Хотя правительство и продолжает с завидной уверенностью утверждать, будто задолженностей по социальным выплатам из бюджета нет, всякий заинтересованный человек на практике сталкивается с совсем другими реалиями. И задается вопросом: а что будет в следующем году? Ведь, чтобы выплаты из бюджета производились своевременно и в полном объеме, нужно как минимум этот бюджет иметь, причем такой, в котором были бы деньги.
Между тем, сомнения относительно того, будет ли бюджет-2014 если не выполнимым, то хотя бы близким к реальности, возникли еще в марте, во время принятия так называемых основных направлений бюджетной политики следующего года.
Тогда в бюджет на следующий год пообещали заложить рост экономики в 3% и номинальный ВВП в 1,69 трлн грн. на 7% больше плана на 2013 год. Но и этот план, как известно, вряд ли будет выполнен. Так откуда основания для такого оптимизма?
Министерство экономики и развития каждый год выдает три прогноза экономической ситуации: пессимистический, оптимистический и усредненный. В основу будущего бюджета еще весной был заложен не усредненный прогноз роста ВВП, а оптимистический (пессимистический составил 1,61 трлн). А привязки прогноза к курсу доллара не было вообще.
Зато появились планы расширения доходной части бюджета путем усиления налогового пресса: например, предлагается взимать налог на недвижимость не с жилой площади, а с общей с вовлечением в налогообложение коммерческой недвижимости. Это, по мысли разработчиков, должно было бы дать в казну дополнительно два миллиарда.
Той же цели должны были послужить и другие многочисленные налоговые новации, о которых мы уже не раз писали. Кстати, до сих пор не ясно: состоится ли предусмотренное Налоговым кодексом снижение НДС до 17% и налога на прибыль до 16%? Минфин, по имеющимся сведениям, собирается отменить эту норму в пожарном порядке. А ведь до сих пор пылится и более революционный проект, предусматривающий введение т. н. налога с оборота (хотя в этом году его, скорее всего, не примут).
Нетрудно заметить: поступления от налогов могут расти и без их повышения при условии, если растет вся экономика. А вот с этим как раз и не сложилось. В августе, по данным Государственной службы статистики, объем индустриального производства снизился на 5,4% по отношению к июлю, по итогам за восемь месяцев на 5,2%. В 2012 году падение составляло лишь 1,8%, в 2010 2011 даже наблюдался небольшой подъем. Правда, заметим, этот небольшой подъем отнюдь не компенсировал экономическую катастрофу 2008 2009 годов! Хуже всего чувствуют себя строительство (минус 20,9%), машиностроение и химическая промышленность: цены на газ делают последнюю неконкурентоспособной.
Ситуация с падением производства в Украине худшая среди стран СНГ. Из-за этого рост ВВП вряд ли превысит 0,2%. Может быть и еще меньше, поскольку значительная часть нашего рекордного урожая может погибнуть из-за затянувшихся осенних дождей. Кроме того, рост, даже если таковой вообще произойдет, будет иметь базой сравнения
Правда, несколько оживились инвесторы в автомобильной промышленности, которой недавние регуляторные акты создали буквально тепличный режим. Но какие это инвесторы: Geely, Kia, Сhery да Hyundai! Ведущих мировых производителей что-то не видно...
Кстати, о китайцах. С их стороны активность замечена действительно завидная. Государственная корпорация Xinjiang Production заявила о намерениях арендовать в Украине три миллиона гектаров сельскохозяйственных земель 10 % всех пахотных угодий! Деньги они вкладывать готовы, но пойдут ли эти деньги на пользу нам? Ведь корпорация будет расходовать свои инвестиции на создание своей же инфраструктуры, а продукцию собирается вывозить, опять же, в Китай. А нам что с этого, кроме арендной платы? На развитие села она все равно не пойдет, а китайцы как инвесторы известны прежде всего тем, что рабочих предпочитают привозить с собой. Потому, если кто-то в украинской власти рассчитывает поправить бюджет таким способом, то не берет в расчет социальные последствия, которые неизбежно потребуют новых расходов.
