...Очередная «дорожная карта» грядущего переселения человечества за пределы Земли — вот что такое эта необычная книга известного популяризатора науки. Хотя идеями, изложенными в «Будущем человечества» Митио Каку (М.: Альпина нон-фикшн) — колонизация Марса, строительство заправочных станций на кометах, сверхсветовые перелеты по Галактике, встречи с инопланетным разумом и обретение бессмертия как условие освоения Вселенной — интересуются, кроме автора, многие. В частности, напомним, Илон Маск, Джефф Безос, Сергей Брин и другие капитаны новых технологий, инвестирующие в решение проблем близкого и отдаленного будущего.
И, несомненно, всех их можно рассматривать как неотъемлемую часть современного мировоззрения, в формирование которого Митио Каку вносит ценный вклад. Каков он и в чем его ценность?
Ну, во-первых, здесь мы имеем непосредственное руководство к действию, поскольку философию, психологию и прочую матчасть космических изысканий на лекциях типа «Есть ли жизнь на Марсе» все мы уже проходили. В книге же Каку — четко и ясно о том, сколько и чего нужно брать с собою в дорогу. Немало, заметим. Уже сами названия глав дорогого стоят: «Подготовка к старту», «Как построить звездолет», «Марс во что бы то ни стало», «Покидая Вселенную». Впрочем, без лирики не обошлось, и поскольку книжка научно-популярная, то и напугать читателя горьким аперитивом научной правды стоит обязательно.
Рассказывая о том, как когда-то давно, после извержения вулкана, на Земле осталась горстка людей, вместившихся бы в конференц-зал небольшой фирмы, автор напоминает, что все мы после этого, соответственно, братья-сестры, а во-вторых, обязательно умрем. «Однажды и мы неизбежно лицом к лицу столкнемся с неким масштабным событием, угрожающим всеобщим вымиранием», — уточняет он, и понеслась. Вымирание — это норма, природа — не наш дом, конкуренция за остатки еды, воды и топлива на Земле неизбежна. Ага, еще, чтобы не забыть, «вулкан под Йеллоустонским национальным парком проснется от долгого сна, разорвет Соединенные Штаты на части и окутает Землю удушающим ядовитым облаком сажи и пыли».
В связи со всем вышеперечисленным нам предлагают не забывать о том, что «в отличие от всех остальных форм жизни на планете, которые пассивно ждут своей участи, мы — хозяева своей судьбы». Именно о таких хозяевах жизни речь в этой книге. На самом деле быть ими нетрудно, только денег плати. Ведь всю работу за нас сделают роботы! А вы не знали? Труднее всего на Марсе будет с первым. Для этого на Красную планету придется сначала отправить оборудование, но после уже без проблем — как только появится первый робот, он сам построит свою копию. Затем два робота займутся изготовлением своих копий, и мы получим четырех роботов, уверяет нас автор, и сразу становится как-то легко и спокойно. Может, и лететь никуда не надо? Пусть они сами себе живут, размножаются...
Тем более, что вскорости нам предлагают бессмертие, мы сможем загрузить свое сознание в компьютер и отправить его к звездам, так куда спешить-то? «Аватар-сверхчеловек будет способен выдерживать жар обжигаемых солнцем планет и холод далеких ледяных лун, — увещевает автор. — Звездолет, несущий центральный компьютер с вашим коннектомом, можно отправить на исследование новой солнечной системы. Когда звездолет достигнет подходящей планеты, ваш аватар сможет исследовать ее, даже если атмосфера на ней окажется ядовитой». Словом, пусть пробуют они, как в песне у Высоцкого, мы лучше переждем?
Чтобы скоротать время ожидания, предыдущий прогноз на будущее нашей планеты может вполне сгодиться в качестве затравки для игры с вечностью. Помнится, там говорилось, что гора с горой не сходится, и не было на свете двух неандертальцев с одинаковым ДНК, так черти, как говорится, накачали, а бес попутал. То есть все выжившие в далекие времена люди имели кровную связь и были родственниками. Помогло это и автору следующей книги, лауреату, между прочим, Нобелевской премии. «ДНК. История генетической революции» Джеймса Д. Уотсона (СПб.: Питер) отправляет нас в величайшее научное путешествие, охватывающее все вехи соответствующей науки — от открытия двойной спирали до открытий последнего десятилетия. Кстати, одно из них (а именно открытие двойной спирали ДНК) по значимости вообще можно сравнить только со свершениями эпохи Просвещения. Естественный отбор, конечно, все еще действует, но генная терапия уже стала реальностью. Что дальше?
