Вы будете смеяться, но Гройсману таки удалось, наконец-то, прославиться. О его «супер-дюпер-идее» вдруг, ни с того ни с чего, буквально через два месяца поднять минимальную зарплату в два раза заговорила вся страна. Благодаря этому очень многие узнали, наконец, кто такой Гройсман и что он вообще существует в природе.
То есть идея, конечно, правильная. Доходы граждан необходимо повышать. Издевательски низкие доходы не только ввергают в нищету миллионы граждан, но и ведут экономику в пропасть из-за катастрофического сокращения покупательной способности и, как следствие, потребительского и инвестиционного спроса.
Вместе с тем не приходится сомневаться, что неожиданное заявление Гройсмана — это не более чем истеричный пиар чиновника, рейтинг которого стремится к нулю. Ведь ни сам Гройсман, ни другие чиновники не объяснили толком, откуда дровишки, то есть деньжата возьмутся. Надежды на увеличение поступлений в бюджет в результате невиданного роста экономики и все того же повышения минималки не выдерживают критики. Правда, еще есть денежная эмиссия...
Есть еще один любопытный нюанс. Резкое увеличение минимальной зарплаты позволит правительству существенно сэкономить на субсидиях. И не потому, что граждане станут богаче и субсидии им не понадобятся, а потому, что согласно последним новациям при назначении субсидий в качестве дохода безработных и официально не работающих принимается удвоенная минималка. Принимается просто так, что называется, «от балды», и это позволит власти сократить или отменить субсидии очень и очень многим домохозяйствам, которые в них крайне нуждаются.
И все же сенсация — таки да! — удалась. Заявление премьера о повышении с 1 января 2017 года минимальной зарплаты до 3200 гривен и об уравнивании минималки с прожиточным минимумом наделало шуму. Особенно если учесть, что сейчас минималка составляет 1450 гривен, а с 1 декабря ее должны были поднять до 1600 гривен.
Более того, поданным в парламент и уже принятым в первом чтении проектом бюджета на 2017 год предусмотрено, что в декабре 2017 года минимальная зарплата должна возрасти до 1762 гривен.
И вдруг Гройсман заявляет, что с нового года «никто из работающих в бюджетной сфере не будет зарабатывать меньше 3200 гривен». Сразу же возникают вопросы к адекватности правительства и лично премьера. Какой смысл было подавать проект бюджета, громогласно гордится тем, что он, дескать, «впервые подан вовремя», проталкивать законопроект о бюджете-2017 в первом чтении? Ведь столь радикальное повышение минимальной зарплаты до 3200 гривен с начала 2017 года требует столь же радикального пересмотра проекта бюджета и по доходам, и по расходам, и по целому ряду макроэкономических параметров, включая прогноз ВВП, инфляцию, курс доллара и многое другое. Гройсман, ничтоже сумняшеся, заявляет, что уже поручил Министерству финансов и Министерству социальной политики учесть эпохальную новацию при подготовке бюджета-2017 ко второму чтению. А ведь, по сути, нужно писать едва ли не совершенно другой проект бюджета!
Столь резкое повышение минималки, надо полагать, вызвано тем, что стоимость недавно утвержденной потребительской корзины оценивается в 3200 гривен. Но ведь это было известно давно. Почему об этом вспомнили только сейчас, когда проект бюджета прошел первое чтение? А главное, непонятно, откуда взять деньги, о чем далее. Подобные неадекватные телодвижения правительства и лично Гройсмана очень напоминают знаменитую обезьяну с гранатой...
* * *
Примечательно, что пока никто из чиновников официально не назвал источники, из которых будут взяты средства на повышение минималки. Особенно интересно было бы послушать министра финансов.
Имеется только витиеватое высказывание вице-премьера Павла Розенко: «Баланс государственного бюджета не будет изменен, бюджет будет сбалансирован, то есть это не инфляционные средства, это не напечатанные средства. Это средства, которые дает экономика, это средства, которые зафиксированы в государственном бюджете и не приведут к повышению цен».
Вице-премьер добавил, что за счет увеличения минимальной зарплаты, как у бюджетников, так и в частном секторе, уменьшиться дефицит Пенсионного фонда. При этом он отметил, что общая сумма расходов, которые потребуются для обеспечения повышения минимальной зарплаты, будет опубликована вместе с проектом госбюджета на 2017 год через 2 недели.
Из этого спича можно понять только то, что чиновник обещает не печатать деньги, то есть не обеспечивать повышение минималки денежной эмиссией. Это, конечно, похвально, но денежно-эмиссионные и вообще финансовые вопросы не входят в сферу компетенции вице-премьера по гуманитарным вопросам, каковым является Розенко. Это прерогатива Министерства финансов и, в большей степени, Национального банка, которые пока оглушительно молчат в вопросе источников роста минималки.
