Одесский кинофест-2014: АбсуРТ-мейнстрим

Третий год подряд святая святых Одесского кинофеста (ОМКФ) — международный конкурс — формируется под загадочным трендом «арт-мейнстрим». Загадочным настолько, что сколь ни расспрашивай у случайно пойманных на фесте людей о том, что это такое — все предоставят разные версии.

Читайте также Одесский кинофест-2014. Начало

Весьма расплывчатая формулировка этого понятия включает в себя, с одной стороны, не очень авторские, а с другой — не очень популярные фильмы. Вот и получается, что рядом с легковесной комедией в главном конкурсе ОМКФ может стоять острый триллер или социальная драма.

Словом, все зрители, хоть однажды бывавшие на ОМКФ, в этом году мысленно готовились к тому, что конкурсные ленты в большинстве своём разочаруют. Я дождался этого на третий день феста, когда зрители начали активно выходить с показа конкурсной немецкой ленты «Стерео». Раздражение от этого фильма усиливалось тем, что буквально получасом ранее на этом же экране закончился показ абсолютного шедевра Ричарда Линклейтера «Отрочество».

На последнем Берлинском кинофесте многие критики и зрители пророчили этой ленте главный приз. Однако в итоге она получила только награду за лучшую режиссуру и две второстепенные награды. Таким образом, в очередной раз подтвердился факт, что на присуждение главных статуэток самых престижных кинофорумов влияют социальные и политические контексты. В то время как другие награды вручаются именно за художественные достижения.

Этим фильмом режиссер Ричард Линклейтер продолжил свои временные кино-эксперименты, начавшиеся в его своеобразной франшизе: «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью». В этих трех картинах известный мастер снимал историю отношений мужчины и женщины на протяжении тридцати лет. Раз в десятилетие двое исполнителей главных ролей собирались вместе с режиссером и писали сценарий к каждой следующей части франшизы. При этом в скрипт к фильму они вплетали свой собственный жизненный опыт.

Подобным образом снято и «Отрочество». Работа над ней началась в 2002 году и продолжалась 11 лет. Исполнитель главной роли в ленте по сути играет самого себя от маленького мальчика, который ходит в детсад, и до юноши, который поступает в колледж.

На первый взгляд, картина складывается из повседневных банальностей. Но во время просмотра убеждаешься, что жизнь каждого человека состоит из пестрой фрески тривиальная вещей. Так что оторваться от просмотра этого кино-полотна столь же трудно, как прервать жизнь.

Эту ленту есть смысл показывать в рамках школьной программы вместо чтения трилогии Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». Значение картины Линклейтера для американского кинематографа приблизительно такое же, как названные толстовские произведения для русской литературы.

Убедиться в этом вы сможете уже 17 июня, когда фильм выйдет в прокат.

Неудержимое желание организаторов феста угодить зрителям с самыми разными вкусами, сексуальной ориентацией и чувством юмора привело к тому, что по соседству с фильмами уровня «Отрочества» показывались откровенно пошлые комедии, как «Красотки в Париже».

Наверное, это был самый аншлаговый фильм — на него собралось около тысячи человек. Собственно, количество людей в зале — единственное, что запомнилось после просмотра этой ленты. Эта комедия могла бы впечатлить и своей вульгарностью. Правда, все эти генитальные шуточки в каждом без исключения эпизоде, настолько плоски и по-школярски наивны, что даже не могут вызвать возмущение.

В целом, третий день ОМКФ прошёл, словно, под патронатом Берлинале. Из десяти фильмов, показанных в этот день на фесте, три лучших в разное время открыл именно этот немецкий кинофорум. Именно в Берлине в этом году состоялась премьера уже упомянутого «Отрочества». Там же в 2009 году впервые показывался прекрасный фильм «Шери», который на третий день ОМКФ демонстрировался в качестве ретроспективы классика британского кино Стивена Фрирза. В столице Германии в этом году началась фестивальная судьба и ещё одного фильма ОМКФ — «Любить, пить и петь» Алана Рене.

Этот фильм отличается от театральной постановки, наверное, лишь одной хромосомой. Обставленный фальшивыми и вместе с тем милыми глазу картонными декорациями, он даёт зрителю возможность погрузиться в прекрасный мир условностей. На его фоне три пары супругов и любовников разыгрывают, по сути, опереточную историю.

События разворачиваются в Йоркшире. Неожиданное известие о смертельной болезни Джона Райли переполошила его друзей. Ему осталось жить всего несколько месяцев. В связи с этим друзья решают пригласить его в свой аматорский спектакль. Во время подготовки между ними возникают неожиданные симпатии, несбыточные обещания, лёгкий флирт и как следствие — ревность. Тонкая грань между реальностью и театром — стирается. А чуть заметное различие между ролью и собственной волей развеивается.