А дальше, как уже говорилось, о родственных связях. И предваряет все это дело захватывающая глава «Зарождение генетики: от Менделя до Гитлера». Но самое интересное в книге нобелевского лауреата — о расследовании убийства царской семьи, расстрелянной чекистами. В дело пошло все, что могло генетически подтвердить останки Романовых, и даже испачканный кровью носовой платок, которым царь воспользовался после покушения в 1892 году, когда на него напал вооруженный мечом убийца. Даже саркофаг его брата вскрывали, чтобы получить образец тканей. Несомненно, кости принадлежали царю, и в 1998 году, спустя 80 лет после казни Романовых, останки царя Николая II, восьми его родственников и слуг наконец упокоились в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
Сложнее было с Анастасией, чей скелет не был найден в общей могиле. Самозванок, сами понимаете, с того времени появилось немало, но самой главной претенденткой на роль потерявшейся княжны была некая госпожа Андерсен, не родственница великого сказочника, но вполне возможно, что царских кровей. Впервые она заявила о себе в 1920 году, став героиней множества книг, и даже кино про нее сняли с великой Ингрид Бергман в главной роли. И вот уже кремирована вроде бы была наша «княжна», и следов, как говорится, никаких, но обнаружился альтернативный источник ее ДНК. Тоже тряпочка окровавленная, оставшаяся после аппендицита. Короче, мимо кассы оказались все шедевры кино и литературы — гражданка Андерсон никогда не состояла в родстве ни с царем Николаем II, ни с императрицей Александрой, ни даже с их слугами.
В следующей книге нашего обзора мелочи не менее важны, и уж тем более в вопросах жизни и смерти. Да и начинается все, как правило, с малого. Например, знаете ли вы, что некие крошечные существа, о которых рассказывается в «Диктатуре микробиома» Хью Леннарда (СПб.: Страта), влияют на наше настроение, вес и работу иммунной системы? Их в нас триллионы. Если сложить всех микробов, которые имеются в человеческом организме, это количество будет примерно равняться количеству всех клеток организма. И это при том, что микробы обычно значительно меньше клеток, что, в принципе, не смертельно.
Но лучше вернемся к вопросу жизни, а точнее — ее начала. Автор вдруг вспоминает, что в Америке каждый третий ребенок рождается путем кесарева сечения. И в чем тут наука, спросите вы, и тем более популярная? А в том, подсказывают нам, что контакт младенца с вагинальной и кишечной флорой матери обеспечивает способность колонизировать микроорганизмы. При кесаревом же сечении такого контакта нет. И уже не кариес, как в старой рекламе, а тот самый микробиом устраивает американцам диктатуру. Ну и не только им, конечно. Дело в том, что младенец, рожденный путем кесарева сечения, не получает бактерии, которые должны колонизироваться в кишечнике. Первичная флора кишечника у младенцев, рожденных путем кесарева сечения, нарушена, и отклонения от стандарта могут наблюдаться в первые полгода жизни. Но и потом проблемы остаются!
Например, ожирение. Из-за микробиома, конечно. Если ребенок рожден с помощью кесарева сечения, у него велика вероятность склонности к ожирению или, по крайней мере, вечной борьбы с лишним весом. И если даже жизнь началась обычным способом, ребенок антибиотиками не злоупотреблял, но все равно постоянно набирает лишний вес, то это опять может быть связано с составом микроорганизмов, проживающих в его кишечнике. Например, одни бактерии забирают больше энергии из пищи, которую он ест, чем другие. Они могут влиять на уровень сахара в крови и, в частности, на подъем этого уровня во время приема пищи. Они могут влиять на настроение и на выбор продуктов питания. Проблема, не так ли?
Вот почему, заключает автор, задача ученых в настоящее время — сделать рекомендации максимально точными в каждом конкретном случае. Какие именно? А не зависеть от «иностранных агентов» в своем теле! Имеются в виду, конечно же, микроорганизмы, проживающие у нас в кишечнике, ведь именно эти одноклеточные существа влияют на наши мудрые решения выпить, скажем, пива с утра или в полночь съесть пару отбивных. «У наших микробов есть возможности, мотив и инструменты, чтобы нами манипулировать», — сообщают нам, предлагая целую книжку о том, как с этим бороться.