«Ни войны, ни мира, а правительство — рабочее!» — такой авантюрный лозунг выдвинул в начале 1918 года во время наступления немцев на Петроград Лейба Бронштейн, более известный как Лев Троцкий, за что был подвержен уничтожающей критике со стороны товарища Ленина.
По аналогии вынесенный в заголовок лозунг хорошо характеризует нынешнюю ситуацию, итоги бурной годичной деятельности Порошенко на посту гаранта, а также плоды «помощи» и миротворческой деятельности в Украине Запада, выразившейся в Минских мирных договоренностях под дудку Кремля, к которой Европе прислушиваться намного выгоднее, чем к своим «ценностям». Формально войны нет, но нет и мира, потому что кровопролитная война реально продолжается. Правительство, выражающее интересы олигархов, а особенно олигарх Порошенко во главе страны устраивают и Россию, и Запад, которые в своих целях успешно эксплуатируют торгашеские инстинкты «элиты» Украины. Просматривается еще одна классическая историческая параллель с Мюнхенским сговором, поскольку внешние акторы удовлетворяют свои интересы за счет Украины.
Громко анонсированной кончине проекта «Новороссия» особо радоваться не следует, равно как и якобы имеющим место попыткам России выйти из войны на Донбассе, «сохранив лицо». Хотя бы потому, что сообщения об этом совпали по времени с новым обострением конфликта на Востоке. Очевидно, что эскалация военных действий практически на всех направлениях предпринята Москвой, чтобы навязать Украине свои условия, в том числе руками Запада, в лице прежде всего Германии и Франции, даже США. И так произойдет еще не раз: когда Москве нужно будет выдавить из Украины и/или Запада нужное ей решение, московские марионетки из «ДНР» и «ЛНР» получат команду «фас!» на разжигание конфликта, а панически боящийся войны Запад будет навязывать Украине те решения, которые Западу навязывает Кремль.
Впрочем, Запад понять можно. На Западе, прежде всего в Европе, устали от войны в Украине, не знают, что с Украиной делать, боятся, что на Донбассе разгорится полномасштабная война и это дестабилизирует весь континент. Запад осознал, что Порошенко и компания не способны эффективно воевать и вернуть Донбасс под контроль Украины. Точно так же невозможно установление настоящего мира из-за политики Путина, направленной на поддержание конфликта. Европа стремится прекратить войну любой ценой, в том числе за счет интересов Украины, поскольку Кремль уступать не намерен, а заставить его никто не может. Даже Соединенные Штаты оказались бессильными противопоставить политике Москвы что-либо серьезное. Это наглядно продемонстрировали визит государственного секретаря США Джона Керри в Сочи, его встреча с Путиным и министром иностранных дел России Лавровым.
* * *
Хотя до и после встречи Керри произносил ритуальные заклинания о поддержке Украины, резком осуждении агрессии Москвы на Донбассе и продолжении санкций против России, это был своего рода «примирительный» визит главы внешнеполитического ведомства США в РФ для восстановления отношений между Москвой и Вашингтоном, которые в последнее время существенно ухудшились. Ведь у США есть проблемы намного важнее «какой-то» Украины. Это непрекращающийся конфликт в Сирии, растущее на Ближнем Востоке влияние террористического «Исламского государства», ядерная программа Ирана, поставка в Иран российских зенитно-ракетных комплексов С-300, демонстративно углубляющееся партнерство Москвы с Китаем и поставки в Поднебесную новейших российских ЗРК С-400.
Содержание переговоров в Сочи для широкой общественности осталось неизвестным, но некоторые заявления Керри после переговоров позволяют прийти к выводу, что интересы Украины на них, мягко говоря, не слишком учитывались. Например, комментируя слова Порошенко о готовности освободить Донецкий аэропорт, госсекретарь США предложил украинскому гаранту хорошо подумать, прежде чем возобновлять активные боевые действия, поскольку это поставит под угрозу Минские соглашения.
Следует обратить внимание на тот факт, что США не являются стороной так называемого нормандского формата, результатом деятельности которого стали крайне неоднозначные Минские договоренности. Нормандская «четверка», в которую входят Германия, Франция, Россия и Украина, а также Минский переговорный процесс являются чисто европейским детищем, зачатым Берлином и Парижем с целью предотвратить разрастание конфликта, но так, чтобы не впутывать в это США. Складывается впечатление, что нормандский формат и Минский процесс, кроме прочего, преследуют цели своего рода эмансипации Европы, Евросоюза, ведущих европейских столиц от надоедливого американского руководства: дескать, сами с усами!
