Верить в существование ведьм или не верить – дело сугубо личное. Атеисты напрочь отрицают даже саму мысль о магических способностях. Мистики утверждают, что ведьмы есть. А простой сельский люд твердо знает: ведьмы живут среди нас.
Пожалуй, в каждом селе найдется женщина, обладающая магическими способностями. Будь то ведунья, знахарка, целительница, однако название у всех одно: это — ведьма (от слова «ведать»), то есть женщина, ведающая скрытыми знаниями. Более того, в последние лет двадцать появилась тенденция именовать себя модными словами типа «экстрасенс», «биоэнергет».
Примерно семь лет назад мне довелось общаться с одной киевской ведьмой. Да, самой настоящей ведьмой. «Думаешь, все, кто назвал себя экстрасенсом, таковыми являются? — сказала она. – Думаешь, Джуна – экстрасенс? Она – мой учитель. А все мы называемся ведьмами».
Ведьмы бывают врожденными и обученными. Кстати, магическими способностями в большинстве своем обладают женщины. Так что мужчины-ведьмаки в меньшинстве. Обычно самая старшая женщина в роду передает свою Силу внучке. Как правило, врожденные ведьмы появляются на свет через поколение. Обученные же специально ищут учителя, дабы обрести магические навыки и управлять людьми и обстоятельствами. В старину люди верили, что такие ведьмы вступают в сговор с Сатаной, а пройдя обучение, вредят окружающим.
Говорят, в нашем селе много ведьм. Я не знаю их в лицо, хотя, думаю, сталкивалась с ними не раз. Но есть и другой статус для обладательницы знаний – баба-шептуха. Кстати, покойная бабка моего мужа как раз была шептухой (от слова «шептать»). Такие бабки (а, кстати, необязательно бабки, поскольку среди таковых есть много обычных женщин средних лет) снимают сглаз, испуг, заговаривают кровь и прочее. В общем, занимаются на своем уровне. Используют в основном молитвы, которые произносят очень тихо, на уровне едва различимого шепота.
Отшептывают они это все на хлеб либо выкатывают яйцом. Они постятся на церковные праздники, в такие дни никакой работы в руки не берут.
Главный праздник для них – «Святой Пантелеймон Целитель». Как они говорят, Святой им помогает. Плату за свою работу никогда не назначают.
Денег берут ровно столько, сколько можешь им дать. В основном на селе основная плата – это продукты: хлеб, мука, крупы, яйца, сало. Вообще, истинная ведьма всегда видит платежеспособного клиента. И настоящая ведьма плату тоже не назначает – сколько дашь.
Селяне говорят, что шептух теперь стало в разы меньше, а еще лет десять назад в каждом селе их насчитывалось не менее трех. То ли постарели и умерли, то ли молодые стали более тщательно скрывать свои знания. А вообще, по сути, шептух тоже можно отнести к ведьмам. Шептухи лечат также скот от всяких слабостей. Рассказывали, что раньше в селе жила одна бабка. Бывало, что корова ни с того ни с сего вдруг начинает драться. А может прийти с пастбища, стать у ворот и отказаться во двор заходить. Тогда шли к бабке. Она нашептывала на хлеб с молитвами, и корова приходила в норму.
Слышала и про обряд, существовавший раньше на селе и помогавший уберечь от волков корову, которая не пришла вечером домой с пастбища.
Шептуха выходила во двор, смотрела на месяц, шептала молитву, крестилась, брала в руки замок, запирала его на ключ и клала на землю со словами: «Пока корова не вернется». Говорят, обряд помогал.
Когда я только переехала в село, мне довелось столкнуться с такой шептухой. Однажды у меня неожиданно, без всяких на то причин резко поднялась температура. Симптомов простуды не было. Соседи тут же потащили меня к шептухе. Та сразу диагностировала сглаз. И сказала, что привезла я его из Киева, с работы. Добавила, что таким образом температура у меня поднимается не в первый раз. Это было правдой. Врачи ничего не смогли определить. И я действительно перед переездом как раз уволилась с телеканала. Что она конкретно делала, я не видела. Посадила меня спиной к себе. Шептала на хлеб. Потом сказала выбросить его ничейным собакам. И могу сказать, что больше повышение температуры меня не беспокоило.
Украинская ведьма прошлого очень отличается от ведьмы европейской. Принято считать, что ведьма Европы имеет образ старухи с крючковатым носом. Она делает людям пакости и кушает маленьких детей. С европейцами все понятно – они со своей охотой на ведьм и так всех более или менее симпатичных женщин истребили. Думаю, вряд ли кто поспорит со мной, что в Европе, ну, очень мало красивых женщин. Украинская же ведьма, как правило, либо молода, либо среднего возраста, красива или, как минимум, весьма очаровательна. Стоит хотя бы вспомнить гоголевскую Солоху. В украинском фольклоре представляли ведьму вдовой, замужней, а то даже и девушкой. Порой к ведьмам причисляли и повитух, которые выполняли общественно полезное дело, значит, помогали людям. А тех, кого считали ведьмами, уважали и даже побаивались, старались с ними не ссориться.
Современные городские ведьмы в большинстве своем зажиточны. Они устанавливают четкую плату за услуги. Во всяком случае, лично я не знаю ни одной откровенно бедной городской ведьмы. Сельские ведьмы живут куда более просто. Как и городские, так и сельские ведьмы могут иметь семью.
Но скажу честно: найти мужа из простого социального круга им достаточно сложно. Тут надо либо опускать себя сознательно на уровень мужа при общении, либо искать такого же «а-ля ведьмак», либо быть одной. И городские, и сельские ведьмы могут делать и добрые, и плохие дела. Например, приворот – доброе или плохое дело? Для меня плохое, ведь подчинение чужой воле человека всегда плохо. А у ведьмы все зависит от ее собственной воли. Я слышала историю, когда в одной сельской больнице прохудилась труба в зале, где обмывают покойников. Вот и повадились ведьмы и ведьмочки, старые и молодые, набирать воду из той трубы. А санитары морга вообще говорят, что бутылку «мертвой» воды они легко меняют на бутылку водки.
К слову, охотно обращаются к современным ведьмам отечественные политики. Особенно остро этот вопрос стоит накануне выборов. В одном из соседних сел живет гадалка. Знаю от людей, что во время Помаранча-2004 у нее неоднократно видели пана Ющенко. Хотя услуги этой дамы очень недешевы.
Ведьмы сегодня могут решить все проблемы. Во всяком случае, так они о себе говорят. Вернуть загулявшего мужа – без проблем, помочь с бизнесом – проще простого, отправить в могилу врага – не вопрос. Это все больше в городе. В селе же все проще простого: помочь хозяйке, чтобы корова забеременела, чтобы в поле урожай был хороший, чтобы дожди шли и т. д. Слышала в одном черниговском селе разговор двух женщин. Одна сказала другой: «Ты же знаешь, почему у нас все лето нет дождей. Ты знаешь, чья это работа». В общем, ведьмы и по сей день работают на разное благо.
Окончание следует
Справка. Дарина Сож — бывшая киевская журналистка, которая несколько лет назад переехала на постоянное место жительства в украинское село. Все статьи автора можно прочитать здесь.