Учебно-тренировочный самолет L-39 Albatros чехословацкого производства широко экспортировался и имел долгую и успешную карьеру на вооружении многих стран мира. Так, в Украине это и до сих пор основной самолет для летной подготовки на реактивные самолеты, впрочем, как и в Российской Федерации, где, правда, идет постепенная замена на Як-130. Однако вероятно наиболее яркой была судьба «Альбатросов» в Афганистане — за более чем 30-ти летнюю службу они успели полетать как за талибов, так и против, как вместе с Советами, так и вместе с американцами.
Мало того, судя по всему, в боевом строю они и ныне.
* * *
С начала 1970-х годов Королевские ВВС Афганистана начали комплектоваться исключительно самолетами производства стран Восточного блока. Так, первыми учебными машинами были у Як-11, Як-18 и двухместные учебно-боевые самолеты МиГ-15УТИ. Однако с получением более современной техники появилась необходимость перевооружения на стандартный учебно-боевой самолет ВВС СССР — Aero L-39.
Первые «Альбатросы» с до-коммунистическими опознавательными знаками
Первая партия из двенадцати L-39 прибыла в Афганистан из Чехословакии в 1977 году и поступила на вооружение 393-го учебного авиационного полка ВВС Афганистана, который базировался в Мазари-Шарифа. Эти самолеты получили номера 001–0012 и отличались окраской — белый верх, светло-серый низ.
После советской интервенции декабря 1979 года афганские ВВС стали получать большое количество МиГ-21 и Су-22, поэтому вооруженным силам требовалось все большее количество летного состава. Поэтому в 1984 — 1984 годах двумя партиями были получены еще 14 «Альбатросов». Эти машины уже несли стандартный камуфляж, применявшийся на большинстве L-39, эксплуатируемых в Чехословакии и Советском Союзе, состоящий из светло-коричнево-зеленого и темно-коричнево-зеленого цвета на верхних поверхностях и светло-серого на нижних поверхностях. В последующие годы все исправные самолеты из первой партии были перекрашены аналогичным образом (вероятно, в Чехословакии).
Курсанты ВВС Афганистана на аэродроме Мазари-Шариф, 1980-е годы
Таким образом официально было поставлено 26 самолетов, однако есть фотография самолета с номер 0027, а кроме того на одной из фотографий, сделанных в Мазари-Шарифе в 2001 году, под выцветшим афганским опознавательным знаком хорошо просматривается красная звезда. То есть можно говорить о том, что как минимум один самолет был передан из состава ВВС СССР, вполне вероятно на этапе вывода оккупационного контингента в 1989 году. Таким образом всего Афганистан эксплуатировал около 30 L-39 «Альбатрос».
Хотя L-39C способен нести различные типы легких бомб и ракетных блоков на двух узлах подвески, в настоящее время неизвестно, участвовал ли этот самолет в боевых действиях в 1980-х годах. Фотографии вооруженных афганских L-39 очень редки и вполне логично предположить, что при наличии большого количества современных машин типа МиГ-21 или Су-22 L-39 в коммунистических ВВС скорее всего использовались только по прямому назначению — в качестве учебных реактивных самолетов.
Судьба «Альбатросов» ВВС Северного Альянса
После того, как Советский Союз и США договорились о прекращении военной помощи всем воюющим афганским сторонам, а Советский Союз еще и распался в конце 1991 года, афганский коммунистический режим начал рушиться и в апреле 1992 г. исламистские партии захватили власть в столице и создали Исламское Государство Афганистан. Однако на самом деле страна была раздроблена между несколькими крупными партиями и бесчисленным количеством местных командиров, а международнопризнанное правительство контролировало только часть Кабула и несколько провинций. Естественно, что афганские ВВС тоже оказались разделенными между воюющими сторонами и вовлечены в гражданскую войну.
Северные районы страны, включая город Мазари-Шариф, перешли под контроль узбекского лидера Абдула Рашида Дустума. Все оставшиеся к тому времени в строю L-39 393-го учебного авиаполка получили новые (а скорее старые, которые существовали до 1978 года) опознавательные знаки и стали использоваться как легкие штурмовики. Согласно афганским источникам, в первой половине 1990-х Достум обменял несколько своих L-39 на небольшую партию истребителей-бомбардировщиков Су-17 из Республики Узбекистан.
