Украина является парламентско-президентской республикой. Очень жаль, что об этом часто забывают законодатели, отдающие предпочтение эмоциям перед реальными действиями.
Стремление президента к наращиванию своих полномочий за 25 лет украинской независимости является константой внутренней политики. Каждый глава государства выбирал и выбирает собственный алгоритм действий в этом вопросе. Сегодняшний тренд на развитие институтов гражданского общества на нынешнем этапе развития страны вряд ли позволит Петру Порошенко добиться значительных успехов в вопросе перераспределения полномочий. Хуже другое — очевидная яловость законодательного органа, почти за два года существования в нынешнем созыве не ставшего локомотивом общественного развития.
Осенью 2014-го украинцы выбирали новый парламент на досрочных выборах взамен созыва, в котором правили бал соратники Виктора Януковича.
На выходе получили коалицию пяти политических сил, объединившую конституционное большинство законодателей. Много сказано об обновлении парламентского созыва, хотя и седьмой, отмеченный «парнокопытным голосованием», был обновлен не меньше. Фактор обновления лиц с депутатскими мандатами не имеет принципиального значения, если не изменились правила игры. К сожалению, наша страна так и не дождалась слаженной и сплоченной работы слуг народа. Они оказались не способными подняться над личными и партийными интересами, продолжают работать так, словно в стране нет самого тяжелого за годы независимости кризиса.
Вам давно приходилось видеть нормально голосующий украинский парламент в среду или пятницу пленарной недели? Как часто количество зарегистрированных карточек для голосования хотя бы приблизительно соответствует числу находящихся в сессионном зале парламентариев? Где парламентская реформа, направленная на повышение эффективности законотворчества, представленная в Брюсселе еще спикером Владимиром Гройсманом и робко промотируемая его преемником Андреем Парубием? Как изменился график парламентской работы на фоне многочисленных заявлений о ведении Украиной войны против России?
Выше приведенные вопросы лежат на поверхности, но остаются риторическими — удовлетворительных ответов на них пока нет. Зато есть постановление парламента о повышении депутатских зарплат под соусом оптимизации бюджетного процесса. Рядовой слуга народа с 1 ноября 2016-го может рассчитывать на минимальную зарплату по стране с коэффициентом 25. Иначе говоря, народный депутат гарантированно получает вознаграждение за свою работу в 25 раз больше, чем миллионы его избирателей. Любопытно, что протесты против этой законотворческой наглости на словах некоторые нардепы успели озвучить, но инициировать отмену постановления не спешат.
Самое досадное в этой ситуации — политическая близорукость парламентариев провоцирует дестабилизацию в стране. Их неспособность обеспечивать эффективную коммуникацию с избирателями (при двух с лишним сотнях парламентариях-мажоритарщиках), нежелание выполнять предвыборные обещания (напомню, что «партии Майдана» шли на выборы с публичными клятвами отменить депутатскую неприкосновенность и изменить систему выборов в пользу открытых партийных списков), в конце концов, отсутствие адекватного ситуации партийного строительства свидетельствует не только о незрелости представителей элиты. Скорее, эти факты — показатель отсутствия инстинкта самосохранения у политиков, оказавшихся не только на политическом Олимпе, но и стремительно достигших пределов своей компетенции. Изменить ситуацию досрочными выборами вряд ли удастся — парламентарии не спешат менять закон о выборах, а в нынешнем виде он позволяет предположить только некоторую смену лиц, а не правил игры.
Пора признать, что нынешнее состояние дел в парламенте всерьез угрожает безопасности страны.
К сожалению, я не шучу.
Разновекторность интересов политиков и их неугомонные амбиции могут спровоцировать опасное для Украины развитие ситуации, когда влияние улицы, за которой могут стоять самые разные силы, на политический процесс резко вырастет. Сценарий народного бунта с привкусом нового Майдана, очевидно, уже давно разработан в Кремле, и ожидает подходящего момента.
Власти — очевидно, но только законодательной, но и исполнительной, президенту — пора обеспечить хотя бы минимальное соответствие общественным запросам. В противном случае многочисленные клятвы в последовательности и преданности идеалам Майдана будут звучать не только слишком фальшиво, но и опасно для будущего страны.