Одесский кинофест-2014 выводит украинское кино из «Сумрака»

19 июля раздали главные награды пятого Одесского Международного кинофестиваля (ОМКФ). Главный приз (статуэтку «Золотой Дюк» и 12 тыс. евро) по результатам зрительского голосования получила израильская картина «Мотивации ноль» Тальи Леви.

Читайте также Одесский кинофест-2014. Начало

Читайте также Одесский кинофест-2014: АбсуРТ-мейнстрим

Читайте тайже Одесский кинофест-2014: Yes, we Can(nes)

Лента рассказывает о двух лучших подругах Зоар и Даффи, которые проходят службу в артиллерийской базе на юге Израиля. Обе они работают в административном офисе. Даффи делает всё, чтобы перевестись с этой скучной базы посреди пустыни — в военное учреждение в Тель-Авиве, где жизнь бьёт ключом. При этом Зоар пытается её всячески удержать, дабы не остаться там без подруги и не скиснуть со скуки. Ещё у Зоар есть не менее важная цель — потерять девственность.

Наверняка зрителям ОМКФ показалась близкой изображённая здесь повседневность во время войны. То, как героини этой ленты решают свои, на первый взгляд, банальные жизненные вопросы, в то время как в сотне-другой километров от них раздаются взрывы и выстрелы. Ведь, именно в таком состоянии украинцы живут последние несколько месяцев.

В карьере режиссера Тальи Лави это дебютная полнометражная игровая работа. До этого она прославилась короткометражкой «Замена», которая получила приз зрительских симпатий на Берлинале, а также первую награду Мюнхенского международного фестиваля короткометражных фильмов.
Лента «Мотивации ноль» победила со средним баллом 4,65. Незначительно от неё отстал украинский «Поводырь» Олеся Санина, который зрители оценили в 4,598 балла. Однако на показы последнего приходило огромное количество патриотов, симпатиков кобзарства, которому посвящён фильм, а также просто людей в вышиванках. И национализм, которым деликатно пропитан «Поводырь», существенно приподнял средний балл фильма. Однако победить ему не удалось. А значит, все эти зрители оценивали картину не только по её идеологическим, но и по художественным качествам. И это не может не радовать. Ведь это лишний раз подтверждает зрелость и адекватность зрителя ОМКФ, который цивилизованно расставляет акценты в оценке кино.

В итоге «Поводырь» уехал из Одессы с двумя абсолютно заслуженными наградами. Одна из них — специальный диплом Международного жюри национальной конкурсной программы за визуальное решение. Ещё бы — ведь над фильмом работал лучший украинский оператор Сергей Михальчук. Так уж складывается, что практически все фильмы, которые выдвигались от Украины на «Оскар», снимались именно им. Этот факт лишь усиливает вероятность того, что именно «Поводырь» будет представлять нашу страну в оскаровской гонке следующего года.

Также «Поводырь» был отмечен наградой «за лучшую актёрскую работу», которая с этого года вручается и в национальном конкурсе. Её получил исполнитель главной роли Станислав Боклан. Таким образом, воплотилось в жизнь предположение вашего покорного слуги, высказанное в предыдущем обзоре кинофестваля.

Ну, а лучшей актёрской работой в Международном конкурсе были признаны старания Анжелики Литценбургер, которая сыграла главную роль в ленте «Тусовщица». Этот фильм стал дебютом как для его режиссёров, так и самой этой актрисы. Но, несмотря на их неопытность, «Тусовщица» стала одним из наиболее ярких фестивальных хитов этого года. Например, в Каннах лента была отмечена «Золотой камерой», как лучший дебют.

В центре её сюжета — 60-ти летняя владелица бара, которая продолжает вести себя, как 20-ти летняя сорвиголова. Каждый вечер она напивается в кабаре, после чего начинает приставать к парням. В молодости она была проституткой, в память о чём у неё осталось четверо детей. Те из них, которые повзрослее, с переменным успехом пытаются вести самостоятельную жизнь. Ну, а самая младшая — усыновлена другой семьёй.