В свою очередь, американцы в вопросе урегулирования кризиса на Донбассе не особо активничают, что характерно для администрации Обамы, оказавшегося слабым геополитическим игроком. Вообще, внешняя политика Обамы представляет собой этакую реинкарнацию подзабытой американской «доктрины Монро» образца рубежа ХІХ и ХХ веков, суть которой состояла в максимальной концентрации на проблемах внутри Америки и соседних стран Американского континента, а также в невмешательстве в дела других стран и континентов. Правда, продлилось подобное невмешательство недолго — до 1917 года, когда Америка вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, решив фактически исход войны. Сейчас же Штаты в процесс не особо вмешиваются. Дескать, если усилия Европы, по сути, Франции и в первую очередь Германии, в урегулировании украинского кризиса провалятся, Вашингтон сможет, довольно потирая руки, заявить, что без Штатов Европа на решение серьезных вопросов не способна, а если у Европы все же что-то получится, всегда есть возможность заявить, что Америка была рядом, усердно помогала и без нее, опять-таки, ничего не вышло бы.
Сдавать Украину Путину в слишком явном виде Обама, конечно, не будет. За свою слишком мягкотелую позицию в украинском вопросе он и так уже подвергается уничтожающей критике внутри США даже от своих однопартийцев-демократов, а республиканцы на него и вовсе всех собак спустили. Чтобы накануне грядущих президентских выборов не спутать окончательно карты будущему наиболее вероятному кандидату от Демократической партии Хиллари Клинтон, Обама и его администрация будут хотя бы в вербальной форме поддерживать Украину, но не более того.
Все эти подробности очень хорошо показывают цинизм так называемой real politik. Если для нас война на Донбассе — это жертвы, разруха и обвал экономики с непредсказуемыми социальными последствиями, утрата суверенитета и территориальной целостности, то для геополитических игроков — это игровая площадка для реализации своих интересов и амбиций.
* * *
Европа тоже удерживает Украину, точнее Порошенко, от активных боевых действий. Конечно, если полагать, что Порошенко вообще способен не только торговать(ся), но и воевать, в частности выполняя обещание вернуть Донецкий аэропорт! Европу тоже можно понять: она хочет любой ценой остановить войну или хотя бы заморозить ее на максимально длительный период. Кстати, Приднестровье является ярчайшим примером подобного «максимально длительного замораживания», в результате которого Молдова фактически утратила часть своей территории. То же самое можно сказать об Абхазии и Южной Осетии. Европа не имеет другого плана прекращения и/или замораживания военного конфликта, кроме Минских мирных договоренностей.
Во время последнего визита в Киев глава внешнеполитического ведомства Германии Штайнмайер в очередной раз с банальным пафосом заявил, что конфликт на Донбассе военного решения не имеет. Даже если это и так, то мирного решения конфликт тоже не имеет по причине психопатологии Путина. На Западе это должны понимать, а не прятать голову в песок в виде Минских договоренностей.
Кстати, весьма красноречививым является то обстоятельство, что Запад, и прежде всего Европа, демонстративно концентрирует внимание именно на Донбассе. На словах Запад, конечно, продолжает осуждать аннексию Москвой Крыма, но дает понять, что серьезная постановка этого вопроса откладывается на очень долгое время, едва ли не навсегда.
Тот факт, что «Минский мир» при ближайшем рассмотрении ведет если не к Приднестровью с Абхазией и Осетией, то к чему-то подобному, Европу и вообще Запад мало интересует. По сути, речь идет о мире любой ценой за счет Украины. Европа так и не оправилась от кризиса, ее еще мучают непрерывно обостряющаяся проблема Греции, массовая иммиграция из стран Азии и Африки, рост ультраправых, национал-шовинистических, вплоть до нацистских, настроений, экспансия Кремля. В отличие от США, которые экономически связаны с Россией довольно слабо, Европа страдает от санкций против Москвы не меньше самой России, в связи с чем в Евросоюзе все более намечается «разброд и шатание». Целый ряд стран ЕС выступает за скорейшее сворачивание санкций, и только достаточно твердая позиция канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда позволяет удерживать позицию Брюсселя относительно продолжения санкций, хотя и Меркель, и Олланд находятся под довольно сильным давлением германских и французских корпораций, не желающих терять российский рынок и крайне заинтересованных в продолжении сотрудничества с Москвой.
