Вам доводилось видеть модные игрушки – роботов-трансформеров? Забавные такие. С виду «стойкий» солдатик, а как препятствие встретит, то так суставы себе выкрутит, что вместо ног колеса или там плавники появятся. И глядишь – обошел уже пострел преграду, покатил куда нужно. Вот такими персонажами сейчас явно изобилует президентская команда.
Еще зимой были, казалось, несгибаемыми бойцами за счастье народное. И таки победили режим, пришли к власти. А вот, что после этого началось – это отдельная «песня». Сначала чистили ряды. Потом карманы. На очереди – души… Но, для полного удовлетворения нужд народа необходима власть. Полная, без всяких оговорок и ограничений. И на пути к ней есть лишь одно препятствие – конституционная реформа…
Вкратце о ней. 8 декабря 2004 года Верховная Рада Украины (при непосредственном участии «топ-менеджмента» теперешней властной команды) в пакете внесла изменения в Основной Закон, превратив Украину в парламентско-президентское государство. Предварительно был принят и направлен на заключение в Конституционный Суд Украины законопроект «О внесении изменений в Конституцию» относительно местного самоуправления (3207-1). Ревизия касается системы государственной власти, усиления роли парламента и Кабинета Министров Украины, взаимной ответственности законодательной и исполнительной власти за результаты своей деятельности. Также предложено усовершенствование статуса и системы местного самоуправления.
Согласно его заключительным и переходным положениям, этот закон вступает в силу с 1 сентября 2005 года в случае, если к этому времени будут приняты изменения в Конституцию, касающиеся реформирования системы местного самоуправления. Если же требуемые изменения не внесут и до 1 января 2006 года, в силу самостоятельно вступит закон 4180.
В соответствии с ним, конституционный состав Верховной Рады Украины – 450 народных депутатов, которые избираются на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Избранный народный депутат не может совмещать мандат народного депутата с должностью члена Кабинета министров. Полномочия народного депутата прекращаются, в частности, в случае невхождения депутата, избранного от политической партии или блока партий в состав фракции этой партии или блока или в случае выхода депутата из этой фракции.
В парламенте по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входят большинство народных депутатов от конституционного состава парламента. Коалиция депутатских фракций формируется в течение одного месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады, которое проводится после очередных или внеочередных выборов в парламент. Коалиция депутатских фракций в соответствии с Конституцией вносит предложение президенту о кандидатуре премьер-министра, а также предложения о кандидатурах в состав правительства.
К полномочиям парламента отнесены назначение по представлению президента премьер-министра Украины, министра обороны, министра иностранных дел, назначение по представлению премьер-министра других членов правительства, председателя Службы безопасности, главы Национального банка, членов Центральной избирательной комиссии, предоставление согласия на назначение и увольнение президентом генерального прокурора Украины, выражение недоверия генпрокурору, следствием которого является его отставка.
Президент Украины может досрочно прекратить полномочия парламента, если в течение 60 дней после отставки Кабинета министров не сформирован персональный состав правительства, или если в течение 30 дней очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
Суть этих преобразований сводилась к одному – урезанию президентских полномочий. И новой команде это очень и очень не нравится – затем ли они столько мерзли по майданам, играли ва-банк с весьма «наблатыканной» в таких делах системой, что бы через какой-то годик остаться, мягко говоря, не у дел… Нет, конечно компенсировать революционные издержки за оставшееся время можно с лихвой, но такая мелочная позиция не для них – команда шла во власть всерьез и надолго. И уж точно шла не для того, что с ею (властью) с кем-то делится.
Природа власти такова, что отказаться от части властных полномочий одинаково тяжело как «анти-», так и «пронародному» режимам. А значит, в полном соответствии с притчей про умного и гору, «оранжевая» команда, свернув крылья «свободного полета» и припрятав подальше антиавторитарную риторику, по-трансформерски натянула присоски и, неприятно «почвякивая» ими по своим договоренностям, пустилась в обход. Сегодня близкие соратники Ющенко, явно с его ведома и молчаливого одобрения, готовят почву для того, чтобы дать констреформе задний ход.
Анатолий Кинах, первый вице-премьер-министр, считает, что введение конституционной реформы в настоящее время является несвоевременным, нуждается в дополнительном общественном обсуждении и может привести к формированию аморфной власти, пропитанной «чувством коллективной безответственности».
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Петр Порошенко вообще уверен, что политреформа не имеет ничего общего с демократизацией общества. «Я убежден, что принятие политреформы было абсолютно правильным решением. Это первая позиция. Позиция вторая: поддерживаю ли я политреформу. По сути, нет. Принятая политреформа не имеет ничего общего с демократизацией общества. Третья позиция: буду ли я принимать участие в ее отмене. Нет, не буду», - сказал Порошенко.
В свою очередь государственный секретарь Украины Александр Зинченко высказался за проведение общенационального референдума относительно внесения изменений по некоторым вопросам политреформы.
Естественно, сам Ющенко, позиционирующий себя как политика ответственного, не может выступить инициатором ревизии прошлогодних соглашений. Он только намекает, что мол политические силы могут выдвинуть инициативы относительно сомнительности содержания и процедуры внесения изменений в конституцию и напоминает, что последние принимались в условиях, когда на площади Независимости в Киеве стояли 700 тысяч людей, когда все ожидали провокаций и даже начала гражданской войны. «И я пошел на это исключительно с одной позиции – чтобы завтра утром мы не стали на пороге гражданской войны», - сказал Ющенко.
Итак. Что мы в результате получим? Либо Конституционный суд признает пресловутое «пакетное» голосование незаконным, либо вопрос будет решаться на всеукраинском референдуме, где народ, как «единственный источник власти» вынесет нужный президенту вердикт.
Что в свете последних событий выглядит весьма реалистично – подавляющее большинство украинцев не знакомы с принятыми Верховной Радой изменениями в Конституцию, однако готовы принять участие в референдуме по этим вопросам. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований и центром «Социальный мониторинг» и обнародованные 8 июня на «круглом столе» на тему «Украинские избиратели: Кому доверять, за кого голосовать».
Так, только 5% опрошенных знакомы с изменениями в Конституцию, которые были приняты парламентом 8 декабря 2004 года. 15% знакомы с большей частью принятых изменений, 40% знакомы только с частью этих положений, 40% не знакомы ни с какими положениями и предложениями. В то же время, 31% респондентов бесспорно примут участие в референдуме относительно изменений в Конституцию, 31% скорее всего примут участие в референдуме, 16% скорее всего не будут принимать участия, 10% однозначно не будут принимать участия, 12% затруднились ответить.
Глядя на столь «странные» результаты опроса, невольно вспоминается прошлый референдум и думается, что нынешняя власть, как и ее предшественники, вполне сможет помочь общественности «принять правильное решение» на предполагаемом торжестве «демократии».