Это часть книги «Новый крестовый поход. Украина в крови», которую я создавал на протяжении нескольких лет, собирая материалы о роли Католической церкви в протестных движениях и госпереворотах в наше время. В книге детальнейшим образом описано как проходила организация Майдана на Украине, в Гонконге, о протестной деятельности в Бразилии, Никарагуа, России и некоторых других странах. Аналогов данной книге на данный момент я нигде не встречал, поэтому книга по-своему уникальна. Ввиду того, что книга задумывалась как дар Православной Церкви и обществу, который имеет целью поднять к обсуждению возникающие проблемы взращивания в религиозной среде радикализма и терроризма, я решил каждый день публиковать на своей странице несколько глав этой книги, а когда все главы будут опубликованы, выложу ссылку для скачивания всей книги.
Все части книги можно прочитать по ссылке
О понимании правительством и спецслужбами Украины преступных действий со стороны УГКЦ
В декабре 2013 года, видя участие многих студентов в Евромайдане, Министерство образования Украины решило проанализировать ситуацию и обратилось к университетам с требованием предоставить списки студентов и преподавателей, которые участвуют в акциях протеста. Вскоре со стороны учебных заведений была высказана озабоченность запросом министерства. Но высказала ее, как ни странно, Международная федерация католических университетов (IFCU), где публично раскритиковали силовой разгон протестующих в Киеве и заявили о своем особом беспокойстве по поводу требований Министерства образования.
В этот период сотрудники УКУ уже начинали подводить протестующих к мысли, что борьба с властями — дело богоугодное, если одобрена некими нравственными авторитетами, а Христос — это революционер. Так, 19 декабря с киевской сцены Майдана выступил заведующий кафедры богословия УКУ Виктор Жуковский с темой «Бог — миротворец, Бог — революционер: размышления о воюющей церкви».
30 декабря, нагнетая ситуацию, сотрудник УКУ Ярослав Грицак в одном из интервью сравнил правительство Януковича с террористами, которые захватили власть в стране. То есть людям навязывалась мысль, что представителей власти можно и убить, если не получится договориться — ведь именно так во всем мире поступают с террористами.
Нужно отметить, что в декабре 2013 года священники вместе с активистами Майдана активно распространяли записи, повышающие нетерпимость к сотрудникам правоохранительных органов, например, записи о «фашистах», которые якобы зверски избили «невинных детей» на Майдане.
К началу 2014 года спецслужбы Украины уже четко понимали, кто стоит за организацией протестов и за боевиками «Правого сектора», которые присутствовали не Майдане практически с первых дней протестов. 3 января Минкульт Украины направил письмо главе УГКЦ. 6 января 2014 года это письмо было зарегистрировано в канцелярии главы УГКЦ. В нем содержалось официальное предупреждение и даже угроза запретить деятельность УГКЦ на территории Украины.
Позже в министерстве заявили, что надавить на УГКЦ потребовала СБУ.
4 января 2014 года на YouTube появилось видео, в котором сообщалось о том, что львовскому священнику УГКЦ Михаилу Димиду, двигавшемуся в составе Автомайдана, со стороны ДПС выдвинуты претензии, и что во Львове состоится суд. Михаил Димид — бывший глава Львовской духовной академии, которая потом была трансформирована в УКУ. Будучи преподавателем УКУ, Димид длительное время находился на Майдане, где активно вел пропаганду среди семинаристов и студентов светских вузов.
Поддержка руководством Римско-католической церкви действий, направленных на свержение украинской власти
Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) и ее партнеры некоторое время обдумывали, как реагировать на угрозу со стороны властей закрыть эту религиозную структуру на территории Украины. Вероятно, они поняли, что власти Украины не простят организаторам того, что сделано. Было бы логично предположить, что глава УГКЦ Святослав Шевчук сразу после получения письма от Минкульта Украины с угрозой запретить деятельность УГКЦ на территории Украины должен был известить об этом вышестоящее руководство, то есть Папу Римского.
