Вы никогда не обращали внимание на одну очень интересую закономерность: как только в стране начинается что-то хотя бы отдаленно напоминающее кризис, власть протягивает народу бутылку?
Скажете, что я утрирую? Отнюдь.
Как только началась история с национализацией «Приватбанка» и украинцы выстроились в километровые очереди возле банкоматов, а в соцсетях начали собираться группы разъяренных вкладчиков, вдруг ни с того ни с сего появилась информация о том, что теперь в Киеве опять будут по ночам продавать алкоголь. Киевское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины признало решение Киевсовета о запрете реализации алкоголя в ночное время незаконным и обязало отменить его в течение месяца.
Безусловно, можно было бы списать это на банальное совпадение, если бы этот прием не повторялся слишком часто.
В августе прошлого года, как только нам огласили очередную «радостную» весть о повышении тарифов на отопление, а политологи начали пытаться угадать, восстанет народ или не восстанет, произошло то, что у нас практически никогда не имело прецедентов: нам объявили о готовящемся снижении цен... Приятно, не правда ли? Только вот есть один пикантный момент: цены решили снизить не на колбасу, не на лекарства для пенсионеров и даже не на детское питание. Нам пообещали снизить цены на... алкоголь. Высший административный суд Украины отменил постановление Кабмина о минимальных розничных ценах на алкоголь, а это автоматически должно было снизить минимальные розничные цены до уровня 2013 года: с нынешних 54,9 грн до 39,9 грн за пол-литровую бутылку водки.
Вот вам и выход из кризиса и решение вопроса неподъемных платежек: не можешь решить проблему — пей, и проблема тут же потеряет свою значимость. Как видите, все гениальное действительно очень просто.
Можно было бы не проводить эту аналогию и не связывать стремительный рост тарифов с неожиданным падением цен на алкоголь, если бы не одно «но»: то же самое было в России, когда там начался кризис. С 1 февраля 2015 года в России впервые в истории снизили цены на водку. Но самое интересное, что цены опустили только на самую дешевую водку, причем опустили весьма щедро, почти на 16%, а вот цены на дорогие напитки, то бишь коньяки и бренди, которыми пролетариат едва ли будет заливать глаза, чтобы не видеть, в каких условиях он живет, остались на прежнем уровне. Кстати, в России внезапное падение цен на водку тогда объяснили увеличением сектора теневого рынка. Дескать, много «паленки», так вот в приступе удушья заботы о народе власти решили его напоить относительно качественным пойлом.
Просто совпало? Может быть, и так, но тем не менее определенные вопросы все-таки есть. Зачем власть дает народу бутылку, если не для того, чтобы отвлечь его от насущных проблем и пугающей реальности? Говорит ли это о том, что власть понимает свою шаткость и из последних сил держится за падающее кресло? Об этом «Фраза» спросила у людей, которые уже давно не верят в совпадения и прекрасно понимают, что власть никогда и ничего не делает просто так.
Василий Волга, народный депутат Верховной Рады Украины V созыва, лидер политической партии «Союз Левых Сил», бывший глава Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины:
Вряд ли этот вопрос вообще имеет какой-то национальный окрас. Я недавно ездил по селам, по Киевской и по Сумской областям. Знаете, нужно просто посмотреть, как люди живут на самом деле. Но знаете, мне кажется, что, попадая в подобные условия, будь то русский, будь то украинец пьют беспробудно. Я говорю об условиях тотальной нищеты и безработицы. Поэтому говорить о том, что здесь существует какая-то национальная окраска, по принципу «на последние, без сдачи, тут не мелочный народ» сложно. У тех же американцев уровень алкоголизма сейчас превышает уровень алкоголизма в России.
А вот между тем, что сейчас происходит с «Приватбанком», и тем, что по ночам стали продавать алкоголь, я не вижу связи. Сложно сказать, чем именно это продиктовано и какое лобби стоит за всем этим. Понятно, что это выгодно торгующим алкоголем. Но вот чтобы это было использовано именно в политическом процессе, мне сложно поверить.
Дать народу возможность банально бухать — это уже из истории царской России из какого-то гремучего прошлого. «Заливайте глаза, только не думайте о том, что на самом деле происходит»... не знаю.
