«Оскар»-2015: игра в имитацию престижной кинопремии

«Оскар» девальвирует. Количество зрителей, следящих за вручением премии Американской киноакадемии, в последние годы сокращается. Среди номинантов на лучший фильм всё реже встретишь истинные шедевры. А если таковые и оказываются в оскаровской гонке, то зачастую остаются без наград.

Церемония вручения престижнейшей американской кинонаграды в этом году вызывала скорее безразличие, чем переживание. Лучшим американские киноакадемики признали «Бёрдмена» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Он поднимался на сцену трижды, получая статуэтки за лучшую режиссуру, сценарий и фильм.

Картина заставляет зрителя почувствовать себя в шкуре некогда знаменитого актёра, который всеми силами пытается вернуть себе былую славу.

За изобретательный стиль съёмки был отмечен и оператор картины Эммануэль Любецки. Движение камеры в фильме не прерывается монтажными склейками, так что складывается впечатление, словно от начала и до конца он снят «одним кадром». На самом же деле лента снималась и монтировалась эпизод за эпизодом.

Несмотря на огромные возможности, которые предоставляют кинематографистам современные технологии, полнометражная игровая лента, снятая «одним куском», остаётся диковинкой. Позволить себе подобные технические излишества может далеко не каждый продюсер. Но ещё труднее отыскать оператора, который бы взялся за реализацию такого формального решения.

В прошлом году Любецки также был отмечен операторским «Оскаром» за «Гравитацию». Посмотрим, сможет ли он получить эту премию и в следующем году. Ведь сейчас он работает сразу над несколькими потенциально «оскаровскими» фильмами.

К сожалению, «Бёрдмен» не дошёл до отечественных кинотеатров. Не было в украинском прокате и обладателя «Оскара» за лучший фильм 2013 года — «Операции «Арго» Бена Аффлека. Складывается впечатление, что наши дистрибьюторы теряют нюх на действительно стоящие картины.
Как и «Бёрдмен», четыре статуэтки на этот раз получил «Отель «Гранд Будапешт» от голливудского сказочника Уэса Андерсона. Роли в этой картине исполняет с десяток актёров, удостаивавшихся ранее если не самого «Оскара», так, по крайней мере, номинации на него. Правда, на этот раз ни один из них не претендовал на премию американской киноакадемии именно за этот фильм.

«Гранд Будапешт» получил три «декоративных» статуэтки за грим и причёски, костюмы, а также за работу художника. Насыщенность яркими красками и кричащими аксессуарами — отличительная черта всех полнометражных лент Андерсона. Правда, ни одна из предыдущих не отмечалась призами американской киноакадемии в этих номинациях.

Ещё одну статуэтку на счёт «... Гранд Будапешта» записал композитор Александр Депла. Именитый автор музыки наверняка получил награду не столько за этот фильм, сколько за всё своё творчество в целом. Он озвучил более чем полутора сотен фильмов. Среди его работ как блокбастеры в духе «Годзилы», так и фестивальные хиты наподобие «Древа жизни».

Если бы оскаровские судьи оценивали композиторов исключительно по фильмам-претендентам, то они бы наверняка отдали статуэтку Хансу Циммеру. Он написал потрясающую по своей мощи музыку для «Интерстеллара». Музыка — едва ли не единственное, что удерживает этот более чем двухчасовый фильм цельным.

Однако в итоге творение Кристофера Нолана осталось лишь с одним «Оскаром» за визуальные эффекты. В этой номинации ему действительно не было равных. Четыре года назад американские киноакадемики отметили визуальные эффекты и другой нолановской ленты — «Начало». Выходит, что чем сильнее этот режиссёр искривляет в своих фильмах реальность, обнуляет гравитацию, а также выгибает земной ландшафт, тем больше вероятность, что его картина получит заветную статуэтку.

Лишь один «Оскар» достался и ленте Мортена Тильдума «Игра в имитацию». Это достаточно посредственный байопик об английском учёном, ломавшем голову над нацистской «Энигмой». Его отметили за адаптированный сценарий.

В целом «Игра...» напоминает спортсмена, который поставил себе планку на рекорд мира, а в итоге споткнулся и упал ещё до того, как успел достаточно разогнаться перед прыжком. Масштабный замысел, именитые актёры, скрупулёзно воспроизведённая эпоха. А в итоге получилась хоть и добротная, но проходная лента.

