Украинская Конституция похожа на говорящую лошадь из анекдота про цирк. Того самого, где бедное животное поднимают на веревке под самый купол, потом веревку перерезают, лошадь падает и говорит: «Блин, когда же я уже сдохну».
Любой украинский депутат или президент смотрят на Конституцию очень практично: ее нужно изменить так, чтобы было удобнее воровать в текущий момент. Поэтому за 23 года ее попытались изменить целых 5 раз. Пару раз даже успешно. А разговоры о том, что в основной закон необходимо вносить изменения не прекращаются никогда.
Один австрийский художник в своей книге «Моя борьба» написал рецепт создания успешной идеологии, управления с помощью этой идеологии большими массами людей и построения на ней крепкой государственности. Надо все хорошо продумать, задекларировать один раз и никогда от основной декларации не отступать. Нация, к которой этот художник питал достаточно однозначные чувства, развила эту идею задолго до его рождения. Она звучит примерно так: каноны всегда остаются неизменными, а с изменяющимися жизненными обстоятельствами мы их примиряем казуистикой, толкованиями и пояснениями.
Украинские пассионарии, не смотря на пылкую любовь к вышеупомянутому художнику, и находясь под постоянным управлением представителей вышеупомянутой нации, этим заветам следовать не спешат. Здесь принято раз в несколько лет начинать жизнь с чистого лица. По схожим принципам живут бабочки и мухи-однодневки. Поэтому Конституция Украины — это анекдот из двух слов.
Возьмем, к примеру, первую статью: «Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством».
Сразу вспоминается, как после майдана Порошенко и Яценюк согласовывали с США кандидатуры на ключевые должности управления государством. Как назначали министрами иностранцев. Как создавали полностью подконтрольные другому государству силовые органы (НАБУ, НАПК, САП).
Демократию по понятным причинам опустим. Возьмем социальное и правовое государство. Коммунальные тарифы в нашем социальном государстве сегодня выше, чем в странах ЕС, доходы населения приближаются к уровню Африки, количество льгот и социальной помощи с каждым годом сокращается. Правовые механизмы срабатывают в одном случае из тысячи. Правоохранительные органы переработали известный мем «Слабоумие и отвага» в «Слабоумие и трусость» и теперь неукоснительно ему следуют.
Статья 2. «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию».
Уже шесть лет как не распространяется. А те, кто должен эту проблему решать, вместо этого предпочитают на ней зарабатывать. Ценой жизней украинских граждан.
В 5-й статье есть такой пункт: «Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами».
В 2000 году при президентстве Леонида Кучмы провели всенародный референдум. Украинский народ спросили, нужен ли стране двухпалатный парламент, должен ли президент распускать парламент, если в течение месяца депутаты не сформируют постоянно действующее большинство или в течение 3 месяцев не утвердят бюджет, нужно ли сократить количество депутатов с 450 до 300 и лишить их неприкосновенности. На все вопросы люди ответили утвердительно. Но Верховная Рада их мнение проигнорировала. Ни один из пунктов не реализовали.
Статья 10. «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины».
Ну вы поняли. Языковой закон и закон об образовании, а также те, кто их писал, принимал и поддерживал, с прибором клали на Конституцию. Причем очень успешно. А ведь еще есть новый правопыс. И людям приходится учить непонятные слова, которые не имеют никакого отношения к нормальному украинскому языку. Говорят, что однажды на канале ЗиК, еще до того, как его купил Медведчук, редактор новостей читал новый правопыс вслух и случайно вызвал сатану.
Статья 17. Возьмем отдельные пункты. «Вооруженные Силы Украины и иные воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан...».
Еще как могут и уже 5 лет используются. Любой может поехать к линии соприкосновения и лично убедиться.
«На территории Украины запрещается создание и функционирование каких — либо вооруженных формирований, не предусмотренных законом».
Вы помните закон о Правом секторе? А о нацбатах, патриотических дружинах? Я тоже как-то не упомню.
Статья 24. «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам».
За политические убеждения еще недавно убивали и бросали за решетку. Ну или просто калечили, увольняли запугивали. В докладах ООН по правам человека за последние годы черным по белому написано о секретных тюрьмах СБУ, где людей пытали, лишали жизни особо жестокими способами, держали в заключении без всяких оснований.
За вероисповедание ломали руки, проламывали черепа, унижали, отбирали и продолжают отбирать храмы, предметы культа. Недавно девочке в одном селе запретили праздновать с одноклассниками выпускной потому, что она неправильной веры. Эти процессы открыто поддерживают государственные служащие и депутаты.
Статья 34. «Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений».
За свободу мысли и слова убили Олеся Бузину. Количество людей, которых посадили за высказывание своей политической позиции, за посты в социальных сетях, за борьбу за свои права давно исчисляется сотнями. Причем сажают до сих пор — не помогла даже смена президента.
И это, заметьте, я дошел только до середины второго раздела основного закона нашей страны. На то, чтобы описать все нарушения нашей Конституции не хватит и жизни. Это при том, что ей всего 23 года.
Возникает закономерный вопрос: что сегодня празднуют украинцы? И как можно назвать человека, который всерьез поздравляет сограждан с Днем Конституции Украины?