Один из её давнишних клиентов однажды делает главной героине предложение. Собственно, подготовка к свадьбе и занимает львиную долю сюжета картины. Тому, получится ли ей начать жизнь сначала, и посвящена картина.

По настроению «Тусовщица» — это своего рода «Ночи Кабирии» 40 лет спустя. Героиня шедевра Феллини за эти годы постарела и отчаялась. И вдруг ей выпадает шанс начать всё снова. В очередной раз попробовать обрести своё счастье...

Лучшим режиссёром пятого ОМКФ признали Йинана Дяо за фильм «Черный уголь, тонкий лед». Об этой ленте мы писали в первом обзоре ОМКФ.

Формулировка жюри звучала так: «За захватывающую режиссуру и бескомпромиссно правдивое отражение китайской современности». К этим словам стоит добавить лишь то, что в картине этой очень взвешенно сочетаются черты авторского и жанрового кинематографа. На первый взгляд, «Чёрный уголь...» — напряжённый детектив, но при более внимательном рассмотрении — насыщенное подтекстами артхаусное кино.

В отличие от прошлого года, мнение зрителей и жюри касательно лучшего фильма фестиваля не совпало. Год назад обе эти награды получила картина Александра Веледенского «Географ глобус пропил». На этот раз жюри не поощрило вышеназванную израильскую картину «Мотивации ноль» ни одним из призов. При этом лучшим фильмом эксперты признали грузинскую картину Левана Когуашвили «Свидания вслепую», которая получила весьма средний балл от зрителей.

Лента снята при участии украинской стороны. Однако, кроме денег, которые отчасти обеспечил отечественный продюсер, больше ничего украинского в ней нет.

«Свидания вслепую» живописуют портрет типичного 40-летнего грузина. Представителя поколения, молодость которого пришлась на неспокойные 90-е. Отчего и реализоваться людям в своё время было не дано. Именно из этого произрастает нерешительность и растерянность людей этого поколения.

В центре сюжета — 40-летний учитель из Тбилиси по имени Сандро. Он до сих пор живёт с родителями. Он никак не может наладить собственную жизнь — каждый его поступок оказывается словно вне игры. Возвращаясь с очередного неудачного свидания, он встречает парикмахершу Манану, в которую мгновенно влюбляется. Её мужа Тэнго вскоре выпускают из тюрьмы. По иронии судьбы Сандро становится свидетелем первых дней, проведённых Тэнго на воле. Несмотря на своё чувство к его жене и то, что Тэнго практически сразу возвращается за решетку — Сандро никак не решается отстоять свои чувства и сойтись с Мананой.

Меланхоличный юмор этой ленты во время просмотра подарил зрителям множество грустных улыбок, которые теперь, по прошествии кинофеста, вспоминаются лучше, чем во время него.

Кроме вышеперечисленных фильмов, жюри также отметило специальными наградами мексиканскую картину «Гуэрос» и русскую — «Звезда».

Вышеперечисленная семёрка фильмов — единственное, что действительно стоило внимания в основном Международном конкурсе ОМКФ.
Ещё один «Золотой Дюк» в последний день кинофеста был вручён Кире Муратовой. Таким образом, в отличие от прошлых лет, за вклад в киноискусство наградили сразу дважды в течение феста: на открытии кинофорума — Стивена Фрирза, а на закрытии — гениальную одесскую абсурдистку Муратову.

ОМКФ проходит всего в пятый раз и его награда ещё не пользуется большим авторитетом. Раздавая почётных «Дюков» таким мастерам, как Кустурица, Михалков и вышеупомянутые британский и украинский режиссёры, устроители кинофорума пытаются поднять престижность его главной награды.

Лучшим украинским полнометражным фильмом фестиваля признали документалку «Сумерки» Валентина Васяновича. Национальный конкурс ОМКФ с этого года можно в полной мере считать отображением положения дел в украинском кинематографе. В этом году в национальном конкурсе кинофорума участвовало сразу семь фильмов, среди которых было три действительно сильных (по меркам современного украинского кино) фильма.

