С 13 по 22 сентября в Киеве на территории бывшего завода металлоконструкций прошёл VI фестиваль современного искусства «Гогольфест». Высокая музыка здесь сочеталась с экспериментальным видеоартом, отчаянные перформансы с молодой литературой, а авторский кинематограф с замысловатым современным театром. Фест стал пёстрой лавиной экспериментального независимого авангардного искусства, превратив запущенную промзону в своеобразный заповедник свободы.
О перенасыщенности программы фестиваля говорит хотя бы тот факт, что статьи многих журналистов о «Гогольфесте» сводились к сухому перечислению акций, концертов, перформансов и прочих событий. Их обилие просто-таки парализовало способность разобраться во всём происходящем. По словам ключевого организатора фестиваля Владислава Троицкого, «Гогольфест» должен напоминать бульон, в котором найдется место буквально для любого, пусть даже и самого крошечного, проявления современного украинского искусства.
Приходить на такие фестивали лучше без определённой цели. Для оказавшихся на территории завода металлоконструкций случай приобретает большее значение, чем заведомо составленный план. Так, бесцельно бродя, можно было натолкнуться на репетицию театра бесконтактной импровизации: босые девушки в костюмах кувыркались на земле перед металлической будкой. Или случайно забрести в цех, где отчаянный работяга режет мрамор в то время как в цехах вокруг него играет транс, развешивают сюрреалистическую живопись, настраивают скрипки и виолончели или попросту выпивают.
«Возделывайте свой хаос», читался во всём происходящем на фесте перефразированный афоризм Вольтера.
Кураторы феста, вопреки общепринятому правилу «понравиться публике», делали прежде всего то, что нравится им самим. Каждый пришедший на фест, таким образом, оказывается как бы на одном уровне с организаторами: хочешь смотришь, не хочешь уходишь, а если есть сильное желание, организовываешь что-то своё. В отличие от приторного стремления понравиться зрителю, которое встречаешь на многих других арт-акциях, подобное «гогольфестовское» отношение к публике вызывает намного больше уважение.
Разруха, царящая на фестивале, стала площадкой для созидания. По сравнению с ней глянцево-официозные мероприятия в «Мистецьком Арсенале» или Пинчук Арт Центре выглядят пёстрым шоу.
Акции этого феста рай для свободномыслящего меньшинства, а не стадного большинства нашего унылого общества.
Открытый, творческий (вне зависимости от профессии), молодой (несмотря на возраст), любознательный и мыслящий именно эти слова прозвучали бы в описании среднестатистического гостя «Гогольфеста». Перечислить другие столь же масштабные арт-события Украины, рассчитанные именно на таких людей, можно, наверное, на пальцах одной руки.
«Глоток воздуха» творческой свободы, возможность ощутить который предоставлялась каждому, у некоторых посетителей вызывал головокружение , а то и отторжение. Кто-то им (с непривычки) попросту поперхнулся, сплюнул, развернулся и ушёл. Но многие дышали этим воздухом полной грудью и, надышавшись, словно приподнялись над землёй и низменной реальностью. За этими воспарившими в атмосфере творческой свободы и раскрепощенности людьми и было наиболее интересно наблюдать.
Именно публика составляла одну из главных «достопримечательностей» феста. В воздухе ощущалось нечто наподобие «коллективного оргазма».
Но если в глазах бтольшинства посетителей читался неподдельный, живой интерес, то в глазах большинства художников сосредоточенное уныние. «Что мне делать со всем этим после феста? Куда везти, где выставлять? Как заработать на этом?» мелькали фразы в разговорах с художниками.
Художник Владимир Клюзко перед своим произведением «Берёза»
Словом, «Гогольфест» стал пятым углом для тех художников, которых ещё 23 года назад называли пятой колонной. Это пристанище для прогрессивных экспериментаторов, задыхающихся в гнилом чулане украинской культурки.
Правда, среди представленных здесь произведений было много и пустых пародий на искусство. Так, например, вот одна из загадочных дыр, которыми помечены многие стены цехов. А рядом с ней фотография (слева на иллюстрации), на которой изображается эта самая дыра. Всю прелесть этой композиции могут постигнуть лишь избранные философы...
Приятно было встретить здесь и действительно талантливых фотографов, которым особо нет места в украинском арт-пространстве. Например, на одной из облупленных стен цеха были вывешены работы молодого фотографа Романа Закревского.
В экспозиции феста находилось место и простому стёбу
После закрытия предыдущего «Гогольфеста» всерьёз обсуждалась возможность круглогодичного действия этой культурной площадки. Ведь искусство, представленное здесь, не находит места ни в одном другом крупном украинском музее, и лишь изредка появляется в галереях. Но главное, что этот фест создаёт творческую лабораторию, в которой взращивается новое поколение художников, музыкантов, режиссёров... Всех тех, кто определяет лицо своего времени.
Лишь избранные помнят сегодня, кто был министром или королём при Амадее Моцарте или Ван Гоге. Ведь именно их произведения, а не политические события, стали сухим остатком всего, что происходило в их эпоху. Поэтому, наблюдая за творческим бардаком «Гогольфеста», ловишь себя на мысли: «А что действительно является хаосом: фестиваль или же всё, что происходит за его пределами?»
Появление нового музея с собранием произведений искусства нового времени позволило бы совершить своеобразный срез эпохи. Экзамен, который она сдаёт перед вечностью. Например, парижский музей Орсе стал сосредоточением искусства конца ХIХ начала ХХ века. Таким образом, он подхватил эстафетную палочку у Лувра, коллекция которого упирается в ХІХ век. Ну, а отображением того, что происходило в искусстве, начиная с середины ХХ века и до наших дней, является Музей современного искусства Центра Жоржа Помпиду.
Орсе был открыт в здании парижского железнодорожного вокзала, которое перестало действовать с 1939 года. Покинутая паровозным моллюском раковина стала пристанищем для искусства.
В
Сегодня уже около 70 заводов по всему миру превратились из монструозных выкидышей Индастриала планетарного масштаба в культурные институции. Несмотря на свою местами безнадёжную культурную отсталость от развитых стран, Украина также приобщилась к этой тенденции. С 2010 года на территории донецкого завода, производившего ранее изоляционные материалы, был открыт фонд «Изоляция».
Если «Гогольфест» станет постоянно действующей арт-площадкой наверняка именно здесь проявится художник, по которому со временем будут идентифицировать Украину
P. S. И напоследок пара работ шведских карикатуристов, выставка которых проходила на фесте.