Мой давний хороший знакомый на своей страничке в ФБ написал совершенно возмутительную реплику об агрессивной экспансии «западноукраинских ценностей в центральную и восточную часть Украины: национализм, Бандера, УПА, греко-католичество».
Этому деструктиву автор предлагает противопоставить «истинно украинские ценностные ориентиры. Козачество, Сечь, православие, малиновый стяг... Доминирующими государственными символами могли бы стать символы козаччины. Культурной и технической серцевиной страны могли бы стать восточные регионы: Полтавщина (кстати, оттуда родом моя бабушка), Харьковщина, Запорожье и др. Галичина, если ей не безразлично будущее нашего единого государства, могла бы, наконец, научиться уважать и принимать восточные, истинно украинские ценности».
Таким образом, истинно украинским феноменом автор реплики объявляет козаччину, одновременно объявляя это явление исключительно восточноукраинским и противопоставляя галичанству.
Возмутительна эта реплика исключительно своей несвоевременностью. Когда захватчик посягает на суверенитет твоей родины, по меньшей мере, глупо поднимать такие темы. «Нашел время!», – как говорил Моргунов Вицину в известной кинокомедии. В остальном сказанное моим давним знакомым свидетельствует о неглубоком знании украинской истории. Впрочем, подобные представления – будто Галичина некий антипод козаччины – достаточно широко распространены. Так что стоит в этот вопрос внести ясность.
Галичина – как один из истоков козаччины
Козачество (похвально, что автор реплики прибегает именно к такому написанию – даже на русском) было феноменом, который создали люди, понаехавшие на христианско-мусульманский фронтир. И значительная часть этих понаехавших были именно «западенцами», в частности – галичанами.
Так, основатель первой Запорожской Сечи на острове Хортица знаменитый Дмитро Вишневецкий-Байда родился в родовом замке в Вишневце – теперь это Тернопольская область. Кстати, его внук Ярема Вишневецкий проделал колоссальную работу по заселению весьма пустынного левобережья Днепра. Впрочем, Вишневец, хоть и в Тернопольской области, однако этнографически – это Волынь.
Но вот, самым что ни на есть галичанином, был знаменитый гетман Петро Конашевич-Сагайдачный – уроженец села Кульчицы (Самборский район Львовской области). И такое происхождение не мешало ему быть последовательным защитником православия, который обеспечил восстановление православной иерархии на территории Речи Посполитой и записал Войско Запорожское в Киевское братство.
Наконец, галицкие корни были у гетмана Богдана Хмельницкого. Его отец Михайло Хмельницкий был уроженцем Галичины (то ли из-под Перемышля, то ли даже из-под Люблина), который уже в зрелом возрасте переселился на восток, где стал чигиринским подстаростой и женился на местной козачке. Однако по делам служебным он продолжал наведываться в Галицию. Наверное, поэтому историки точно не знают, где родился Богдан Хмельницкий – то ли в Жолкве , то ли на хуторе Суботов. Однако, точно известно, что Михайло Хмельницкий отправил сына учиться во Львов.
Не хочу впадать в другую крайность – будто козачество сотворили галицкие гастролеры. В Поднепровье козаковали уроженцы многих регионов, причем – не только современной Украины (среди козацкой старшины было немало выходцев с территории современной Беларуси). Однако биографии знаменитых гетманов не дают оснований противопоставлять Галичину козаччине.
И даже географически козачество никак нельзя назвать восточноукраинским феноменом! Из шести реестровых полков на Правобережной Украине находилось пять, а на Левобережной – только один полк – переяславский. Для понимания феномена козаччины этот фактор важен, поскольку именно «старынные» козацкие полки были главной кузницей кадров «породной» козацкой старшины. Ведь даже в первой половине XVIII века значительную часть левобережной козацкой старшины составляли выходцы с Правобережья. Тут хоть гетмана Ивана Мазепу возьми, хоть пришедшего ему на смену Ивана Скоропадского…
Собственно, Левобережье Днепра, Восточная Украина массово покозачилась уже во времена Хмельниччины. Кстати, переросшее в национально-освободительную войну восстание Хмельницкого – это был тот случай, когда «Схід і Захід разом!». Например, в 1648-м, когда армия Хмельницкого подходила ко Львову, в районе Коломыи вспыхнуло восстание под предводительством Семена Высочана. Впоследствии 15 тысяч галицких повстанцев примкнули к козацкой армии, а Высочан стал сотником в полку Ивана Богуна, а затем и сам выбился в полковники. Уроженцем Галинины был и один из ближайших соратников Хмельницкого – Иван Креховецкий (недолго был генеральным писарем Войска Запорожского, а затем выполнял важные дипломатические поручения). Стоит ли удивляться, что на переговорах в начале 1649 года Богдан Хмельницкий выдвинул претензии на «всю Русь, по Львов, Холм и Галич»?..
Преимущественно левобережным восточноукраинским феноменом козаччина стала со второй четверти XVIII века. Но это уже был период увядания козацкой Украины – далеко не самый славный и значимый в нашей истории (хотя все они по-своему важны).
О конфликтах прошлого и планах на будущее
Режим Януковича национализму, УПА и Бандере противопоставлял Победу советского народа в Великой Отечественной войне (правда, без товарища Сталина). Автор реплики предлагает нырнуть еще глубже в историю – и вытащить оттуда козаччину. Однако же с позиций дня сегодняшнего сословная по своей сути козацкая идея представляется слишком архаичной – во всяком случае, по сравнению с идеей националистической. Национализм куда более современен. Другое дело, какой формат национализма предпочесть: гражданский или этнический? К тому же, галицкий националистический дискурс прекрасно вобрал в себя козаччину. Например, во Львове с десяток улиц названы именами козацких гетманов и атаманов. А вот, в одной из древних козацких столиц – Гадяче – таких улиц вообще нет, разве что – есть безликая Гетманская.
Возможно, и национализм уже не отвечает всем вызовам времени. Но даже в таком случае противопоставить козацтво национализму – это все равно, что противопоставить позавчерашние технологии вчерашним, вместо того, чтобы брать на вооружение современные разработки.
Наконец, в контексте реплики совершенно непонятно, почему именно восточноукраинские ценности являются истинными? В реплике нет убедительных аргументов в пользу такой трактовки – за исключением того, что бабушка автора реплики с Полтавщины. Это, конечно, хорошо, но недостаточно.
Безусловно, ненормально накидывать галицкую идентичность на всю Украину. Однако, есть ли основания говорить о такой угрозе? Тот факт, что во Львове при участии городских властей 26 февраля прошел День русского языка, говорит как раз об обратном – львовяне (во всяком случае, значительная их часть) нормально воспринимают украинское многообразие.
Ни один из регионов не должен подминать под себя всю Украину и навязывать ей свою языковую, управленческую или еще какую-то идентичность. Этого не должны делать ни Запад, ни Восток, ни Львов, ни Донецк. Претензии на монопольное владение «истинно украинскими ценностями» – деструктивны, откуда бы они ни шли.
Свое прошлое надо знать и чтить, но не стоит искать в нем ответы на вызовы дня сегодняшнего. Украинцев лучше всего может объединить «ностальгия по будущему». Сейчас нам следует искать пути, позволяющие наполнить украинскую соборность симбиозом, а не противопоставлять один регион другому. Чтобы Восток и Запад Украины вместе создавали феномены, которыми потом могли бы гордиться потомки.