Радужная надежда Розенко на то, что повышение минималки снизит дефицит Пенсионного фонда, очевидно, основывается на следующем. Значительное число официально работающих граждан официально же получают минимальную зарплату, которая сейчас, повторим, составляет 1450 гривен. Считается, что неофициально в конвертах им приплачивают сверху некие огромные суммы, хотя это далеко не так, и суммы «в конверте» если и есть, то незначительно, особенно, когда речь идет и депрессивных регионах с низкими уровнями доходов. Количество получающих минималку оценивается в 4 млн человек при 10 млн человек официально работающих. Именно на этих «рокфеллеров» нынешняя «демократическая власть объявила охоту как на источник пополнения бюджета и Пенсионного фонда. Миллиарды долларов, выводимые олигархами за рубеж, власть не интересуют, очевидно, потому, что эта власть сама является олигархической. По последним данным, Порошенко в рейтинге самых богатых поднялся за год с 6-го на 4-е место. Действительно, не зря же чувак к власти дорывался!
Собственно, ничего странного в этом нет: хотели в угаре развала Союза получить классово-антагонистическое государство, вот его и получили. Ибо еще старик Экклезиаст учил: чего ищет человек, то он и находит.
Кстати, Путин назвал Порошенко важным «инвестором в экономику России», вместо того, чтобы быть инвестором в Украине, но об этом как-нибудь в другой раз.
Инициатива Гройсмана прозвучала, как гром среди ясного неба. Буквально тут же МВФ заявил, что прибытие очередной миссии фонда откладывается, правда, якобы по внутренним причинам фонда. Но что-то подсказывает, что сногсшибательная новость о повышении минималки до 3200 гривен ввела функционеров МВФ в состояние грогги и они решили подождать, чтобы посмотреть, чем в Киеве окончится пиар-шоу Гройсмана и компании.
Многие депутаты тоже ошарашены таким поворотом, и не знают, будут ли голосовать за подобное начинание правительства. Депутаты, по крайней мере, тех из них, кто еще не потерял окончательно совесть и элементарную профессиональную порядочность, оказались «на шпагате». С одной стороны, социальные стандарты, несомненно, нужно повышать, да и электоральный интерес диктует необходимость голосовать за соответствующие нормы закона о бюджете-2017 о повышении минималки. С другой стороны, непонятно, за счет чего произойдет столь фееричный рост минималки и как это отразится на финансово-экономической системе страны.
Член бюджетного комитета Иван Крулько вполне обоснованно заявил: «Повышать соцстандарты нужно, но, по нашим подсчетам, нужно дополнительно 130 млрд грн. С нашим комитетом это не обсуждалось. Если Кабмин покажет, где взять деньги, то депутаты примут поправки к бюджету».
* * *
Когда стало очевидным, что новость о радикальном повышении минималки вызывает у общественности весьма неоднозначную реакцию, с разъяснениями выступил министр социальной политики Андрей Рева, работавший с Гройсманом еще в Виннице.
По словам Ревы, Кабмин хочет использовать два главных источника повышения минималки до 3200 гривен. Это рост экономики Украины в 2016 году, как ожидают в Кабмине, на 3%, то есть примерно на 50 млрд гривен, а также выведение зарплаты из тени за счет резкого повышения зарплатного минимума, в результате чего вырастут поступления от налогана доходы физлиц и отчисления в Пенсфонд, то есть ЕСВ. В итоге бюджет якобы станет меньше дотировать Пенсфонд, дефицит которого составляет более 150 млрд гривен, а сэкономленные средства можно будет пустить на увеличение минималки. Министр особо заверил: «Никоим образом не планируется рост денежной массы через ее печатание или привлечение иностранных кредитных ресурсов».
В то же время министр финансов Данилюк пока не особо разделяет оптимизм коллеги. По мнению главного финансиста, его ведомству еще следует детально рассчитать реальные последствия указанного шага.
Но, по некоторым оценкам, рост экономики Украины если и будет, то составит не более 0,5%, но никак не 3%. В свою очередь, замглавы Нацбанка Дмитрий Сологуб выразил уверенность в том, что столь резкое повышение соцстандартов после нескольких лет сдерживания роста доходов однозначно приведет к раскрутке инфляции. Правда, ее величину главный банкир озвучить не готов и эту свою неготовность аргументировал следующим образом: «Чтобы понимать, какой будет эффект на инфляцию, сначала нужно понять, как будет работать эта схема. Пока же мы видим только какие-то общие вещи». И здесь с банкиром приходится согласиться, поскольку, кроме красивых фраз, прожектов мифического роста экономики и выведения доходов из тени, правительство, по сути, не высказало ничего такого, из чего бы можно было бы сделать хоть какие-то выводы.
Итак, расчет власти прост и незатейлив, как первый советский трактор. Если увеличить минималку с 1450 до 3200 гривен, то поступления в бюджет и в Пенсионный фонд от указанных 4 миллионов «минимальщиков» резко возрастут. Это позволит сократить бюджетные дотации в ПФ, которые ежемесячно составляют, по ряду оценок, 12 млрд гривен. Сэкономленные деньги можно направить на повышение зарплат бюджетникам.
Словом, выглядит красиво! Но вся эта примитивная конструкция крайне сомнительна, если исходить, как говаривал товарищ Ленин, из «объективной реальности, данной нам в ощущениях».