Следить за происходящим на экране — всё равно, что решать длинное математическое уравнение с одним неизвестным. И это неизвестное — как раз и есть главный герой, который в течение всего фильма так и не появляется на экране.

Столь смелые эксперименты с декорациями и отсутствием протагониста снял Алан Рене в возрасте... 92 года. Через три недели после премьеры этой картины на Берлинале его не стало. За эту картину он успел получить Серебряного медведя с формулировкой «художественный фильм, который открывает новые перспективы».

Четвёртый день кинофорума начался с атмосферной чилийской драмы «Убить человека» Алехандро Фернандеза Альмендраса. В центре сюжета такой себе латино-американский Раскольников, которого жизненные обстоятельства толкают на непоправимое. А совесть после этого, как и героя «Преступления и наказания», загоняет в глухой угол раскаяния.

Хорхе едва сводит концы с концами. В районе, где он живёт с семьёй, постоянно ошивается шайка преступников, которая вычищает карманы всех местных жителей. Однако особым вниманием у них пользуется именно Хорхе — добропорядочный семьянин, который ни на какие их провокации не отвечает агрессией. Он надеялся, что полиция решит все эти проблемы. Однако бюрократическая система правоохранителей оказывается бессильна.

Так что он решает взять дело в свои руки. Правда, при этом он ещё прихватил винтовку и грузовик...

Эта картина была отмечена Большим призом жюри на Санденсе, после чего объехала полмира, засветившись на самых масштабных кинофорумах.
Также был показан один из наиболее сильных украинских фильмов национального конкурса — «Сумерки» Валентина Васяновича.

Картина рассказывает о 82-х летней Марии и её слепом сыне Саше. Они доживают свою жизнь в богом забытом селе на краю цивилизации. Оба они боятся смерти друг друга. Саша в ужасе от одной лишь мысли, что останется сам, ведь он из-за своего недуга не в состоянии выполнять элементарнейшие дела в быту. Мария же, измученной жизнью, не хватало ещё и смерти сына...

Мало кому будет интересен образ жизни этих двух человек. Однако Васянович делает их проблемы универсальными, а истины, с которыми они сталкиваются, — общечеловеческими. Поэтому поступки героев фильма кажутся абсурдными лишь в начале фильма. В конце же — абсурдной зрителю будет казаться уже собственная жизнь.

Своеобразной кульминацией дня стала шведская комедия «Столетний старик, который вылез в окно и исчез».

Фильм рассказывает о столетнем старикане Аллане, который всю жизнь занимался тем, что фотографировал своих знакомых и что-то взрывал. Он вынес в воздух множество мостов, зданий, соседей, грузовиков... Однако даже когда он переступил стадию «почётный возраст» — лихости и авантюризма ему было не занимать. Отправившись куда глаза глядят, он за первые несколько часов уже заставил гнаться за собой полицию, байкеров-головорезов и балийских мафиози.

По мере развития сюжета зритель узнает множество остроумнейших фактов из жизни Аллана. Оказывается в своё время он водил знакомство со Сталиным, Франко, Рейганом, работал одновременно на ЦРУ и КГБ, принял участие в создании атомной бомбы... и это только часть его многочисленных секретов. В целом же сюжет этой картины выглядит, как кошмарный похмельный сон историка.

Если бы этот фильм был в основном конкурсе ОМКФ — он бы, безусловно, не уехал из Одессы без награды. Почему эта комедия не вписывается в формат «арт-мейнстрим», дабы бороться за награды фестиваля, — загадка.

Что ж, подробнее о конкурсной программе фестиваля, а также о его наивных амбициях стать «восточными Каннами» читайте в следующем отчёте ОМКФ.

Тэги: Одесса

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Появилось видео, как в Лондоне мужчина с самурайским мечом напал на людей
Появилось видео, как в Лондоне мужчина с самурайским мечом напал на людей
Появилось видео, как в Лондоне мужчина с самурайским мечом напал на людей
Появилось видео, как в Лондоне мужчина с самурайским мечом напал на людей
В Колумбии разбился вертолет с десантниками – видео с места крушения
В Колумбии разбился вертолет с десантниками – видео с места крушения
Во время ракетного удара по Одессе погибли 5 человек. Пострадал экс-нардеп Сергей Кивалов
Во время ракетного удара по Одессе погибли 5 человек. Пострадал экс-нардеп Сергей Кивалов
Сто лет одиночества (2024): трейлер сериала по культовой книге
Сто лет одиночества (2024): трейлер сериала по культовой книге
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?