Одесский кинофест-2014. Начало

В нашей культуре есть закономерность, которая с обидным постоянством подтверждалась в любые эпохи. Как только на территории современной Украины появлялась действительно выдающаяся культурная традиция — она прекращала своё существование в течение нескольких лет. Крупнейший отечественный кинофестиваль, проходящий в Одессе (ОМКФ), ещё несколько месяцев назад хоть и был на грани срыва, но всё же открылся 11 июля.

Что ж, возможно, это лишнее подтверждение того, что сегодняшнее болезненное перерождение нашей страны уносит в прошлое хотя бы отдельные негативные закономерности.

В первые годы существования ОМКФ его организаторы делали ставку на звёзд и гламур. Тактика закономерная для фестиваля, которому необходимо как можно громче заявить о себе и таким образом закрепиться в массовом сознании, как один из наиболее авторитетных киносмотров восточной Европы. Однако уже в прошлом году количество звёзд оставляло желать лучшего. Кроме Гоши Куценко и Эмира Кустурицы, сложно назвать другого яркого гостя ОМКФ-2013, который бы был хорошо знаком рядовому киноману. В этом же году нет даже их. Поэтому-то и красная дорожка на церемонии открытия, а также последовавшая за ней тусовка, вынуждали папарацци скучать.

И если бы не претенциозная выходка активиста движения «Femen» Евгения Довлатова, который выскочил на красную дорожку с плакатом «Путлер капут», смотреть было бы вообще не на что.

В прошлые годы главные звёзды приезжали на ОМКФ транзитом через Московский кинофестиваль, который проходит месяцем ранее. Именно так в Одессе оказались Джон Малкович, Джеральдин Чаплин, Питер Гринуэй и другие мэтры современного кино. Как объясняла в одном из интервью президент ОМКФ Виктория Тигипко, звёзды такого масштаба не имеют представления о том, что такое Украина, поэтому они боятся сюда приезжать. Когда же они оказываются в Москве — у них, более менее, сформировывается впечатление о том, что такое восточноевропейский мир, и они благосклоннее принимают приглашение посетить малоизвестную Одессу.

Если раньше Украину боялись посещать из-за того, что не знали, что это за страна, то теперь — после Майдана — боятся приезжать к нам, потому что знают, кто мы такие. Именно этим организаторы феста и объясняют отсутствие ярких звёзд в этом году. По той же причине не появились в Одессе и российские знаменитости.

Но в этом также есть один хоть и небольшой, но плюс — больше внимания гости фестиваля уделят самим фильмам. Тем более что основной конкурс феста в этом году намного более привлекателен, чем в прошлые. «Благодаря» тому, что за главные награды ОМКФ в прошлые годы боролись весьма посредственные ленты, кинофорум даже получил негласное клеймо «фест заурядного кино». Но судя по качеству фильмов этого года, он имеет все шансы с этим клеймом расстаться.

Святая святых ОМКФ — Международный конкурс — рябит от призёров и лауреатов других авторитетных киносмотров. Складывается впечатление, что программники ОМКФ пытались столкнуть в основном конкурсе своего киносмотра фильмы, которые победили на других кинофестах. Посмотреть, как соотносятся друг с другом победители Берлинале и Трайбека, а также лучшие дебюты Канн и того же Берлина. Или последить за соперничеством призёров швейцарского Локарно и российского «Кинотавра».

Кстати «Кинотавр» и Берлинале в этом году по традиции стали главными поставщиками наиболее интересных фильмов на ОМКФ. На фесте ежегодно показывалось в среднем по 80 лент. При этом около 15 из них из них стабильно приезжают на ОМКФ именно с берлинского и сочинского киносмотров.

Например, одной из первых картин, показанных в рамках конкурсной программы, стал триумфатор Берлинского кинофестиваля «Чёрный уголь, тонкий лёд». Кроме «Золотого медведя» эта китайская лента также была отмечена призом за лучшую мужскую роль.

Лента рассказывает о полицейском, который получает ранение во время расследования жестокого убийства на угольной электростанции. Вынужденный в связи с этим пойти в отставку, он устраивается охранником на заводе. Однако спустя годы он узнаёт, что совершается ещё одно подобное убийство. Бывший полицейский начинает собственное расследование преступления, словно самурай, вызвавший на бой собственную судьбу.

