В последние дни российская тема номер один — скандал вокруг выборов в Приморье на Дальнем Востоке. На выборах не удалось победить кандидату от партии власти, и последовала их отмена. Казалось бы — ну что? Такие случаи в России стали уже привычными. Но в этом событии видны некоторые любопытные симптомы.
1. Выборы прошли на фоне неуклонного падения рейтинга власти. Причем на сей раз падает не только рейтинг «Единой России», но и рейтинг самого Владимира Путина. Перед выборами он лично поучаствовал в предвыборной кампании Андрея Тарасенко, назначенного им врио губернатора. Путин провел встречу со своим ставленником, хлопал его по плечу и заявил, что во время выборов «все у него будет в порядке». Но впервые за всю историю путинского правления президентского протеже народ не выбрал. Чтобы народ не проголосовал за человека, поддержку которому оказало лично первое лицо государства, не было со времен Бориса Ельцина.
2. Голосование прошло на протестной волне. Избиратели голосовали по принципу «кто угодно, лишь бы не путинский ставленник». В первом туре Тарасенко победил достаточно уверенно, набрав 46,6%. Ближайший преследователь, кандидат от КПРФ Андрей Ищенко, отстал от него на 22%. Но во втором туре все без исключения настроенные протестно избиратели проголосовали за кандидата-коммуниста.
3. Во втором туре при подсчете голосов произошла фальсификация, которую произвела действующая власть. После обработки 95% бюллетеней, Ищенко набирал свыше 51% процента. Однако оставшиеся 5% бюллетеней сделали победителем Тарасенко. При этом последние подсчитанные избирательные участки демонстрировали аномально высокую явку, сильно превышающую показатели на остальных участках. Естественно, все «лишние» избиратели «проголосовали» за путинского ставленника.
4. Фальсификация была произведена чрезвычайно грубо, все было шито белыми нитками. Она была произведена в вышестоящих избирательных комиссиях, уже после подсчета голосов на местах: в участковых избирательных комиссиях. Протоколы подсчета бюллетеней с участковых комиссий уже были розданы наблюдателям, и более того — введены в электронную систему «ГАС — Выборы». Однако в вышестоящих комиссиях результаты в авральном порядке переписали, и ввели в электронную систему новые данные, что не могло не остаться не замеченным. При этом наблюдателей и членов комиссий от оппозиции не пускали в комиссии, применяли к ним силовое давление, задействовав силы МЧС и полиции, а также частные охранные фирмы.
5. Во второй раз в российской истории (первый был зимой 2011-2012 после выборов в Думу) фальсификация выборов привела к массовому протесту. Но если в тот раз протесты проходили в Москве, то в этот раз — уже в регионах. Это еще раз доказывает тот факт, что протестные настроения распространились из центра на места. Если в 2012-м году протест удалось направить в другое русло и погасить, то на сей раз результаты выборов были отменены.
6. Госизбирком, федеральная избирательная комиссия, поступила вопреки как здравому смыслу, так и букве закона. Если выборы состоялись, то решить возникший спорный вопрос можно было элементарным способом: пересчитать бюллетени заново. Однако власть испугалась это сделать. Госизбирком рекомендовал местной избирательной комиссии отменить выборы, что и было сделано. Выборы пройдут заново, и у власти будет достаточно времени, чтобы что-то придумать.
7. Подобные фальсификации в России — не исключение, а правило. Механизмы подобные тем, что были задействованы в Приморье, регулярно использовались на выборах всех уровней. Достаточно вспомнить уже упомянутые выборы в Думу 2011-го года. Похожая ситуация (не получившая огласки) была и на думских выборах 2016-го года, на региональном и муниципальном уровне подобное творится почти всегда. Но самым ярким случаем были, пожалуй, выборы В.И Матвиенко муниципальным депутатом, которые по конституции были необходимы, чтобы занять место спикера Совета Федерации и стать формально третьим лицом государства. Те выборы были заявлены задним числом, чтобы оппозиционные кандидаты не имели возможности зарегистрироваться.
8. Тем не менее, власть ещё никогда не действовала так топорно, глупо и неумело. Что свидетельствует о нарастающем неумении власти управлять.
Подводя итог сказанному, следует остановиться на причинах нарастающих протестных настроений. Они кроются в неуклонном ухудшении уровня жизни большинства россиян. Многие аналитики, и автор этих строк в т.ч., уже более десятилетия указывают на прямую связь между рейтингом власти и уровнем жизни. При падении уровня жизни, говорили мы, произойдёт и откат политической системы на допутинский уровень. Именно это мы сегодня и наблюдаем. Падение уровня жизни на наших глазах возвращает систему к состоянию путинского первого срока. Но тогда путинская администрация творила порядок из хаоса. А сейчас из порядка возникает хаос, и Путин ничего не может с этим поделать.
Если эта тенденция продержится — а нет никаких предпосылок к тому, чтобы эта тенденция остановилась — то крах системы мы увидим уже очень скоро.