Голь на выдумку хитра, или Как найти деньги на украинский фильм?

«Кино — самое несчастное из искусств», — говорил Андрей Тарковский, отмечая, что в кинематографе буквально и шагу не ступишь без финансирования. По этой самой причине украинский кинематограф времён независимости долгое время и топтался на одном месте. И лишь в последние два-три года наметились небольшие сдвиги.

Причиной тому стало изменение стратегии развития нашей киноиндустрии. С 2010 года, когда на пост главы Государственного агентства по вопросам кинематографа Украины (Госкино) пришла Екатерина Копылова, в отечественную киноиндустрию начали поступать значительно большие суммы из госбюджета. Так, если на развитие нашего кинематографа в 2010 году из казны было выделено всего 24 млн грн., то уже в 2011 — 111 млн грн., в 2012 — 176 млн грн., а в 2013 — 135 млн грн.

Госбюджет сегодня стал основным источником финансирования украинского кинематографа. Одна из главных на то причин — Госкино не обязывает создателей фильмов возвращать средства, полученные из госбюджета.

Частные же инвесторы заинтересованы в том, чтобы не просто вернуть вложенные в фильм деньги, но и получить некую прибыль. Однако на сегодняшний день ни одна украинская лента даже не окупилась в прокате. Так что у инвестора нет абсолютно никаких гарантий, что он сможет заработать на отечественном кинематографе.

«Найти в Украине частного инвестора нереально», — практически в один голос заявляют многие отечественные кинематографисты.
Так что подавляющее большинство из них вынуждено подстраиваться под не всегда удобные условия госфинансирования.

Но, несмотря на это, в Украине постепенно появляются фильмы, снятые исключительно за приватные средства. Ведь есть целый ряд режиссёров, которые не ждут милостей от природы, тем более, если речь идёт об убогой природе украинской киноиндустрии. И то, как они умудряются отыскать средства для своих фильмов, вызывает если не восхищение, то, по крайней мере, уважение.

На волне популяризации в Украине краудфаундинга (англ. crowd — толпа, funding — финансирование) этот способ коллективного сбора денег начали осваивать и кинематографисты.

Пока что в нашей стране таким образом собрали необходимые суммы лишь для нескольких неполнометражных фильмов. А в Европе таким путем уже больше десяти лет находят средства на съемку полных метров. Из последних — «Железное небо» (2012, реж. Тимо Вуоренсола) и «Космонавт» (2013, Николас Алькала). Обе эти картины шли в украинских кинотеатрах.

В январе этого года в ограниченный прокат вышла украинская анимация Александра Бубнова «Шерлок Холмс и чёрные человечки». Несмотря на то, что хронометраж фильма не превышает и пятидесяти минут, работа над ним длилась долгие три с половиной года. На начальном этапе аниматор создавал ленту своими силами. А чтобы привлечь начальный бюджет — выкладывал готовые отрывки фильма в Интернет, чтобы люди могли посмотреть и, если возникнет желание, помочь проекту, перечислив какие-то деньги.

«Так у нас появлялась возможность продолжить работу над картиной. Каждый давал, сколько мог. Всего на просьбу помочь откликнулись 63 человека, большинство из которых — совершенно незнакомые мне люди», — рассказывает Александр Бубнов. Позже у фильма появился частный инвестор, который профинансировал львиную долю его бюджета.


Вторая серия «Шерлока Холмса и чёрных человечков»

Сейчас деньги для своих новых фильмов подобным образом собирают сразу несколько украинских режиссёров. Например, на создание сериала «Хасидские Цадики. Украина» Александра Шапиро сбросилось уже больше сорока человек. В копилке будущего фильма уже собралось $17,6 тыс. Всего же на проект необходимо $100 тыс.

«Каждый кто внесет в проект $100 — будет указан в финальных титрах фильма под титром: „благодарим за оказанную поддержку, пусть Всевышний во много раз восполнит Ваши затраты на благие дела“... Каждый, кто внесет в проект $1 тыс. будет обозначен в начале фильма под титром „Фильм представляет“», — говорится в обращении авторов фильма.


Видео в поддержку проекта «Хасидские Цадики. Украина»

Александр Шапиро — один из немногих режиссёров, которые принципиально не просят государственного финансирования для своих фильмов. И при этом он умудряется практически ежегодно выпускать по полнометражному фильму. В недавний День Независимости состоялась премьера его новой картины «Не знаю». Её тизер начинается с красноречивого титра: «Независимо от Государственного фонда поддержки кинематографа».

Лишь отдельным отечественным режиссёрам удаётся убеждать продюсеров в том, что в фильм необходимо вложить около миллиона долларов, который никогда не вернется. Яркие тому примеры — два полнометражных фильма львовского художника Игоря Подольчака «Las Meninas» и «Delirium». Последний, по словам режиссёра, обошёлся приблизительно в 850 тыс. евро.