Все положения, принятые весной, в проекте бюджета, одобренном правительством в сентябре, сохранились. При этом на заседании Кабмина, на котором принимался проект бюджета, прозвучала реальная цифра ожидаемых бюджетных доходов: на 8% меньше, чем заложено на нынешний год (и то еще неизвестно, сколько будет на самом деле). И вдруг на этом фоне звучит в Верховной Раде заявление заместителя министра финансов Украины Анатолия Мярковского: «В 2014 году мы планируем сохранить предоставление государством действующих налоговых льгот в объеме 4,4 млрд грн. Также предусмотрен инвестиционный ресурс от предоставления преференций субъектам хозяйствования в объеме 67,4 млрд грн., как и в текущем году». Кому достанутся эти льготы и преференции понятно. Но за какие, извините, шиши?
Теперь становится ясно, почему украинская власть, презрев хваленую нерушимую дружбу братских народов, вдруг стала заядлым сторонником европейского вектора. Под маркой договора об ассоциации с ЕС она рассчитывает на новые кредитные соглашения с МВФ, а втайне, наверное, надеется и на помощь европейских братьев, вроде той, которую недавно оказывали Греции. Правда, условия предоставления этой помощи показались самим грекам непривлекательными, что вызвало массовые протесты, но у нас не привыкли обращать внимания на такие мелочи.
Именно нереалистичность документа послужила причиной странных приключений с ним: вроде бы рассматривают в правительстве, передают в парламент, тут же, не показав никому, забирают назад дорабатывать... Прямо-таки законы Мэрфи: «Никогда не хватает времени сразу сделать работу хорошо, зато потом всегда находится время ее дорабатывать». При этом проект в парламенте никто так и не успел увидеть.
Такой спешке есть разные объяснения, самое простое и вероятное: мы имеем дело с элементарным очковтирательством. Правительство формально выполнило требование Бюджетного кодекса подать документ до 15 сентября. Но там не написано, что после этого его нельзя забирать назад... Принцип «тронул ходи», к сожалению, действует только в играх. Кроме того, хотя документа как такового еще никто не видел, даже обнародованные его основные параметры позволяют судить о том, что показать такой бюджет полностью означает выставить себя на посмешище.
Сочетание таких показателей, как рост ВВП на 3% (вместо 1% по прогнозам экспертов Всемирного банка), 8,3% инфляции и рост государственного долга до 32,4% ВВП, явный признак того, что правительство пытается поддержать непосильную ношу социальных стандартов за счет «ползучей» инфляции.
Только за счет роста государственного долга и инфляции можно выполнить такие меры, заложенные в бюджете, как повышение минимальных зарплат, социальных выплат и т. д. Правда, точные размеры повышения не озвучиваются, есть версия, что речь идет о копейках, которые тут же съест инфляция. Потому есть все основания предполагать, что планируется девальвация гривны, но вслух произнести такую крамолу, конечно, никто в правительстве не решится. Кстати: не потому ли с марта и по сей день там тщательно обходят тему заложенного в бюджете курса доллара?
Есть версия, что в случае угрозы родной гривне могут ввести обязательную продажу экспортерами 100% валютной выручки. Но это, согласитесь, уже «пожарная» мера, которая вовсе не свидетельствует о благополучии. Хотя разговоры о нестабильности национальной валюты предписано считать российской спекуляцией, реальных макроэкономических оснований для ее стабильности не видно.
Сюда же добавим явно нереалистичный показатель поступлений от приватизации: 17 миллиардов! Откуда?! Как мы уже неоднократно писали, привлекательных объектов у государства осталось не так много, и на них претендуют люди, которые благодаря своему положению непременно обойдут конкурентов, но сами много за них платить не будут.
В общем, видно, что именно доходная часть правительственного проекта бюджета не выдерживает критики. Но при этом, как отметила первый заместитель главы президентской администрации Ирина Акимова, будущие доработки будут касаться не макроэкономических показателей, а перераспределения расходов. То есть нереальную доходную часть так и оставят, плотно занявшись любимым делом дерибаном расходов?