Сообщение о том, что Германия теперь рассматривает Россию не как партнера, а как противника, прозвучало достаточно веско, даже тревожно, но особого ажиотажа не вызвало. И совершенно напрасно! По скромному разумению автора этих строк, это свидетельствует о том, что международная обстановка кардинально меняется.
Время относительной безопасности, слабости России после поражения в холодной войне и распада СССР и доминирования Запада безвозвратно уходит. Налицо новое обострение противоречий мировой империалистической системы, как назвал бы ныне происходящее вождь мирового пролетариата товарищ Ленин.
Возмутителем спокойствия, по ряду причин, в настоящий момент является Россия. С одной стороны, она -- неотъемлемая часть сложившейся на сегодняшний день конфигурации мировой системы империализма. С другой стороны, российскую политико-бизнесовую, как сказал бы все тот же Ленин, государственно-монополистическую элиту все более не удовлетворяют то место и роль, которую Россия играет в современной капиталистической миросистеме. Это спровоцировало нынешний виток борьбы за сферы влияния между Западом и Москвой. Украина оказалась одним из таких «яблок раздора». Да, собственно, Украина всегда была таким «яблоком».
Можно сколько угодно и довольно справедливо произносить в актуальном нынче стиле «прозападной либерастии» гневные инвективы в адрес зарвавшейся Москвы и речи о «благородном» Западе, который героически сдерживает Россию в ее гегемонистских устремлениях. Но происходящее сейчас закономерно, и нечто подобное уже было 100 лет назад, только тогда возмутителем спокойствия была не Россия.
В начале ХХ века Ленин назвал Германию молодым империалистическим хищником, который поздно дорвался до империалистического раздела мира, когда все уже было поделено. Неудовлетворенность Германии своим положением стала далеко не единственной, но одной из важнейших причин Первой мировой войны. Затем, между Первой и Второй мировыми войнами, в Германии имел место всплеск национализма как реакция на поражение и унижение. Результатом стала крайняя форма реваншизма в виде гитлеровского нацизма при попустительстве западных «демократов» и Сталина, каждый из которых хотел использовать Гитлера в своих интересах. Итогом стала Вторая мировая война со всеми ее кошмарами и ужасами. Именно Вторая мировая в общих чертах сформировала существующие нынче европейские границы, которые Москва принялась пересматривать в припадке империалистического идиотизма, умело пользуясь трусостью и меркантильностью Запада.
Именно память об ужасах последней глобальной войны, прежде всего в Европе, а также появление оружия массового уничтожения и осознание того, что следующая глобальная война станет последней для всего человечества, привели к тому, что больше серьезных вооруженных конфликтов в Европе уже не было. Появился феномен так называемой холодной войны, которую, как считается, Советский Союз проиграл, что якобы стало причиной его распада. На самом деле причины падения СССР намного сложнее, а холодная война была далеко не самой важной причиной. Но это уже другая, очень сложная и интересная тема.
Развал СССР на рубеже 1980-1990-х годов и погрязание России во внутренних проблемах привели к существенному снижению международной напряженности. Возникла иллюзия того, что времена, когда мир находился в полушаге от всеобщей гибели, безвозвратно прошли, а Запад одержал безоговорочную победу в противостоянии с СССР/Россией. Возвышающийся Китай — это отдельная тема. Помнится, было много радостного визга по поводу падения всех этих «берлинских стен» и прочих ритуально-бессмысленных шоу. Никто только не думал, что объективно существующие противоречия глобальной системы никуда не испарились и ждут своего часа, чтобы обостриться с новой силой. Похоже, этот час наступает...
И вот теперь наблюдается повторение исторического сюжета прошлого века. Россия пытается взять реванш. Надо отдать должное Москве, кое-что ей удается. Часто действуя откровенно нагло, Кремль умело пользуется тем, что Запад, и прежде всего европейцы, больше всего боятся новой серьезной войны в Европе, грозящей непредсказуемыми последствиями. А потому Запад будет всячески сглаживать острые углы, идя на разного рода компромиссы. Ярчайшим примером служит так называемый Минский процесс, где Москва навязывает Украине свой сценарий руками западных «демократов».
Итак, обострение противоречий глобальной империалистической системы в разгаре. Еще раз повторим, что можно сколько угодно и вполне справедливо обвинять в этом Москву, но следует понимать, что реальным двигателем являются не столько паранойя отдельного «кремлевского карлика», сколько объективные процессы, противоречия, являющиеся имманентными для глобального империализма как такового.