Трейлер фильма «Delirium»

«Но точно посчитать стоимость его создания невозможно. Ведь я сам и еще некоторые люди работали бесплатно... бюджет своих фильмов я собирал частично по друзьям. Отсутствие денег при создании „Delirium“ компенсировалось наличием времени. То есть, я сам сидел и занимался постпродакшеном. Кто-то из знакомых помогал не деньгами, а своими силами. Например, композитор бесплатно написал музыку...» — рассказывает Игорь Подольчак.

Однако далеко не у каждого режиссёра художественный талант столь же силен, как и талант менеджера. Многим приходится попросту работать за двоих.

Например, один из мощнейших украинских аниматоров Степан Коваль подрабатывает на рекламе и телевизионных роликах, чтобы потом заниматься творчеством. Отчасти таким образом он создал сериал «Моя країна Україна». Его учитель Евгений Сивоконь в одном из интервью отметил: «Чтобы рассчитаться со своими работниками, Степа сделал рекламу для детского Евровидения. Эти деньги отдал людям на зарплату».


Трейлер анимации «Моя країна Україна»

Несмотря на всемирное признание творчества Степана Коваля и «Серебряного Медведя» Берлинале, которого он получил за анимацию «Шёл трамвай девятый номер», привлечь европейского продюсера для своих фильмов ему не удаётся. «За бугром мы всех интересуем как рабочие лошадки... Ни одна страна не примет к себе режиссера-чужестранца и уж тем более не даст ему деньги на его фильмы», — говорит аниматор.

Действующие в нашей стране благотворительные фонды лишь частично поддерживают создание фильмов. Например, фонд Рината Ахметова «Розвиток України» выделил средства на музыку к фильму «Брати. Остання сповідь», профинансировал завершение работы над короткометражкой Марии Пономарёвой «Эскимо», а также помог на некоторых этапах создания нескольких других фильмов.

Отдельные же кинематографисты снимают фильмы исключительно своими силами. Например, Дмитрий Захаревич сегодня заканчивает свой дебютный полный метр «Дорога на Запад». Работу над картиной он начал в 2009 году, когда ещё не работала сегодняшняя система господдержки кино.

«Единственная возможность снимать кино в те годы — это идти на телевидение. Но судя по опыту режиссёров, которые ушли снимать „телемувики“, я понял, что ничего из этого не выйдет. Ведь телефильмы создаются на потоке: свет выставляется банально, а большинство сцен снимают в павильонах, чтобы меньше напрягаться...» — рассказывает режиссёр.

«На телевидении бытует такое мнение: „Не надо тратить свои деньги на кино“. Но я считаю, что наоборот. Ведь если тратишь на кино свои деньги — ты никогда не останавливаешься. Это тебя заставляет постоянно работать», — говорит Дмитрий Захаревич.

Общий бюджет «Дороги на Запад» составил около $15 тыс. Режиссёр вложил в эту ленту все свои сбережения, а также оформил два кредита, которые со временем постепенно погасил. В целом деньгу ушли только на съёмки, многие участники которых работали бесплатно.


Во время съёмок «Дороги на Запад»

«В Украине должно быть несколько путей финансирования кино. И зацикливаться только на госсредствах неправильно. Ведь когда государство финансирует фильм — оно забирает права на него, и вся прибыль от проката пойдёт в казну... В 50-60-е годы в Японии окрепли большие киностудии, которые по сути монополизировали кинопроизводство страны. И в противовес им тогда появилось поколение режиссёров, которые вскладчину покупали плёнку 16 мм и снимали кино, которое сегодня считается классикой. У них были такие неписанные правила: бюджет фильма не должен превышать $20-25 тыс., и он должен окупиться», — рассказывает Дмитрий Захаревич.

Поступки всех вышеупомянутых кинематографистов — задел для формирования в украинской киноиндустрии продюсерской системы, которая будет опираться на частные, а не государственные инвестиции.

«В современном мире именно продюсеры отвечают за развитие кинематографа. Спрогнозировать формирование и развитие продюсерской системы в Украине достаточно трудно, ведь на это влияют многие факторы... на протяжении многих лет в силу разных причин условий для полноценного формирования этой системы не было. Активно её развивать мы начали только сейчас. Думаю, в ближайшие два-три года она сделает мощный шаг вперёд, и появятся продюсерские бренды», — оптимистично отмечает глава Госкино Екатерина Копылова.

Тэги: кинематограф

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
В российском Омске пылает склад нефтепродуктов
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
Зеленский заявил, что Россия собирается сорвать Саммит мира
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
В Смоленской области вспыхнула нефтебаза
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
На Киевщине произошел перелив воды через дамбу
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Появилось видео, как в Малайзии столкнулись два военных вертолета
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Заленский приехал к военным в Донецкую область
Заленский приехал к военным в Донецкую область
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?