Спустя несколько дней на официальном сайте УГКЦ появилась запись, что 10 января папский нунций на Украине Томас Галликсон прислал письмо на имя главы УГКЦ, в котором информировал, что Папа Франциск, узнав о ситуации на Украине через архиепископа Пьетро Паролина, заверил в молитвенной поддержке украинского народа. Бросается в глаза, что Шевчук, вероятно, писал об угрозе закрытия его структуры (не написать об этом он просто не мог и не имел права), а Папа отвечает, что поддерживает не его, и даже не УГКЦ, а украинский народ.
Но какую часть народа Папа решил молитвенно поддержать и почему? Ответ очевиден: речь идет о поддержке протестующих, и именно в них руководство Ватикана увидело единственный выход из ситуации. А зная, что через несколько дней после этой новости бывший глава УГКЦ заявит о природном праве народа взять в руки оружие, которое в итоге будет взято, и 19 января начнется радикализация Майдана, можно предположить, что в Ватикане поняли всю серьезность ситуации и решили, что выход из нее один — устранение действующей власти на Украине. Власти, которая не простила бы УГКЦ попытку государственного переворота. Более конкретно о поддержке понтифика высказался проректор Украинского католического университета Мирослав Маринович, который после совершения госпереворота на вопрос журналиста: «Папа Римский Франциск как-то солидаризировался с Майданом?» — ответил: «Да. Он был солидарен с революционными украинцами».
Но не нужно думать, что все сводилось лишь к позиции Папы Римского. Еще 26 декабря 2013 года на YouTube появилось видео, в котором архиепископ Римско-католической церкви (РКЦ) Мечислав Мокшицкий, бывший секретарь двух римских пап, а затем глава римско-католической епархии во Львове, однозначно дал понять, что поддерживает протестующих: «Наша Римско-католическая церковь присоединяется ко всем людям, которые хотят изменить лицо Украины, которые хотят справедливости, достоинства. И мы молимся и солидаризируемся с ними. Мы также открываем наши костелы, чтобы они могли там жить, и помогаем пережить это время».
После этого Мокшицкий заявил, что примером для подражания в данном случае может служить образ Папы Римского Иоанна Павла II — в том смысле, что тот много сделал для падения коммунизма в разных странах, призывая верующих к храбрости. Закончил свою речь этот римско-католический иерарх, выразив уверенность, что теперь то же самое случится на Украине. То есть мы видим, что он не только заявил о поддержке протестующих со стороны РКЦ, но и оказывал им всяческую помощь, при этом надеясь, что будет свергнуто правительство, приводя в пример свержение коммунистических властей в разных странах при активном вмешательстве Папы Римского Иоанна Павла II.
16 января 2014 года епископ Римско-католической церкви Ян Собило, который до сих пор рассказывает в интервью, что важно удержать от угасания идеи Майдана, заявил в знак солидарности с УГКЦ: «Пусть всех нас лишат легального статуса». Именно этого иерарха после Майдана Папа Римский назначил главой гуманитарной миссии для работы на востоке Украины, где Майдан не имел поддержки.
Нужно отметить, что хотя позиция РКЦ не особо афишировалась в СМИ, однако заявления некоторых иерархов прямо говорят, что у них была выработана единая позиция касательно поддержки протестующих и критики власти. О том, что такая единая позиция была, говорит, в частности, епископ РКЦ Станислав Широкорадюк, который часто критиковал власть и регулярно выступал на сцене Майдана, рассказывая, что «Майдан — это позитивное явление». В начале февраля 2014 года, когда Майдан уже требовал отставки действующей власти, но массовых жертв еще не было, Широкорадюк прямо заявил: «Майдан не имеет права не победить». И сказал, что вопрос о подчинении или неподчинении властям уже неуместен. В интервью от 22 февраля на вопрос журналиста, почему только он один так прямо и жестко «называет вещи своими именами» и «говорит правду» о поведении власти, Широкорадюк ответил, что все епископы РКЦ об этом говорят, но не все имеют возможность делать публичные заявления: «Все епископы говорят точно так же, одинаково, и это позиция нашей Конференции римско-католических епископов. Я не слышал, чтобы какой-то епископ говорил иначе или замалчивал это».