На Западе, в частности в Германии, конечно, подобными, скажем прямо, марксистско-ленинскими терминами не пользуются (хотя и могли бы!), но понимают, что делать что-то надо. Результатом стал пересмотр стратегии безопасности с учетом все более вызывающего поведения Москвы.
* * *
Два года проводимой Россией так называемой гибридной войны, включая перекраивание границ, установленных, с рядом оговорок, в результате Второй мировой войны, заставили Германию признать Россию, по сути, вероятным противником. Правда, Москве был послан, как нынче модно говорить, предупредительный «мессидж» путем "слива" информации в СМИ, а конкретно -- через респектабельное издание Die Welt.
Согласно этой информации Берлин уже не рассматривает Москву в качестве дружественной страны, теперь ФРГ признает в России агрессора. Правительство Германии, являющейся главным экономическим партнером России в Евросоюзе, вычеркнуло РФ из партнеров в новой трактовке политики национальной безопасности, сформулированной в так называемой «Белой книге». Теперь Берлин считает Россию «вызовом безопасности континента» наравне с международным терроризмом, радикальным национализмом, компьютерными атаками, потоками мигрантов и риском масштабных эпидемий. Новая редакция «Белой книги» должна быть утверждена и представлена кабинету министров до летних каникул.
В «Белой книге» справедливо утверждается, что Россия теперь продвигает свои интересы насильственными методами в Крыму и на востоке Украины, не соблюдает международные договоры и в одностороннем порядке меняет границы. Также отмечается, что Россия «отворачивается от Запада, усиливает стратегическое соперничество и увеличивает военную деятельность на внешних границах Евросоюза». У немцев вызывает беспокойство еще и использование цифровых коммуникаций для влияния на общественное мнение — от неофициального контроля над дискуссиями в социальных сетях до манипулирования информацией в новостях.
Но в силу торгашеского характера самой европейской цивилизации подобная смена взглядов на Россию соседствует по времени с весьма неоднозначными заявлениями и телодвижениями западных лидеров, например, канцлера Германии Ангелы Меркель. В ходе съезда Христианско-демократического союза, лидером которого является фрау бундесканцлерин, она заявила, что в конечном итоге может появиться «единая экономическая зона от Лиссабона до Владивостока». Эту идею уже давно высказывал Путин, а потому российские СМИ вовсю раструбили это высказывание Меркель как доказательство глубочайшей правоты и мудрости «руссише фюрера». Дескать, вот уже и «наша Анжела» Меркель согласна с «нашим Вовой»! При этом московские «пропагандоны» умышленно упустили слова канцлера Германии о том, что экономическое сближение с Москвой произойдет лишь после того, как она выполнит обязательства по Минским договоренностям. К причинам суетливости фрау Меркель еще вернемся ниже...
Кроме Германии, внешнеполитическую стратегию по отношению к России в ближайшее время намерен изменить и Евросоюз в целом. Новую стратегию разработало ведомство главы европейской дипломатии Федерики Могерини на среднесрочную перспективу. В проекте этой стратегии отношения Евросоюза с РФ обозначены как «стратегическая проблема». Этот документ рекомендует вести «ограниченное сотрудничество», как минимум, до выполнения Минских договоренностей.
Сам факт того, что европейская дипломатия продолжает цепляться за абсолютно никчемные Минские соглашения, даже не удивляет. К тому же Минские соглашения — это мелкий частный случай. Мнение составителей немецкой «Белой книги» представляется более глобальным, чем потуги евродипломатов.
Новую стратегию, которая учитывает угрозы со стороны России, готовится представить и НАТО на саммите в Польше, который запланирован на 8–9 июля с участием представителей 60 стран и организаций, включая Украину. Саммит будет посвящен угрозам с Юга и Востока. Ранее глава объединенного комитета начальников штабов НАТО генерал Джо Данфорд заявлял, что после многомесячных расхождений во взглядах военные руководители НАТО разработали целостный подход к решению проблем, с которыми члены альянса сталкиваются как на востоке, так и на юге Европы.
Особое внимание следует обратить именно на стратегию НАТО, как единственной структуры, имеющей реальную военную силу. Ведь очевидно, что позиция Евросоюза, не имеющего своих воинских контингентов, является больше декларацией. Германия противостоять Москве в одиночку не будет. Собственно, и вся объединенная Европа не пойдет, образно говоря, в лобовую на Россию без поддержки НАТО, а говоря конкретно, Америки, поскольку НАТО — это Америка, Америка и еще раз Америка, а уже потом все остальные члены этой организации. В свою очередь, именно НАТО и США являются главным заслоном против Москвы.