Кроме «Сумерек» в их число входит «Зеленая кофта» Владимира Тихого и «Поводырь» Олеся Санина. Однако последние две уступают документалке Васяновича, прежде всего, своей правдой, жизни. Если в «Поводыре» поменять имена героев на польские — большинство зрителей посчитает эту картину рядовым блокбастером наших западных соседей. Если же в «Зеленой кофте» назвать всех персонажей румынскими именами — лента станет типичным представителем румынской новой волны.

И только в «Сумерках» любое вмешательство — будет ощутимой фальшью. Ведь в этой картине предельно точно показывается правда жизни провинциальных украинцев.

Поэтому-то именно режиссёру Валентину Васяновичу и достался «Золотой Дюк» и 50 тыс. грн. Кроме того, жюри международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) наградило ленту особым отличием. Подробнее об этой картине мы писали здесь.

Симптоматично то, что Национальный союз кинематографистов в этом году признал лучшим документальным фильмом Украины ленту «Лариса Кадочникова: Автопортрет» (реж. Лариса Кадочникова и Дмитрий Тамошпольский), которая конкурировала с «Сумерками» в конкурсе ОМКФ. В результате же первая не получила на фестивале ни единой награды.

Это лишний раз подтверждает, что наш Союз кинематографистов продолжает жить вчерашним днём. И, видимо, согласно его нафталиновым ценностям, исполненный самовлюблённости слабый фильм «...Автопортрет» Кадочниковой — это круче, чем мудрое созерцательное кино «Сумерки»...

Так что мнение экспертов, собирающихся на Одесском кинофоруме, для прогрессивно мыслящих любителей кино стало более важным, нежели, казалось бы, более авторитетный взгляд нашего Союза кинематографистов.

Уже который год подряд Одесский кинофест демонстрирует практически невиданную для Украины честность перед зрителем. Обещая из года в год способствовать развитию нашего кинематографа, ОМКФ каждый раз сдерживает обещания.

Так, несколько лет назад в рамках программы Work in Progress презентовался проект «Моя русалка, моя Лореляй». Тогда его авторы искали дополнительное финансирование на съёмки. А уже в этом году фильм был представлен в основном конкурсе. И такой пример далеко не один.
То есть фестиваль самостоятельно поддерживает фильмы, которые в результате принимает в конкурс. А значит ОМКФ — это не просто кинофест, а подлинная лаборатория украинского кино.

Лишнее тому подтверждение — победа молодого режиссёра Марии Кондаковой. В этом году её ленте «Листопад» жюри единогласно присудило главный приз в короткометражной секции. А ведь ещё несколько лет назад Кондакова приезжала на ОМКФ в качестве студентки летней киношколы.
Символично, что во время красной дорожки на церемонии закрытия фестиваля появился гроб с живым человеком. Парень лежал в позе мертвеца, обложенный кусками мяса, таким образом выражая протест против того, что украинских солдат отправляют в зону проведения АТО, как пушечное мясо, — без должного снаряжения. Секьюрити феста, естественно, прогнали парней, которые несли этот гроб.

Но если бы ему всё-таки удалось появиться на красной дорожке ОМКФ — он бы стал самым красноречивым символом современного украинского кино. Ведь именно в таком состоянии оно находится сегодня — в состоянии живого трупа. Ведь до 2010 года его состояние было каматозным. С 2010 по 2013 годы, когда в отечественный кинематограф начали вливаться госсредства, киноиндустрия начала проявлять признаки жизни. Ну, а с этого года, когда госфинансирование вновь прекратилось — украинское кино вновь возвращается в состояние тяжело больного пациента, которого не долечили.

Тэги: Одесса

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
В Турции село на мель судно, которое шло из Украины – видео с места ЧП
В Турции село на мель судно, которое шло из Украины – видео с места ЧП
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?