлены работы украинских художников. Какие результаты торгов?
Эти торги очень хорошо показали, как со временем растёт цена на работы украинских художников. Это были уже перепродажи, поэтому художники не получили с этих торгов никаких денег. Представленные там работы они продали ранее. Например, картина Павла Макова была представлена от немецкого коллекционера. Его интересовало, каким будет спрос на работу украинского художника. Работа Арсена Савадова выставлялась на торги от лондонской галереи, которая распродавала свои активы. Работа Олега Тистола была представлена от московской коллекции. Картина Александра Животкова также была представлена от какой-то европейской коллекции. В результате работы Савадова и Тистола купили англичане.
Картина Макова отправилась в Москву россияне очень любят его работы. А работу Животкова купил украинский коллекционер.
Павел Маков «Place Fountains I»
Самая крупная продажа среди украинских художников вновь у Анатолия Криволапа. Его «Конь. Вечер» ушёл с молотка за $186,2 тыс. Творчеством этого художника занимаются очень серьёзные европейские и американские дилеры. Сейчас у него намечается большая выставка в нью-йоркском МоМА.
Ещё лет пять назад работы украинских художников позиционировались на престижнейших аукционах, как часть российского искусства. Как сегодня представляется украинское искусство?
На престижнейших аукционах украинское искусство только-только начинало звучать где-то с 2005 года. После этого работы наших мастеров шли в одном разделе с российским или, скажем, славянским искусством. Украинский контекст как таковой появился только в 2009 году, когда прошли торги с нашим искусством на Sotheby`s.
А есть ли интерес к украинскому искусству со стороны коллекционеров из Америки и Азии?
Пока не видно... В Нью-Йорке ещё есть люди, которым интересны работы украинских авторов, а в остальных регионах нет.
В недавнем интервью Олег Тистол сказал, что украинское искусство сегодня на Западе ещё не идентифицируют. Скажите, когда ситуация изменится и работы наших художников начнут узнавать?
Для имиджа современного украинского искусства за рубежом очень важно, чтобы свои коллекции показывали крупные отечественные коллекционеры. К сожалению, ни Виктор Пинчук, ни Игорь Воронов пока что не показывали свои полные коллекции.
Во многом имидж также зависит от масштабных арт-проектов. Например, уже осенью появится новое акционерное общество Arts & Trend Company, которое сейчас формирует большую коллекцию современного украинского искусства. Собирать коллекцию им помогают эксперты из аукционных домов Christie`s, Sotheby`s и Phillips. И эта компания в результате намерена показать коллекцию современного украинского искусства, что, конечно же, очень и очень хорошо.
Чем именно современное украинское искусство отличается от западного?
Прежде всего, своей школой, которая была заложена ещё в советское время. Отечественные художники более трудолюбивы, чем западные. Украинское искусство интересно зарубежным коллекционерам именно своей традицией.
В последние годы западные коллекционеры уже начали перекупать работы украинских художников друг у друга. Это говорит о том, что интерес к нашему искусству растёт. Конечно же, хотелось бы, чтобы и отечественные коллекционеры активно покупали наше искусство. Но в Украине арт-рынок пока что лишь в стадии развития.
На престижных аукционах украинское искусство представлено в основном живописью и иногда фотографией. А как обстоят дела с другими жанрами: скульптурой, видеоартом, инсталляциями?
Сейчас западные коллекционеры только начинают интересоваться украинской скульптурой. Возможно, в конце этого или уже в начале следующего года на торгах появятся работы нашего скульптора Назара Билыка. Аукционы заинтересовались им после того, как его работы хорошо продались на выставке в галерее Вlack Square Gallery (Майами, США).
Кроме того, сейчас активно начали продаваться фотографии Елены и Виталия Васильевых. По стилю их фото абсолютно не похожи на работы других украинских арт-фотографов. Они долгое время жили в Германии и у них множество публикаций в престижных журналах. Их работы представлялись на Венецианском биеннале, а в США одно их фото было продано за $106 тыс. Это настоящий прорыв! Сейчас они готовят большую выставку во Франции. А на недавнем аукционе Phillips, который состоялся 28 июня, одна их работа была продана за $60,8 тыс.
«Диптих NEO» Виталий и Елена Васильевы
На какую прибыль с годами может рассчитывать арт-инвестор, вложивший деньги в работу знаменитого украинского художника?
Могу сказать на примере работ Олега Тистола, произведения которого я продаю уже долгое время. В 2000 году его картина стоила в среднем $3-5 тыс. а сегодня его работа такого же формата обойдётся приблизительно $12-15 тыс. Это данные официальных продаж.