Стратегия НАТО -- это реакция на изменения в геополитике, где теперь главную роль опять начинает играть военная сила. Изменения доктрины НАТО являются ответом на милитаризацию восточноевропейской части континента, на наращивание Россией военной группировки на границах с балтийскими странами, в Калининградской области и Беларуси. Это также реакция на то, что Украина, Молдова и страны Кавказа стали нестабильными регионами. Стратегия устанавливается минимум на 20 лет, так что это всерьез и надолго.
* * *
Реакция Москвы на изменение стратегии в Европе колеблется в достаточно широком диапазоне.
Например, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, выражающий, очевидно, мысли самого Путина, был осторожен в высказываниях.
«Если эта информация о новой редакции „Белой книги“ соответствует действительности, то это может вызывать и сожаление, и обеспокоенность одновременно, — сказал Песков. — Сожаление, потому что, если это соответствует действительности, здесь речь идет об очевидном непонимании сути позиции российской стороны, которая хорошо известна, которая последовательна и которая направлена не на конфронтацию, а на создание атмосферы взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества на Европейском континенте. И обеспокоенность, потому что такая позиция зиждется на неправильном понимании и, может быть, на какой-то неправильной информации. Такая позиция, конечно, способна приводить к каким-то конфронтационным действиям, что никоим образом не будет способствовать отношениям взаимного доверия и взаимного сотрудничества».
В свою очередь, глава комитета Государственной Думы России по международным делам Алексей Пушков считает, что включение РФ в список десяти самых опасных угроз для ФРГ демонстрирует, что руководство Германии ориентировано на подчинение администрации президента США Барака Обамы. Словом, старая песня: дескать, во всем виноваты проклятые «пиндонсы»!
* * *
Но практически реализовать стратегию, согласно которой Россия превращается во врага, будет очень непросто, особенно в Германии, из-за очень тесных многолетних экономических связей Германии и России. От разрыва этих связей пострадает не только РФ, но и многие германские корпорации, которые осуществляют давление на правительство с целью смягчения или даже отмены санкций. О коррупционном влиянии Москвы в Европе говорить не будем, поскольку взаимные экономические связи и интересы России и Германии действительно впечатляют, причем, заметим, без всяких евроассоциаций и зон свободной торговли. Впрочем, эти же данные наглядно демонстрируют, как много Россия и германские компании теряют от введения санкций, а это значит, что внутреннее давление на правительство Германии и Европы в вопросе снятия санкций будет увеличиваться.
По данным Федеральной таможенной службы России, в 2015 году товарооборот между Россией и Германией составил 45,7 млрд долларов. Это почти на 35% меньше показателя 2014 года, составившего 70 млрд долларов. Российский экспорт снизился на 31,7% -- до 25,3 млрд долларов (в 2014 году — 37 млрд), а импорт — на 38% -- до 20,4 млрд долларов (в 2014 году — 32,9 млрд). Такое падение является прямым следствием санкций. Тем не менее Германия по объему торговли с Россией оказалась на первом месте среди стран ЕС, на нее приходится 8,6% всего внешнеторгового российского оборота. Россия находится на 13-м месте среди торговых партнеров ФРГ (2,4% внешнеторгового оборота).
Свыше 67% российского экспорта в Германию составляют сырьевые товары (газ, нефть, уголь и др.). Россия также поставляет древесину, удобрения, металлы, электрические машины, оборудование и прочее. В Германии Россия закупает машины и оборудование, транспортные средства, продукцию фармацевтической и химической промышленности, пластмассу, оптику и так далее.
По словам Путина, в 2015 году объем накопленных немецких инвестиций в российской экономике превысил 21 млрд долларов. Германия традиционно входит в число крупнейших иностранных инвесторов наряду с Кипром, Нидерландами и Люксембургом.
По данным Российско-германской внешнеторговой палаты за 2015 год, в России работают 6 тысяч компаний с немецким капиталом. Это самое крупное иностранное бизнес-сообщество в России.
Столь обширную кооперацию невозможно разрушить в одночасье, особенно если учесть, что она очень выгодна для германских компаний. Поэтому бравурные заявления на тему того, что, лишившись западных инвестиций и технологий, Россия скоро рухнет, свидетельствует об инфантильности, даже неадекватности тех, кто подобные заявления делает. Западные, в первую очередь германские, корпорации продолжают свою деятельность в России, мягко говоря, не слишком обращая внимание на санкции. Именно интересы крупного немецкого бизнеса и давление этого бизнеса -- причина суетливых заявлений Меркель.
