Бразилия занимает второе место в мире по уровню смертности от Covid-19. Местная власть пытается сдержать распространение инфекции, однако ученые опасаются, что страну может охватить куда более смертоносная эпидемия. Желтой лихорадкой ежегодно заболевают до 200 тыс. человек, 30 тыс. погибают — это больше, чем во время терактов или в авиакатастрофах.
Вирус желтой лихорадки передается людям и приматам, а переносится комарами. Симптомы: высокая температура, головные боли и желтые пятна на коже — отсюда и название. В тяжелых случаях бывают кровотечение и нарушение работы печени. Без вакцины умирает около 15% заболевших, то есть летальность значительно выше, чем у коронавируса.
Ни в одной другой стране за последние годы не было так много вспышек желтой лихорадки, как в Бразилии. В период с 2016 по 2017 год в стране имела место крупнейшая вспышка заболевания за последние 80 лет. За несколько месяцев вирусом заболели около 3 тыс. человек и погибли 400. Очагами эпидемии стали штаты Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс и северный штат Пара, который находится в 5 тыс. км от Рио.
В 2018 году Бразилия задалась целью вакцинировать 80 млн человек, то есть больше трети общего населения. В некоторых регионах удалось привить до 95% жителей. Но в крупных городах процент вакцинированного населения едва ли превышает 50%.
Есть альтернативный подход. Население планеты составляет порядка 7,8 млрд человек, а обезьян вида золотистый львиный тамарин, которые, как и люди, переносят вирус желтой лихорадки, насчитывается около 2 500. По словам Мирена Д’Арка, исследователя из Университета в Рио, один из способов остановить распространение заболевания — вакцинировать одновременно и людей, и тамаринов. Такой подход не только спасет вымирающий вид, но и снизит процент передачи вируса от животных к людям. Здесь логика проста: чем больше вакцинированных обезьян, тем меньше носителей вируса.
В Бразилии насчитывается больше тамаринов, чем в любой другой части планеты. Во время эпидемии желтой лихорадки в 2017 году погибло более 4 тыс. этих обезьян. Как объясняет Хулио Сезар Бикка-Маркес, исследователь из Университета Рио-Гранде, приматы в Африке более устойчивы к желтой лихорадке, потому что эволюционировали вместе с вирусом. У бразильских же обезьян не было такой эволюционной защиты от вируса, потому они более уязвимы.
Вырубка лесов
Территория Бразильского атлантического леса охватывает почти 40 тыс. км. Это больше территории Ирландии. Но если сравнить с тем, что было раньше, сейчас площадь бразильских лесов в 12 раз меньше. Вырубка леса в Бразилии продолжаетсящш на протяжении пяти веков, с тех пор как португальские колонисты высадились на берегах Южной Америки.
В прошлом вырубка была обусловлена высоким спросом на древесину, сегодня лес расчищают под пастбищные угодья. Порядка 200 млн коров пасется в бразильском районе Амазонии — это примерно одна корова из расчета на одного бразильца. По оценкам Всемирного банка, фермерские хозяйства занимают до 75% территорий, где прежде были амазонские джунгли.
Среда обитания приматов сокращается. Они вынуждены жить в тесном соседстве друг с другом и с человеком. Отсюда и высокий риск передачи инфекции.
Как вакцинируют обезьян
Обезьян отлавливают с помощью ловушек с бананами в качестве приманки. На время усыпляют и вакцинируют, затем еще сонных относят к месту, где они были пойманы.
В знак благодарности тамаринам оставляют ветку бананов. Перемещения животных отслеживают с помощью GPS-устройств.
Не каждая попытка поймать тамаринов может увенчаться успехом, порой стаи мартышек похищают приманку.
За день удается уколоть вакцину 8-10 обезьянам. В течение двух лет бразильские ученые хотят, таким образом, защитить 500 особей тамаринов.
«Канарейки в угольных шахтах»
Источником распространения желтой лихорадки, как и Covid-19, были животные. Но именно люди разнесли вирус по всему миру.
Желтая лихорадка — заболевание родом из Африки. До работорговли на Южноамериканском континенте ее не было. Карен Штрайер, антрополог из Висконсинского университета в Мадисоне, сравнивает обезьян с канарейками в угольных шахтах, которые в прежние годы предупреждали шахтеров об опасности.
«Происходящее с тамаринами, — это предупреждение о том, что следует всерьез задуматься об угрозе желтой лихорадки и других вирусов».
В Бразилии обезьян истребляли
В 2017 году жители южных штатов Бразилии принялись массово истреблять тамаринов — их забрасывали камнями, отстреливали и сжигали, чтобы таким образом искоренить источник вируса. Десятки животных погибли.
Делалось это по распоряжению правительства, а местное Министерство здравоохранения даже в течение определенного времени называло желтую лихорадку «обезьяньей болезнью».
Однако ученые считают, что обезьяны — это наши часовые, которые предупреждают о том, что эпидемия приближается. Так считает исследователь Руис-Миранда.
Со временем жители Бразилии начали понимать, что обезьяны такие же жертвы вируса, как и люди.
Врачи предупреждают, что если не вакцинировать значительную часть обезьян и людей, желтая лихорадка по-прежнему будет оставаться серьезной угрозой. По некоторым оценкам, через 20 лет Бразилии понадобится свыше 220 млн доз вакцины от желтой лихорадки.
К счастью, сдержать этот вирус проще, чем Covid-19, поскольку имеется эффективная и проверенная вакцина, которая доступна широким слоям населения. Исследователи считают, что при достаточном финансировании людям вполне по силам предотвратить будущие эпидемии желтой лихорадки в Бразилии.