Нового альбома ждали так долго, что успели и прослушать в предвкушение все его предыдущие работы и вспомнить, из чего они были сделаны, и даже сходить на его концерт в Киеве. Итак, в преддверии нового диска Marilyn Manson* «Heaven Upside Down» работы прежних лет не подкачали.
А что им, платиновым, сделается, ржавь не берет — а вот сделан наш Мэнсон, вспомнилось, из фирменного наката и жесткого надрыва в стиле позднего Моррисона (киевское шоу открывала, между прочим, «The End» The Doors), ну и про кальку с позднего Билли Айдола тоже не стоит забывать. Вот что «пост животворящий» делает с нашими кумирами!
Сами кумиры гораздо милосерднее своих фанатов оказываются. Патриотичнее, что ли, в хорошем, местном смысле слова. На киевском концерте Мэнсон то и дело поминал мать городов русских, приветствуя раскумаренных поселян. Это, в принципе, не новость, и какой-нибудь Вакарчук за рубежом тоже может крикнуть, мол, «Лондон из зе кэпитол оф Грэйт Бритн», и ничего ему за это не будет. А вот американский гость, если помните, в конце своего выступления выдал этакий спич: «I don’t want to be political but you just made Moscow sound like a bitch».
Нет, лучше о музыке с нового альбома. Конечно, любимые марши («Kill4Me»), модные цифровые названия («Revelation #12», «SAY10»), привычные проклятия глобалистам («We Know Where You Fucking Live» — в клипе на песню вспомним недремлющее око Google Maps), эпатажные придумки. На самом деле новый диск Мэнсона более всего похож на смотр войскам. В основном, конечно, внутренним, как демоны, которых он в очередной раз выпускает, а нам не страшно, только весело. Гротеск, эпатаж, надрыв прилагаются — обновленные, с ботоксом и силиконом.
Недаром вторым номером на киевском концерте после новой «Revelation #12» шла «разъяснительная» композиция «This Is the New Shit».
Кстати, о новизне. Почти половину ударных песен из нового альбома его автор выпускал, подогревая интерес, на протяжении всех восьми месяцев ожидания. Это стратегия такая, известная по кино (трейлеры, спойлеры и т. д.) — заранее пустить в народ кое-что из нового, чтобы на концерте подпевали знакомым словам и аккордам.
Серьезная альтернатива следующей группы всегда разбавлялась ее лидером то фанком, то поп-роком, то «стадионным» драйвом. Один из клипов на песню нового альбома The Killers «Wonderful Wonderful», например, именно об этом — ищущем свое лицо парне — вчерашнем кумире мюзик-холла, ныне живущем посреди пустыни в трейлере. И поэтому во всех песнях американцев — отчаянное желание вернуться в 60-е, 70-е, 80-е — да хоть куда-нибудь, лишь бы не оставаться здесь, где все меньше места игре. Добавим, что во втором клипе на песню нового альбома главная героиня похожа на Урсулу Андерс, когда-то сыгравшую девушку Джеймса Бонда, пионерский вокал копирует лидера «A-ha», магнитофонная кассета «Agfa» отсылает к 90-м, а коктейль Молотова, брошенный в машину обидчика — и вовсе к 1940-м, ну или к модной «майданной» теме.
Если же вспомним старые работы коллектива, то окажется, что последняя их удачная пластинка выходила еще в 2006 году, и после на каждом новом альбоме они выпускали по одному хиту уровня их старого трека «Shot at the Night» и «Miss Atomic Bomb». Исходя из этого, стоит отметить, что новая работа «The Killers» получилась (и звучит) на грани фола (то есть гениальности). На ней то актер Вуди Харрельсон зачитывает фрагмент из Евангелие от Матфея, то привычное звучание группы куда-то девается. Может, в захолустную Юту, куда ей пришлось переехать из Лас-Вегаса из-за психологических проблем жены фронтмена группы, борьбе с которыми он посвятил большую часть песен на новом альбоме. И недаром все заканчивается треком, в котором описывается их создание. Звучат различные мелодии, пробные аккорды, нагнетание тревоги и дискомфорта, которые, как всегда, предваряют рождение настоящей «идеальной» песни.
С некоторого времени следующая группа нашего обзора стала создавать нечто ретроспективное, и не только в контексте своего собственного творчества. Хотя есть мнение, что альбом «Concrete and Gold» Foo Fighters — это уже из области post-foo, и разве не хорошо иметь личный стиль, пускай даже он означает явный регресс? «Регресс? Какой еще регресс? Регресса никакого нет!» — как пропели бы в советском мультике про музыкальную шкатулку, слизанном с битловской «Желтой подводной лодки». «И все ж я знаю, в чем регресс!» — ответил бы тамошний тролль, а лидер группы, да-да, все тот же Дейв Гролл, барабанщик «Нирваны», создавший в 1994-м «Foo Fighters» после смерти Курта Кобейна, вещает сегодня вот о чем. Да, "Битлз", говорит он, вы правильно заметили — и акустическую гитару, и реверберацию с микшированием, делающие музыку похожей на битловский «белый» альбом 1968-го, и вообще — знаете, чего он как-то заявил? Говоря о новой работе «Foo Fighters», Дейв Гролл подчеркнул, что все это похоже на то, как если бы «Motörhead» переиграли битловский «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».
Что сказать? У каждого есть свои недостатки, как возражали в фильме «В джазе только девушки», когда на предложение руки и сердца тамошний герой заявил, что он — мужчина. И музыка стиля гранж может быть сделана по-разному и разными людьми, пускай даже ранее они были олицетворением совсем других, прямо противоположных, по сути, стилей. Кто бы мог подумать, например, что бывшие лидеры мальчиковых бэндов Джастин Тимберлейк из «NSync» и Шон Стокман из «Boyz II Men» когда-нибудь окажутся в одной студии с «Foo Fighters»?
Впрочем, все это личное мнение, а вот общественное, основанное на многолетнем прослушивании группы и не признающее ее провалов, устами разнообразных музыкальных изданий новую работу этого коллектива хвалит. «После долгого застоя Concrete and Gold стал небольшим прорывом для группы или, как минимум, прогрессом», — говорят о ней («Mojo»). Ну или хотя бы не ругают, утверждая, что «Concrete and Gold — обычный альбом Foo Fighters, в котором сочетаются и богатое звучание, и максимальная тяжесть» («Q Magazine»). Словом, сочувствуют, напоминая, что это «пластинка, содержащая некоторые важнейшие и впечатляющие треки группы за последние года» («New Musical Express»).
*От редакции. Православные СМИ пишут, что Marilyn Manson - супер-звезда из разряда пустышек, которые ничего из себя не представляют и к рок-музыке, по сути, никакого отношения не имеют. Он — продукт профессионального пиара в среде шоу-бизнеса, где стал известен своими антихристианскими текстами песен, пропагандой сатанизма, бесконечными скандалами (в том числе сатанинскими, трансвеститскими и гомосексуальными выходками). Абсолютное большинство его репертуара состоит из ремейков и плагиата.