Радует, что лишь по одной второстепенной статуэтке в этом году получили нарочито патриотические ленты, от которых попахивает госзаказом. Фильм «Снайпер», рассказывающий о герое войны в Ираке, отметили за монтаж звука. А картину «Сельма» — о маршах протеста Мартина Лютера Кинга — наградили за лучшую песню. Если бы эти ленты собрали главные «Оскары», то эта премия окончательно деградировала бы до уровня российских кинонаград «Ника» или «Золотой орел», которые регулярно достаются патриотическому кино вне зависимости от его качества.

А вот то, что всего лишь одной статуэткой отметили шедевр Ричарда Линклейтера «Юность», многих опытных киноманов откровенно оскорбило. В ходе съёмок этой картины был предпринят уникальный режиссёрский приём. Картина прослеживает за жизнью главного героя в течение периода его взросления от 6 до 18 лет. Обычно в таких случаях приглашаются актёры разного возраста, которые по очереди воспроизводят на экране жизнь персонажа. Но в случае с этим фильмом съёмки длились целых 12 лет, пошагово отображая взросление одного и того же мальчика.

Американские киноакадемики отметили «Юность» за лучшую женскую роль второго плана. Сам же Линклейтер чуть больше года назад получил свой приз за режиссуру на Берлинале.

Несколько раздражает страсть оскаровских судей присуждать награды прежде всего тем актёрам, которые сыграли больных персонажей. За последние пару десятилетий «Оскар» за лучшую женскую и мужскую роли присуждался преимущественно тем, кто играл слепых, немощных, психически неуравновешенных, инвалидов или людей хотя бы с минимальными увечьями.

Вот и на этот раз Эдди Редмэйн получил статуэтку за роль парализованного физика Стивена Хокинга из картины «Теория всего». А Джулианну Мур отметили за воплощение на экране женщины, страдающей Альцгеймером.

Для Рэдмэйна это первая действительно авторитетная награда, которая обеспечит ему место в истории кино. В свою очередь Мур после этого «Оскара», наконец, доукомплектовала полную коллекцию престижнейших кинонаград мира. В прошлом году она завоевала приз на Каннском кинофестивале за ленту «Звёздная карта». В 2003 — на Берлинале за «Часы». А в 2002 и 1993 годах — на Венецианском киносмотре за фильмы «Вдали от рая» и «Короткий монтаж» соответственно.

Наиболее эмоциональная картина «Оскара»-2015 — «Одержимость» Дэмьена Шазелла — была удостоена сразу трёх наград. В 2014 году лента получила один из главных призов Санденса — престижнейшего в США кинофеста независимого кино.

Эта лента заразит страстью к личной победе даже наиболее пассивного зрителя. В ней очень красноречиво (и громко!) показывается формула истинного мастерства — «нужно преодолеть пределы ожидаемого».

В номинации «лучший фильм на иностранном языке» победила польская «Ида» Павла Павликовского. Хотя большие шансы были и у «Левиафана» Андрея Звягинцева.

То, что «Левиафан» остался без награды, многие связывают с плохим имиджем России, которую этот фильм представлял. Однако есть и другой, более глубинный, подтекст — в работе Звягинцева отдельная личность проигрывает при столкновении с обстоятельствами. А практически во всех фильмах-номинантах в этом году показывается победа отдельного человека. Так что российская картина выпала из идейного контекста «Оскара»-2015.

Чёрно-белый атмосферный шедевр «Ида» рассказывает о юной послушнице монастыря, которая отправляется на поиски своих родителей. Это путешествие станет для неё настоящим испытанием накануне пострига.

Примечательно, что среди пяти картин в номинации «лучший фильм на иностранном языке» — три представляли восточную Европу. Кроме «Иды» и «Левиафана» на награду претендовал также эстонско-грузинский фильм Зазы Урушадзе «Мандарины».

Многие эксперты отмечали, что восточноевропейский кинематограф в последние годы находится не в лучшем состоянии. Фильмы из нашего региона не часто борются за награды престижнейших кинофестивалей. Но такой оскаровский акцент на восточной Европе вполне может исправить ситуацию, и фестивальные отборщики вновь начнут уделять должное внимание этому кинематографу.

Тэги: Оскар

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Мир юрского периода: Теория хаоса (2024): трейлер и дата выхода нового мультфильма
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Эрик (2024): трейлер и дата выхода сериала про синего монстра
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
Гадкий Я 4 (2024): трейлер и дата выхода продолжения популярного мультфильма
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?