И действительно можно, например, найти высказывание главы Одесско-Симферопольского диоцеза РКЦ Бронислава Бернацкого, который через два месяца после окончания Майдана открыто говорил, что вместе с униатами поддерживал сторонников Майдана в Одессе и посещал их собрания: «Могу еще добавить, что когда в Одессе люди собирались на Майдан возле памятника Дюку, их приходили поддерживать и мы, и лютеране, и греко-католики, и Киевский Патриархат» — заявил он. Но если мы откроем его заявления в начале 2014 года, то увидим, что он открыто выступал за то, чтобы люди свергли действующую власть. 25 января 2014 года в Одессе появилось послание религиозных деятелей под названием «Пробудитесь! Послание руководителей христианских церквей юга Украины к соотечественникам», в котором Бернацкий, епископ УГКЦ Василий Ивасюк, епископ УПЦ КП Марк Гринчевский и некоторые протестантские лидеры, с которыми Бернацкий давно сотрудничает, объявили протест общим делом, не позволяющим никому оставаться в стороне: «Сегодня все: политики разных мастей, чиновники, работники коммунальной сферы и сферы образования, офицеры и солдаты, журналисты, студенты, шахтеры, моряки, бизнесмены, продавщицы в магазинах и водители маршруток — все граждане (независимо от их политических и цивилизационных предпочтений) должны спасать свой дом... Следует понять: люди стоят на улице два месяца не от хорошей жизни. „Обнулить“ ситуацию, как нам представляется, можно только совершив полную перезагрузку государственной машины. Сегодня мы призываем всех соотечественников пробудиться! Никто не принесет нам счастья на блюде: ни с Востока, ни с Запада! Мы сами в ответе за себя! Не оставайтесь в стороне от процессов, происходящих в стране. Не пребывайте в духовной слепоте и иллюзии. Будьте не объектами, но субъектами вершащейся истории!».
Но на сайте «Примирение», который создан тем же Бернацким в сотрудничестве с униатским епископом и все теми же протестантскими пасторами, есть подробности тех событий. Оказывается, духовным отцом одесского Майдана был униатский священник Александр Смеречинский, а руководство УГКЦ и РКЦ поддерживало протестующих. При этом с самого начала майданных протестов они требовали именно перезагрузки власти. Об этом находим следующее упоминание: когда Смеречинскому в Одессе неизвестные люди порезали шины на колесах автомобиля, активист Майдана Андрей Юсов, ходатайствуя о помощи духовнику майдановцев, заявил: «Мы три месяца мирно выступаем за перезагрузку власти в стране, за проведение люстрации, за отставку Януковича и проведение честных выборов».
Примечательнее всего то, что Бернацкий под видом борьбы за демократию, права и свободы еще в период первого Майдана 2004 года пытался помогать сторонникам Ющенко, которые не имели особой поддержи в Одессе. То есть это майданщик со стажем, который не первый раз настраивает население против Януковича.
Нужно отметить, что, как упоминалось ранее, в целом ряде стран высокопоставленные иерархи РКЦ выражали свою поддержку Майдану. Среди них, например, и такие личности, как кардинал Джордж Пелл, который считается весьма близким к Папе римскому Франциску.
Ту же позицию поддержки Евромайдана со стороны РКЦ озвучил папский нунций на Украине Томас Галликсон, который в самом начале Майдана заявил: «Если хотите, то Евромайдан воплощает то, что сегодня болит весь мир, при этом неуклонно освещая светом и надеждой человеческое стремление к достоинству и праву на самоопределение. Мы стоим рядом со всеми этими мужчинами и женщинами доброй воли и молимся за их нацию, за ее единство и развитие».
А после свершения государственного переворота этот представитель папского престола заявлял, что Майдан — одно из самых ярких событий в истории. В своей речи Галликсон прямо ставит события на Майдане в неразрывную связь с религиозными чувствами и говорит верующим, что Майдан — это некое благо, которое якобы Бог посылает людям, и те, кто отказывается принять Майдан, отвергают Божий дар: «Майдан — это дар, Майдан — это вызов, который должен быть принят как благодать или отброшен как путь к вашей собственной опасности».
Думаю, я никого не удивлю, если скажу, что Томас Галликсон, который был назначен папским нунцием на Украине после того, как Янукович был избран президентом (Галликсон представлял Ватикан на Украине с 2011 по 2015 годы), по происхождению американец.
Продолжение следует