Одним из наиболее массовых самолетов украинских ВВС на начальном этапе был фронтовой истребитель МиГ-29. По состоянию на 1992 год их насчитывалось 247 единиц — 155 МиГ-29 (изделие 9.13), 71 МиГ-29 (изделие 9.12) и 21 МиГ-29УБ (изд. 9.51). Понятно, что со временем машина устарела, и в начале «нулевых» модернизацией оставшихся в строю самолётов занялся Львовский авиаремонтный завод. Предприятие освоило ремонт машин этого типа и с 1992 года отремонтировало их около сотни — прежде всего для иностранных заказчиков (наиболее известен азербайджанский контракт 2007-2012 годов, однако были и другие).
По государственной программе за короткое время были разработаны два варианта модернизации, которые получили условное название МУ1 и МУ2. Первый вариант был, по сути, вариантом модернизации украинских МиГ-29 (изд. 9.13) для Азербайджана — машины продавались из строевых частей после капитального ремонта как «модернизированные».
В целом это был «лайт вариант», и работы были направлены прежде всего на увеличение дальности обнаружения воздушных целей, улучшение точности выведения самолета в заданную точку, расширение возможностей по контролю и регистрации функциональных параметров его технического состояния, двигателя, ряда бортовых систем при максимальном использовании отечественных комплектующих.
При этом речь не шла об установке новых узлов в комплекс бортового радиоэлектронного оборудования самолета, а проводилась просто замена старых, наиболее «отказных» блоков. При этом повышение параметров радиолокационной станции Н019 произошло крайне незначительно — всего лишь немного увеличилась паспортная дальность. В целом упор был сделан на надежность и увеличение сроков эксплуатации.
В итоге приказом министра обороны Украины № 651 от 23 декабря 2009 года МиГ-29МУ1 был принят на вооружение. Однако даже такой бюджетный вариант (по меркам мирового рынка цена модернизации была чисто символической — около $ 2 млн) до аннексии Крыма в 2014 году и начала войны на Донбассе не стал массовым в Воздушных Силах Украины. За 2009-2012 гг. удалось «наскрести» денег только на модернизацию четырех машин.
И это при том, что количество МиГ-29 в составе ВСУ оценивалось в 80 единиц по состоянию на 2011 год. Их войсковая эксплуатация была освоена в 40-й бригаде тактической авиации (БрТА) в Василькове.
С началом активных боевых действий и полноценного государственного финансирования программа ускорилась. Конкретные цифры назвать сложно, однако, по данным открытой печати, в 2014 — 2019 гг. в строевые части были направлены как минимум 10 самолетов (2 — в 2016 г., 2 — в 2017 г., 3 — в 2018 г. и 3 — в 2019 г.). Таким образом, в целом количество модернизированных машин по первому варианту на сегодня можно оценивать в 14 единиц.
Нельзя не отметить, что темпы серьезным образом сдерживаются невозможностью покупки напрямую российских комплектующих. Поэтому ЛАРЗ вынужден начать импортозамещение: например, в 2018 году в Китае закуплена партия СВЧ вакуумных усилителей МХ7001 для бортовых РЛС Н019.
Однако первый вариант модернизации явно недостаточен для превращения МиГ-29 в реально универсальный самолет, отвечающий современным требованиям. Так, на МиГ-29МУ1 не реализован режим «воздух-поверхность», по-прежнему основным способом применения авиационного вооружения остается работа только по одной цели, отсутствует возможность работы с групповой целью, нет сопровождения с захватом двух-трех целей и так далее.
Поэтому еще в начале «нулевых» львовские инженеры предлагали и вариант МиГ-29МУ2, который был лишен всех этих недостатков прежде всего за счет установки новой РЛС Н019У2 от ЗАО «Фазотрон-Украина», модернизации системы управления вооружением 20ПМ, нового обновления радиостанции Р-682 и интегрированной аппаратуры навигации и посадки «Курс-93М» и так далее.
Все эти изменения позволяют применять по наземным и надводным целям не только неуправляемое вооружение, но и ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29, а также корректируемые бомбы КАБ-500Кр. В 2018 году ЛАРЗ в инициативном порядке начал работы над прототипом, который планируется завершить во второй половине 2019 года и передать на государственные испытания. После чего примерно с 2020 года львовяне хотят начать массовую модернизацию строевых машин.
Такой ударный вариант самого массового самолета Воздушных Сил Украины, как показал опыт применения авиации на Донбассе в 2014 году, критически важен — у нас ощущается острая нехватка самолетов именно для непосредственной поддержки сухопутных войск. Летом 2014 года доходило до того, что для атаки наземных целей отправляли даже МиГ-29, которые несли только неуправляемые реактивные снаряды.
Однако нельзя не отметить, что даже МиГ-29МУ2 не в полной мере отвечает современным требованиям, так как на вооружении ВСУ отсутствуют современные высокоточные боеприпасы. Ту же ракету Х-29, принятую на вооружение в 1980 году, военные специалисты критикуют за малую дальность поражения цели (всего около 10 км). Во-первых, это подвергает ненужному риску летчика (поскольку приходится входить в зону действия войсковой ПВО), а во-вторых, требует высокой квалификации: на максимально допустимой скорости применения Х-29 в 1250 км/ч время прохождения от максимальной (10 км) до минимальной (2 км) дальности составляет всего лишь 20 секунд.
Вполне вероятно, что ситуацию может исправить принятие на вооружение перспективной корректируемой авиабомбы, проект которой достаточно давно создается в ГосКБ «Луч». Известно, что такое изделие оснащается телевизионной головкой самонаведения с возможностью самостоятельного выхода на цель по системе «сбросил-забыл».
При этом, судя по данным разработчиков, дальность применения авиабомбы, сброшенной с высоты 5 км, составляет 20 км. Таким образом, самолет-носитель будет почти недосягаемым для ЗРК малой дальности.
То же конструкторское бюро «Луч» предлагает проекты дополнительной аппаратуры для превращения неуправляемых бомб в корректируемые. Однако пока информации о принятии на вооружение или даже государственных испытаниях в открытой печати нет.
Фото к статье любезно предоставлены Богданом Шклярским (г. Луцк)