Глава Гослекслужбы Алексей Соловьев уже полгода не в состоянии разработать порядок взаимодействия центральных органов исполнительной власти при регистрации случаев поствакцинальных осложнений.
Государственная служба Украины по лекарственным препаратам (Гослекслужба Украины) — тот орган, который призван осуществлять «государственный контроль за качеством, эффективностью, безопасностью и правильностью применения отечественных и зарубежных медицинских иммунобиологических препаратов» (Закон Украины от 16.10.2012 № 5460 — VI).
В чем заключается деятельность Гослекслужбы на данный момент? Ответ на это дает посещение сайта Гослекслужбы (diklz.gov.ua/), в разделе «Распоряжения». По отношению к иммунобиологическим препаратам, то есть вакцинам, поиск по сайту предоставляет документы ровно двух видов: «Распоряжение о временном запрете» и «Распоряжение о снятии временного запрета». При этом тщательное изучение реестра документов показывает, что абсолютно все вакцины, на которые Гослекслужба накладывала временный запрет, она же впоследствии и разрешила к применению.
Консультации со специалистами раскрыли следующее. Порядок работы Гослекслужбы в области контроля за качеством и безопасностью применения вакцин ограничивается довольно простым алгоритмом: в случае, если поступает сигнал об осложнениях или даже смертельных случаях в поствакцинальный период, Гослекслужба, не разбираясь ни секунды, издает распоряжение о запрете данной партии вакцин. После чего ждет, пока другие государственные органы проведут проверку, доказывающую, что вакцина не имеет отношения к инциденту. После чего издает распоряжение о снятии запрета. На этом деятельность свою Гослекслужба считает успешно выполненной, о чем и отчитывается.
Во-первых, странно, что действия по контролю безопасности ограничиваются реагированием постфактум — после того, как ребенок уже умер. Действия по контролю безопасности вакцин с любой точки зрения должны быть не реакцией на инцидент, а действиями, направленными на то, чтобы инцидент не возникал в принципе. Во-вторых, если все 100% запретов оказались совершенно необоснованными, что доказывает сама же Гослекслужба, разрешая все 100% вакцин, которые ранее запретила, то, может быть, не стоит совершать явно неэффективные действия, и начать совершать эффективные? Или хотя бы определить, в чем эти эффективные действия должны заключаться?
Странно, что Минздрав, который СМИ обвиняют в смертях детей после вакцинации, ограничился всего лишь письмом, которым обязал начальника Гослекслужбы Алексея Соловьева разработать и подать «порядок взаимодействия центральных органов исполнительной власти при регистрации случаев поствакцинальных осложнений». Другими словами — придумать, как сделать так, чтобы Гослекслужба не просто автоматически блокировала-разблокировала вакцины, но и в самом деле осуществляла «государственный контроль за качеством, эффективностью, безопасностью и правильностью применения отечественных и зарубежных медицинских иммунобиологических препаратов», как ей это и предписывает Закон № 5460 — VI.
Несмотря на то, что Алексей Соловьев был обязан разработать данный порядок «до 20 апреля 2013 года», а на дворе уже август, никакого соответствующего документа до сих пор он так и не предоставил, и деятельность Гослекслужбы продолжает заключаться в запрещении вакцин с последующим их разрешением.
В таких условиях становится непонятно, зачем вообще в Украине нужна такая Гослекслужба, доказанная эффективность действий которой составляет ровно 0%, без погрешности. Получить комментарий самого Алексея Соловьева не удалось, так как он находится в отпуске. Надо полагать, сам он не считает ситуацию, сложившуюся в его управлении, угрожающей.
С другой стороны, возможно, уход Соловьева в отпуск является сигналом его готовящейся отставки в связи с провалом порученного ему участка работы.