Я все-таки гораздо более высокого мнения о наших людях. Даже несмотря на то, что наш народ способен к беспробудному пьянству. Но мне кажется, что такое отвлечение внимания народа — это слишком примитивно. К тому же, по большому счету, власть предержащие, то есть Порошенко и его команда, уже добились того, чего хотели добиться. Дело в том, что сейчас народ находится в таком придавленном социально-экономическом положении, всех до такой степени придавили к стене, что это просто тотальное уничтожение. И вот это тотальное уничтожение материально-технической базы 90% домохозяйств, испуг перед завтрашним днем, непонимание того, как дальше жить — все это деморализовало людей как единую силу.
Сейчас делаются попытки каким-то образом поднять людей, организовать протест. Но если это истинный протест, достаточно того, чтобы был стержень, дальше масса уже сама накручивается на этот стержень. На самом деле людей уже не нужно спаивать, их уже убили, их деморализовали. Гражданская инициатива в смысле сопротивления беспределу власти и всему тому, что мы имеем последние три года, уже невозможна. Сломлена гражданская инициатива, и сломлена она именно тотальной нищетой.
У людей сейчас фарш в душах, в головах и нет никакого стержня к сопротивлению. Спаивать людей уже необязательно. Мне видится, что здесь ситуация очень проста: кто-то занес деньги и пролоббировал эту норму. Кто-то из крупных поставщиков алкоголя — вот и все.
Дмитрий Корчинский, лидер партии «Братство», политический и общественный деятель:
Я думаю, что в истории с «Приватом» и разрешении на ночную продажу алкоголя все-таки нет связи. Скорее всего, это просто плотность событий. По сути, при желании всегда можно одно событие привязать к другому, хотя бы ассоциативно. Ведь у нас обострение на фронте, на Светлодарской дуге тоже произошло именно в тот день, когда началась национализация «Приватбанка». Я не думаю, что это все как-то связано. Но нужно понимать, что существует так называемый закон парных случаев. Ну вот посмотрите: убивают российского посла в Турции, в тот же день гибнет дипломат в Москве, и, как потом выяснилось, у них в тот же день шла пьеса «Горе от ума», на которой должен был быть Путин, а Грибоедов — это дипломат, которого в свое время убили в Иране.
Наше сознание моментально связывает все эти события, хотя зачастую они просто совпадают и не более того. Я не думаю, что наше правительство додумалось бы легализировать ночную продажу алкоголя в связи с национализацией «Приватбанка».
Ирина Фарион, украинский политический и общественный деятель, член Всеукраинского объединения «Свобода», депутат Верховной Рады Украины 2012-2014 гг.:
Это абсолютно правильный комплексный подход. Если организм болеет, если болен какой-то один орган, то это значит что слабая вся система и эту систему необходимо каким-то образом обезболить. Обезболить хотя бы временно, то есть да, действительно, залить спиртом. Именно это сейчас и происходит. Сейчас необходимо максимально сманипулировать массами, а дать людям в руки в неограниченном количестве алкоголь — это лучший способ выключить аналитику.
Наше общество и так не отягощено глубокой аналитикой и не склонно делать выводы относительно того, что сейчас происходит. А сейчас нужно дать еще и дополнительный фактор безразличия — дать в руки бутылку. Это происходит потому, что наше общество позволяет собой манипулировать. И это говорит об исключительной незрелости в плане государственности и в плане нации, а также в плане избрания на руководящие должности людей, живущих только в одной системе координат, которая называется «купи-продай-обмани». Если наше общество не выходит за рамки этой идеи купить и продать, то почему бы ему не дать в руки бутылку, которая существенно упростит решение и личных, и общегосударственных проблем? Когда-то народ спаивали в советские времена. И наша власть ведет себя абсолютно так же, как советская партноменклатура. Так почему бы сейчас не применить это проверенное оружие?
***
Действительно ли разрешение на ночную продажу алкоголя связано с национализацией «Привата» или это лишь совпадение, мы, пожалуй, так никогда и не узнаем. Но слишком часто повторяющиеся совпадения уже напоминают закономерность. И самое главное: то, что мы сейчас можем принять как благо и удобство в виде бутылки ночного пойла для «горящих труб», на самом деле может оказаться банальной попыткой увести нас в другую реальность. А вот уйдем мы в нее или нет, зависит лишь от нас самих.