До 4 января в PinchukArtCentre можно будет посетить выставку номинантов на Премию Future Generation Art Prize 2014. Каждому из 21 претендентов на награду отведён отдельный зал. На экспозиции представлены художники из 17 стран, что делает ее самой масштабной в географическом плане выставкой года.
Что характерно для событий PinchukArtCentre — эффектность и провокационность здесь перевешивает взвешенность и эстетичность. Например, инсталляция бельгийской художницы Сесиль Б. Эванс напоминала больше недостроенные декорации для театральной постановки. Пластмассовые руки, скульптурный портрет голливудского актера Филиппа Сеймура Хофмана, из телевизора бьет пестрый фонтан визуальных образов, диван и ковёр, по которому разбросаны фото-эскизы...
Искусству уже не просто тесно в традиционных рамах, на подставках для скульптур или в прямоугольниках мониторов. Contemporary art вырвалось во все окружающее пространство, смело вымешивая из него новые и новые смыслы.
Украина на выставке представлена фактически резидентами этой арт-институции Никитой Каданом и Жанной Кадыровой. В течение последних нескольких лет можно насчитать с десяток экспозиций в PinchukArtCentre, на которых были показаны их работы. Стоит тут говорить о прозрачности и непреднамеренности выбора на новую выставку именно этих художников? Едва ли не единственный положительный момент в столь агрессивном продвижении этих двух имен — рождение украинских звезд арт-сцены. Последних не хватает в отечественном Contemporary art не менее, чем в кино.
Работы двух украинских художников отличались от других свежим ощущением трагедии. Например, китайский художник Цзя Айли в проекте «Манустрипты» переосмысливает культурную революцию многолетней давности. Среди артефактов той эпохи он пытается отыскать причины сегодняшних проблем. В свою очередь работы Кадыровой и Кадана — своеобразный сбор информации о сегодняшней ситуации в стране.
Жанна Кадырова создала экспозицию «Опыты», как маленькую комнату, на каждой из стен которой висят панорамные фотографии. Словно окна, они открывают вид на левый берег Киева. Поверх фотографий художница разливала кислоту, пятна от которой напоминают взрывы.
Инсталляция Кадана «Запомнить момент, когда рассказ был прерван» воспроизводит комнату после бомбардировки: сломанная мебель, обломки бетонных стен, фрагмент разрушенного Донецкого краеведческого музея. Как и большинство других работ экспозиции, эта вызвала горькое чувство клаустрофобии.
6 декабря один из представленных художников получит главную премию в размере $ 100 тыс. Эта сумма направлена на развитие современного искусства. Но хватит ли ее на то, чтобы найти лекарство от фобии замкнутого пространства, которое вызывает всё Contemporary art в целом?
2 — из серии «Опыты» Жанны Кадыровой
3 — «История боли» Дэмиен Хёрст
4 — фрагмент проекта «Манустрипты» Цзя Айли