* * *
Но если Запад имеет только один вариант решения проблемы Донбасса в виде Минских договоренностей, то Украина и конкретно Порошенко не имеют вообще никакого. Отсюда проистекают шараханья: то Порошенко уверяет в своей приверженности «Минскому миру», то вдруг заявляет о готовности воевать за Донецкий аэропорт. Оперативный и стратегический смысл воевать именно за аэропорт вызывает огромные сомнения, но даже если подобные планы существуют и являются оправданными, то очевидно, что следовало бы держать их в тайне. Впрочем, стратегия и тактика, похоже, не являются сильными сторонами военно-политического руководства Украины, зато указанные шараханья можно расценивать как неизбывную склонность торговаться, шантажируя, в данном случае, возможностью возобновления военных действий. Да только Порошенко не понимает, что в случае с Путиным и с учетом того, что «Запад нам не поможет», его торгашеские игры не просто нелепы, но и крайне опасны. Поскольку с Путиным нужно воевать не бахвальством, а реальной военной силой, которой Украина по-прежнему не имеет, и прежде всего по причине коррупции, воровства и развала.
Складывается впечатление, что активные переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе в последние недели направлены на то, чтобы заставить Украину принять те условия мира на Донбассе, которые предложат Россия и Европа, решающие украинский вопрос в обход Киева. Буквально недавно пресс-служба Кремля радостно сообщила, что лидеры Германии, России и Франции в очередной раз обсудили в телефонном разговоре пути урегулирования на Донбассе, даже не удосужившись пригласить к разговору украинскую сторону.
Известно, что Россия продвигает следующий вариант: предоставление так называемым ЛНР и ДНР статуса широкой автономии в составе Украины, что позволит Москве сохранить и упрочить свое влияние, а также отказаться от финансирования разрушенного войной Донбасса, переложив его восстановление и содержание самозваных «республик» на Украину. Синхронно с дипломатическими телодвижениями Москвы представители самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» Денис Пушилин и Владислав Дейнего представили проект изменений в Конституцию Украины. Эти изменения предлагают закрепление особого правового статуса отдельных районов Донбасса, создание отрядов народной милиции, подконтрольной местным властям, предоставление русскому языку официального статуса и утверждение внеблокового статуса Украины. Лидеры «республик» обещают синхронизировать свои «конституции», если Украина согласится на подобные новации, мотивируя тем, что, дескать, только таким путем можно «воссоздать единое политическое пространство и выполнить Минские соглашения», которые как раз и предполагают особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей в составе Украины.
Подобные условия выдвигаются под угрозой нового обострения на Востоке. В Москве не без основания рассчитывают: поскольку Европа панически боится дальнейшего разворачивания войны, Германия и Франция в итоге согласятся на подобное «урегулирование».
Заявления главарей ДНР-ЛНР поспешила поддержать Москва в лице министра иностранных дел России Лаврова: «Они сейчас представили свой проект конституции. Там они ведут речь ровно о том статусе, который предусмотрен Минскими договоренностями: республики будут частью Украины, и дальше пройдет конституционная реформа, чтобы этот статус закрепить на постоянной основе». Таковы последствия широко разрекламированных Минских договоренностей, которыми теперь Украине «давят на кадык».
Украина может сколь угодно не соглашаться кормить боевиков, с помощью которых Россия всегда сможет нас шантажировать. Но эскалация продолжающихся перестрелок и напряженности вдоль всей линии соприкосновения под влиянием Москвы приведет к тому, что Европа будет давить на Киев по максимуму с требованием принять предложения Путина. Предложения Порошенко о введении на Донбасс международного миротворческого контингента выглядят несерьезно и являются утопией.
Что характерно: отбросив юродивую демагогию о «киевской фашистской хунте», Лавров теперь демонстративно поддерживает Порошенко, назвав его «приемлемой фигурой для диалога»: «Он президент — его надо поддерживать».
В целом, это объяснимо. Почуяв стремление Порошенко торговаться и договариваться, в Москве решили ставить на него, сочетая кнут с пряником. Точно так же на Порошенко и его торгашескую договороспособность делает ставку Запад уже хотя бы потому, что в Украине других кандидатур для диалога Запад не имеет, а широко разрекламированный ранее «светлый образ» Яценюка, похоже, окончательно «потух».
Но в то же время, несмотря на декларативные заявления о коррупции и отсутствии реформ, Запад поддерживает нынешнее правительство Яценюка, обслуживающее интересы олигархов и глобального капитала. Одной из важнейших причин является то, что правительство Яценюка вместе с Порошенко никогда не поставят вопрос о возврате в Украину капиталов, вывезенных из страны олигархами. Ибо такой возврат крайне невыгоден Западу и его финансовым институциям.