К слову, работы Тистола уже 19 раз выставлялись на престижнейших аукционах. Таким результатом не может похвастаться ни один другой украинский художник. Это сильнейший показатель для инвестора.
Пока что я не встречал в Украине людей, которые задавались целью купить произведение искусства именно с инвестиционной целью. А на Западе такие встречаются часто.
На что, прежде всего, обращает внимание инвестор, когда решает вложить деньги в картину?
Обычно для арт-инвестора важны три фактора:
собственный имидж (ведь коллекционировать искусство престижно);
эмоциональная составляющая (личное удовольствие от произведения искусства);
официальная цена на работу.
О том, сколько стоит та или иная работа, инвестор никогда не верит «на слово». Он должен знать проверенные данные. Также важно количество продаж работ данного художника на том или ином аукционе. Это показывает, каков спрос на работы этого художника.
Обычно инвестор формирует коллекцию искусства из работ пяти-шести художников, которые на слуху и которые ранее продавались на престижных аукционах. Но из личного опыта могу сказать, что инвесторы обычно вкладывают в искусство, прежде всего, чтобы поднять свой личный имидж и из-за того, что им лично это нравится, и только потом с целью получить какую-то прибыль.
По прогнозам аналитиков, до 2016 года украинский арт-рынок вырастет более чем в пять раз. Вы согласны с этими прогнозами?
Возможно. Не возьмусь делать прогнозы. Важно, чтобы в украинский арт-рынок вовлекалось больше людей, которые рассматривают искусство не столько, как объект для инвестиций, сколько будут покупать его для личного удовольствия.
«Работа номер 2» Александр Животков
Сколько сегодня в Украине больших профессиональных коллекционеров, которые регулярно покупают искусство?
В Украине есть больше ста человек, которые регулярно покупают украинское искусство и формируют коллекции именно из работ современных отечественных художников. Возраст таких коллекционеров приблизительно
Некоторых из них я регулярно вижу на открытии торгов аукционного дома Sotheby`s. Это очень яркое событие. На отдельные же торги ездить не обязательно можно участвовать в них и по телефону. Покупают они в основном произведения именно наших художников, потому что это интереснее. Ведь они живут в то же время и в том же месте, где была создана эта работа. Она становится своего рода репликой на эту эпоху. Я не встречал в Украине людей, которые бы собирали масштабные коллекции зарубежного современного искусства.
Одна из главных проблем украинского арт-рынка недооценённость работ наших художников. По сравнению с работами зарубежных мастеров, произведения отечественных стоят очень и очень низко. Растут ли цены на украинское искусство в последние годы?
В целом, цены на работы украинских художников постепенно повышаются. Конечно, сегодня в Украине есть мастера, работы которых должны стоить дороже. Но сами по себе цены расти не будут. Этим надо всерьёз заниматься. Но у нас этот процесс проходит очень медленно. Для этого нужно постоянно участвовать в международных ярмарках произведений искусства и крупных выставках масштаба Венецианского биеннале.
Например, участие в последнем просто обязано поддерживать государство. Ведь презентация нашего искусства в Венеции влияет на имидж всей страны.
«Прополка» из серии «Украинские Х-файлы» Василия Цаголова
Есть ли в Украине галереи, которые занимаются системным продвижением того или иного украинского художника, вкладывают в его раскрутку деньги, презентуют его работы за рубежом?
Да, например, одесский галерист Анатолий Дымчук поддерживает целую группу художников. Как правило, украинские галеристы поддерживают не одного, а сразу нескольких художников.
Нередко случается, что коллекционер знакомится с творчеством художника во время выставки, однако принимает решение купить ту или иную его работу уже по окончанию. И в таком случае сделка заключается не через галериста, а напрямую между художником и покупателем. Может ли галерист как-то отслеживать такие стихийные покупки?
Если галерист организовывает художнику выставки, продаёт его работы и продвигает их на рынке, то ему нечего переживать, что этот художник будет продавать свои работы за его спиной. Если порядочный художник продаст свою работу, то он сам придёт к этому галеристу и принесёт ему процент от продажи. Естественно, что на Западе в это никто не верит, но абсолютно все топовые украинские художники нормальные люди, которые никогда не заключали сделки за спиной у галериста. Недавно мне рассказывали, что художник Михаил Деяк позвонил галеристу Максиму Волошину и сказал: «Приди, получи свой процент, тут у меня работу купили...»
Среди украинского антиквариата есть много подделок. А много ли подделок среди современного украинского искусства?
В современном пока нет.
Действует ли в Украине арт-банкинг?
Пока нет. В Украине пока что только начинает формироваться цивилизованный арт-рынок. И арт-банкинг у нас только в зачатке.