Саспенс этой картины не уступает накалу лучших французских детективов. Интересно закрученный сюжет дополняется фирменной для восточного кино жестокостью. Расчленёнка, брызги крови, изнасилования — всё это встречается в двух из трёх дальневосточных фильмов, доходящих до Украины. В отличие же от многих других лент из тех краёв, в «Чёрном угле, тонком льде» это выглядит предельно оправданно.

Фильм без прикрас показывает свинцово-убогое прозябание индустриального социума. Мир, в котором живут герои фильма, предназначен, прежде всего, не для людей, а для машин, вагонов, угля, экскаваторов и конвейеров. Оттого-то, наверное, человек и чувствует себя в таком мире лишним, потерянным, а в какой-то мере даже похороненным заживо.

Не обошлось в картине и без восточных символов и аллегорий, ловко вплетённых в бетонно-расчленённый сюжет, на первый взгляд лишённый всякой поэзии. Бесцветные фейерверки в дневном небе, или лошадь, зашедшая в заводскую больницу... Все эти неожиданные символы можно объяснить лишь трёхстрочными хокку. При этом сюжет всего фильма в целом можно описать, наверное, лишь языком Стивена Кинга.

Однако даже после столь сильного кино не звучали настолько громкие аплодисменты, как после картины Михаила Сегала «Кино про Алексеева». Лента рассказывает о барде, который прославился в 70-е годы прошлого века. Сегодня он обычный забытый старик, который продаёт консервацию на обочине сельской дороги. Но обычная случайность заставляет радиоведущую обратить на этого старика внимание. Пригласив его в студию на прямой эфир, она откроет ему факты его собственной биографии, о которых он и сам-то не догадывался. И тогда он поймёт, что прошлое может быть ещё более загадочным, чем будущее.

Главную роль в картине сыграл Александр Збруев. Многие согласятся со мной, что этого актёра привычно видеть в ролях героя-любовника и красавца-сердцееда. Когда же встречаешь его в обличии дряхлого старика, который с трудом поднимается по ступенькам, чувствуешь, что твой персональный счётчик жизненных ориентиров вдруг сместился на несколько десятилетий вперёд.

В фильме настолько вкусно преподносится игра на гитаре, что аккорды саундтрека звучат в голове ещё долго после просмотра. Так что даже у заядлого меломана, который и шага не делает без наушников в ушах, после этой ленты отпадёт желание слушать музыку, по крайней мере, до конца дня.

«Кино про Алексеева» вскоре должно выйти в украинский прокат. И если вы соскучились по добрым и в меру сентиментальным фильмам, — пропускать его не стоит.

Открылся же ОМКФ-2014 итало-французской драмой Паоло Вирци «Человеческий капитал». Посреди ночи джип сбивает велосипедиста. Рядовое автопроисшествие раскручивает целый клубок проблем. В него оказываются впутаны богатая итальянская семья, чувствующая себя хозяином мира, подросток-наркоман и предприимчивый выскочка, который готов поставить на кон всё своё состояние, дабы пробиться в ранг сильных мира сего.

Предыдущие ленты Паоло Вирци регулярно попадали в конкурс Венецианского кинофестиваля, а однажды даже номинировались на «Оскар». Эта его картина не может похвастать столь престижными достиженими. Правда, по своему качеству она ничем не уступает предыдущим фильмам этого режиссера.

Сюжет в «Человеческом капитале» развивается настолько интенсивно, а персонажи переплетаются в нём столь непредсказуемо, что даже у самого опытного зрителя отключается способность предугадывать развитие событий хотя бы на несколько шагов вперёд.

Фильм переносит зрителя в 2008 год, когда мир столкнулся с финансовым кризисом. Предприимчивый бизнесмен, который ворочает миллиардами, в одной из сцен слышит от своей супруги: «Вы поставили на банкротство страны и заработали на этом...». Цинизм этой фразы пробегает мурашками по коже, когда видишь рядом с собой всю эту светскую львятню, пришедшую на открытие ОМКФ в золоте и кораллах. Всю эту гламурную тусовку, которая в начале церемонии открытия феста отстояла минуту молчания по солдатам, погибшим накануне под Луганском...

Тэги: Одесса

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
Над Украиной пролетел яркий метеор – появилось видео
Над Украиной пролетел яркий метеор – появилось видео
Рязанский НПЗ атаковали неизвестные беспилотники
Рязанский НПЗ атаковали неизвестные беспилотники
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?