В настоящее время российский экспорт обеспечивает до 40% германских потребностей в природном газе. По данным «Газпрома», объем поставок в Германию за 2015 год вырос на 17,1% по сравнению с 2014 годом и составил 45,3 млрд куб. м, что является рекордным показателем с 1973 года, когда начался экспорт газа в Европу. Вот так: санкции санкциями, а поставки топлива возрастают! Общий объем газа, реализованного Россией в Германии с 1973 года, оценивается в 1 трлн куб. м.
Целый ряд немецких компаний имеют многолетний энергетический бизнес с «Газпромом» и его дочками, обменялись активами, ведут совместную разработку месторождений. Среди них такие гиганты, как E.ON Ruhrgas, Wintershall, BASF. Действуют совместные предприятия WINGAS и WIEH. Кроме немцев, хороший «гешефт» из совместного бизнеса с Россией и «Газпромом» извлекают также австрийская OMV, британо-голландский Shell, французская Engie. Скандальный «Северный поток» является совместным детищем Москвы и германских компаний. Кроме того, есть еще совместное освоение ачимовских залежей Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, а также Южно-Русского нефтегазового месторождения.
Еще один весьма показательный факт. В июне 2015 года в Ленинградской области запущен завод по производству и обслуживанию газовых турбин компании «Сименс технологии газовых турбин». Это созданное в 2011 году совместное предприятие российских «Силовых машин» (35% акций) и концерна Siemens (65%). И никакие санкции этому не мешают! Был небольшой скандал, который быстро сошел на нет...
Германский концерн Volkswagen является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую автомобильную промышленность. Общий объем инвестиций в России составляет около 1,5 млрд евро. С 2013 года в Петербурге действует совместное предприятие с германским концерном МAN, входящим в группу Volkswagen, выпускающее грузовые автомобили и автобусы.
С 2009 года Российские железные дороги (РЖД) используют скоростные (250 км/ч) поезда «Сапсан», разработанные концерном Siemens специально для России. На сегодняшний день приобретено 16 десятивагонных поездов. Стоимость контракта на техническое обслуживание поездов в течение 30 лет составляет 354 млн евро. С 2013 года РЖД эксплуатируют поезда «Ласточка» (160 км/ч), также спроектированные германским концерном. 38 пятивагонных поездов произведены концерном Siemens, а с 2014 года серийное производство запущено на Урале. В июне 2015 года в рамках Петербургского международного экономического форума была достигнута договоренность между РЖД и Siemens о техническом обслуживании «Ласточек». Стоимость проекта оценивается в 1,7 млрд евро.
Таков далеко не полный перечень совместных германо-российских проектов. Именно этим объясняется тот факт, что, несмотря на витиеватые заявления Меркель, именно в Германии существует едва ли не самая мощная оппозиция международным экономическим санкциям против Москвы. Шкурный интерес, знаете ли! Или, если угодно, ничего личного — только бизнес.
* * *
Естественно, подобные тесные и весьма выгодные экономические проекты будут тормозить военно-политическую конфронтацию в Европе, даже с учетом всех этих «Белых книг» и прочего. Именно этим объясняются крайне осторожные заявления путинского пресс-секретаря Пушкова.
Но и преувеличивать стабилизирующую роль такого сотрудничества тоже не стоит. Тем более что обострение империалистических противоречий никто не отменял. Да и история свидетельствует: даже самые тесные экономические связи не гарантируют от последующих кровавых конфликтов и, наоборот, жесткое политическое противостояние отнюдь не исключает экономическое сотрудничество.
Накануне Первой мировой войны Россия весьма охотно привлекала немецкий капитал, технологии и специалистов. Целый ряд западных корпораций «успешно» помогали Гитлеру возрождать германскую промышленность, прежде всего военную, несмотря на международные санкции. Запад хотел использовать Гитлера против СССР. Сталин тоже преуспел в сотрудничестве с Гитлером, намереваясь использовать его в борьбе с Западом. Результат известен. Кстати, от помощи американских компаний и специалистов во время известной индустриализации в 1920--1930-х годах Сталин тоже не отказывался, да и американцы, измученные Великой депрессией, радостно соглашались поучаствовать в деле построения коммунизма.
Словом, все это очень неоднозначно...
Но очевидным является тот факт, что Запад и НАТО, с одной стороны, и Россия -- с другой, открыто признают себя вероятными противниками, актуализируя, таким образом, объективно существующее противоречие глобальной империалистической системы. Украина же находится между двумя империалистическим центрами влияния. Именно за влияние на Украину будет происходить борьба или торг.
И ничего хорошего нам это не сулит...