Общее количество трудоспособного населения правительство оценивает в 21 млн человек. Эта цифра вызывает сомнения и представляется завышенной, если учесть, что у нас около 13 млн пенсионеров, но примем ее за основу. Из этих 21 млн человек на конец 2015 года официально трудоустроенными числились 10,6 млн человек, что на 0,5 млн меньше, чем годом ранее, в 2014 году.
По данным Государственной службы статистики, в 2016 году эта тенденция углубляется. С начала года количество официальных рабочих мест сократилось на 130 тысяч. На конец первого квартала уровень занятости трудоспособного населения сократился с 64% до 63,4%. Но эти данные не учитывают огромное количество частично занятых, которые работают, в лучшем случае, 3 дня в неделю, получая, опять в лучшем случае, минималку. На одну официальную вакансию с относительно нормальной зарплатой претендуют 6-10 человек.
В этих условиях правительство должно увеличивать занятость, создавать новые рабочие места с достойной зарплатой и соответствующими отчислениями в Пенсионный фонд.
Но государство в лице чиновников делает дурацкие телодвижения. Чиновники пугают тех, кто не от хорошей жизни работает неофициально, что у них не будет пенсии, хотя официальной работы нет, да и с неофициальной имеются огромные проблемы. Также государство совершает неадекватные действия в стиле указанного резкого повышения минималки из непонятно чего.
Гройсман громогласно заявляет, что в бюджетном секторе никто не будет получать меньше 3200 гривен. Но если учесть вычеты, то на руки работник получит около 2500 гривен, то есть «сотку баксов». Кроме того, Гройсман ничего не говорит о том, что сейчас в бюджетных учреждениях идет активное сокращение персонала, и теперь ценой роста безработицы можно будет повысить минималки. Кроме того, проектами бюджетов на местах даже в Киеве расходы на заработную плату, по имеющейся информации, часто остаются теми же, и повысить зарплату можно только путем сокращения работников. Разговоры о «лишних ртах» в бюджетной сфере — это тоже полная чушь, поскольку даже в Киеве не хватает медиков, учителей, социальных работников.
К тому же заработная плата в бюджетной сфере состоит из ставки, как правило, это примерно минималка плюс разного рода надбавки. Если сейчас резко повысят минималку и, как результат, привязанные к ней ставки, то следует ожидать, что, как обычно, срежут надбавки. В результате, на руки работники могут получить даже меньше, чем получают сейчас.
А со временем мы еще имеем все шансы узнать, что повышение минималки будет не до 3200 гривен, а на значительно меньший показатель. Будет большое количество оговорок, исключений, переносов, о которых чиновники сейчас не говорят.
* * *
Итак, в бюджетной сфере широко распиаренное повышение минималки чревато снижением занятости.
В коммерческих структурах сокращение официальной занятости станет еще более масштабным. Проблему уже обозначил замглавы Союза работодателей Алексей Мирошниченко. Он заявил, что с бизнесом повышение минзарплат не согласовано, и будут приняты адекватные меры, чтобы выжить. Чтобы было понятно, речь идет о сокращении персонала, перевода его на неполную, а еще скорее, на неофициальную занятость.
Вполне возможно, что будет иметь место массированный перевод наемных работников в физические лица-предприниматели на едином налоге, у которых единый социальный взнос составляет пока всего 341 гривна в месяц, а с 3200 гривен фирме придется платить 704 гривны в месяц. Столь же очевидно, что скоро может начаться самоотверженная борьба правительства с единоналожниками, чтобы перекрыть этот канал легального уменьшения налогов.
В любом случае вместо обещанного правительством роста поступлений в бюджет и Пенсионный фонд можно получить диаметрально противоположный эффект.
Собственно, похоже, так оно и будет.
Не будем вдаваться в подробности о том, что повышение пенсий пока не планируется. Зато ожидается, повторим, существенная экономия на субсидиях, поскольку теперь при назначении субсидий даже у неработающих граждан — о сокращении официальных рабочих мест смотри выше! — доход будет считаться равным 6400 гривен, а такую зарплату даже в столице непросто отыскать. Очевидно, экономия на субсидиях и была одной из важнейших целей затеи с «инфарктным» повышением минималки с сегодня на завтра, хотя в проекте бюджета, поданном всего месяц назад, ничего подобного и близко не было.
Помнится, на Майдане правящие ныне «демократы» обещали зарплату в размере 5000 евро. После этого, прикрываясь войной, нынешняя власть обвалила экономику, уровень жизни и национальную валюту в угоду олигархам. По факту даже зарплату в 5000 обесценившихся в несколько раз гривен обеспечить получается далеко не всегда. Поэтому теперь обещают зарплату 3200 гривен. Очевидно, что из этого ничего путного не выйдет. Более того, следует ожидать дальнейшего сокращения официальной занятости, а также падения поступлений в бюджет и Пенсионный фонд.
После этого нынешние чиновники, набив карманы, благополучно уйдут с должностей. Ярким примером является Яценюк с его скандальным миллиардом. К власти придет следующая банда, которая опять будет что-то «реформировать». В конечном итоге страна окончательно деградирует и развалится.