Летчики ВВС талибана перед боевым вылетом. Обратите внимание на подвешенные бомбы
В то время как северные провинции Дустума были относительно стабильными и мирными, остальная часть Афганистана страдала от ожесточенной гражданской войны. Осенью 1994 года движение Талибан захватило крупный южный город Кандагар, а осенью 1996 года оно изгнало из Кабула международно признанное правительство. После этих событий генерал Дустум объединился со свергнутым правительством и начал кампанию против талибов, которая продолжалась до мая 1997 года. Кампания оказалась неудачной и вскоре генерал Абдул Малик Пахлаван заключил союз с талибами, выступил против Дустума, заставив того эмигрировать. Затем Малик разочаровался в талибах, но было уже поздно.
Что касается L-39, то их парк стал стремительно редеть — так, во время мятежа Малика один из пилотов — генерал Юсуф Шах — дезертировал в Кабул на своем и присоединился к талибам. А при подходе талибов часть летчиков улетела в Таджикистан — на аэродром Куляб.
Оставшиеся машины (как минимум четыре) летом 1998 года были перегнаны на основную авиабазу ВВС Исламского Эмирата Афганистан — Кандагар. Отсюда летчики активно летали, принимая участие в боях против формирований Ахмад Шах Масуда, однако подробностей очень мало.
Известно, что в 1999 году один из L-39 талибов был сбит огнем с земли (либо зенитным орудием, либо ПЗРК) судьба его пилота (ов) остается неизвестной.
Штурмовик, сбитый в 1999 году
После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты и Великобритания организовали военную интервенцию (операция «Несокрушимая свобода») в Афганистан и в течение нескольких месяцев при активной помощи антиталибской оппозиции разгромили движение талибов и установили новое правительство Афганистана. Авиаудары США и Великобритании уничтожили практически все военно-воздушные силы Исламского Эмирата Афганистан, включая L-39, базирующиеся в Кандагаре и на других авиабазах.
Однако сага об афганских L-39 на этом не закончилась: через несколько месяцев после падения талибов два L-39 (005 и 0021) были сфотографированы на аэродроме Шеберган на севере Афганистана. До сегодня неизвестно, эксплуатировались ли эти машины талибами и пережили атаки союзников, находясь на стоянке на аэродроме, или это были машины, которые в свое время были эвакуированы в Таджикистан, и их пилоты вернулись домой после падения режима талибов.
Воздушный парад 2002 г.
Как бы то ни было, но эти машины были включены в состав авиационного корпуса Афганской национальной армии. Также неизвестно откуда взялся третий L-39 (0023), который впервые был продемонстрирован в апреле 2002 года в ходе воздушного парада в Кабуле.
В середине 2000-х годов машины 0021 и 0023 прошли капитальный ремонт в России, а 005 был каннибализирован на запчасти. Машины после капитального ремонта получили новый двухцветный камуфляж: зеленый и коричневый на верхних поверхностях и светло-серый на нижних. Эта пара L-39 в основном использовалась в церемониальных целях, иногда принимая участие в военных парадах в Кабуле.
Последние три L-39 в Кабуле
Поскольку афганские ВВС не были заинтересованы в приобретении новых реактивных самолетов производства восточной Европы, то два L-39 были сняты с вооружения и отправлены на открытую площадку Кабульского международного аэропорта, где оставались со снятыми катапультными креслами до лета 2021 года, когда талибы вошли в столицу без боя.
К удивлению многих, в декабре того же года в репортаже телеканала «Аль-Джазира» были показаны старые механики, которые, очевидно, прошли обучение еще при коммунистическом режиме в 1980-х годах, работающие над хранящимся L-39. Вероятно, что талибы предпринимают усилия для восстановления этих машин.
Попытки талибов восстановить доставшиеся «борты»
В дополнение к трем вышеупомянутым последним известным афганским L-39, пережившим суматоху гражданских войн, есть и еще один самолет с серийным номером 0017, который выставлен в музее в Кабуле и по состоянию на февраль 2022 года все еще находится там.