«Видеть и разрушать»: арт-вандализм как пиар украинского искусства

На прошлой неделе произошёл, пожалуй, наиболее громкий за последние годы скандал в украинском искусстве. Даже похищение шедевра Караваджо из Одесского музея западного и восточного искусства в 2008 году так не обсмаковывали в прессе, как уничтожение значительно менее интересной по своей художественной ценности картины «Колиивщина» Владимира Кузнецова перед открытием выставки «Великое и Величественное».

Уже почти неделю пресса гноится комментариями директора «Мистецького Арсенала» Наталии Заболотной, которая пытается оправдать свой поступок. Что бы они ни говорила, а её решение закрасить картину «Колиивщина» чёрной краской — это, безусловно, вандализм.


Картина «Колиивщина» до и после закраски

Интересно, что стояло за этим поступком: желание Заболотной попиариться или же её банальная глупость. Второе — маловероятно, ведь большинство тех, кто имел дело с нынешним директором «... Арсенала», отзываются о ней, как о высокообразованной и разумной женщине, которая хорошо разбирается в искусстве.

Ну а попытка таким образом попиариться выглядит весьма вероятно. Во-первых, картину Кузнецова всё равно закрасили бы по окончании выставки «Великое и Величественное». Во-вторых, художник работал над картиной всего четыре дня и, судя по снимку и комментариям самого автора, она была готова лишь наполовину. А значит, довести картину до ума всего за один день, который оставался до открытия выставки, он попросту не успевал. Выставлять же столь крупное (11 на 5 метров) недописанное полотно по соседству с признанными шедеврами Ильи Репина и других классиков — вопиющий непрофессионализм, на который кураторы выставки вряд ли бы отважились.

В-третьих, арт-проекты Наталии Заболотной регулярно сопровождаются показухой, а их церемонные открытия, как правило, проходят с помпой. Соответственно, подобные события должны сопровождаться громким эхом в прессе. Однако даже терабайты фотографий со светского раута во время открытия подобной выставки производят весьма слабый эффект на рядового зрителя. Мысли, а-ля: «Пойду-ка я гляну на картину, на которую вчера Янукович/Патриарх Крилл смотрел», уже не заставляют обычных людей выстраиваться в очереди перед «Мистецьким Арсеналом». Один из немногих мотивов, которые действительно могут их заставить пойти на выставку, — скандал.

«А, это та выставка, на которой картину замалевали...» — вспыхивает в сознании рядового люмпена при виде рекламы «Великого и Величественного». Ведь у такого человека не возникнет желания сходить на выставку лишь ради того, чтобы посмотреть редкие шедевры Николая Пимоненко, Вильгельма Котарбинского, Николая Ге, Александры Эстер, Казимира Малевича и многих других выдающихся мастеров, в своё время творивших на территории современной Украины. Подобному человеку необходим более простой понятный мотив.

Увы, на вандализм как таковой наш социум реагирует лучше, чем на восхищение прекрасным. Ругаться и разрушать люмпену интереснее, чем видеть и понимать. Под эту прихоть малообразованного в своём большинстве украинского социума, очевидно, и подстроилась Наталья Заболотная, решив уничтожить работу Владимира Кузнецова.

Ведь другую картину, которая, как и «Колиивщина», по словам директора «Мистецького Арсенала», «не вписывалась в общую концепцию выставки», просто вынесли из музея. Это было полотно Василия Цаголова «Коктейль Молотова». Его, к счастью, не закрасили.


«Коктейль Молотова». Василий Цаголов

Так что после поступка Наталии Заболотной в украинском арт-пространстве, можно сказать, окончательно оформился тренд популяризации искусства — арт-вандализм. И если он будет набирать обороты, то вскоре в среде наших художников может появиться неписанное правило: «Если твои работы уничтожают, значит, ты популярен».

Практически каждая неделя существования нашей независимой страны отмечается гибелью того или иного произведения искусства.
В мае этого года в Сумах уничтожили стрит-арт, созданный в рамках фестиваля «Цветной город». Авторы этой работы на ул. Казацкий Вал — Александр Никитюк и Владимир Нойс. Их стрит-арт, интерпретировавший картины Питера Брейгеля, не простоял и года. Ведь владелец здания, на котором изображалась эта композиция, решил утеплить стены.



Граффити в Суммах до и после утепления стены

Организаторы фестиваля «Цветной город» планируют в будущем разработать специальный туристический маршрут по Сумам, проходящий через дома, украшенные подобным стрит-артом. Но будет ли, что показывать туристам, если владельцы остальных домов, украшенных подобными композициями, не осознают ценности этого искусства и тоже решат утеплить стены?

Несмотря на бычий цинизм владельца этого здания, его поступок неплохо пропиарил сам фестиваль «Цветной город». Ведь упоминаний в Интернете о том, что уничтожили этот стрит-арт, не меньше, чем сообщений о самом фесте.

21 июня этого года в Севастополе сломали памятник Григория Потоцкого «Символ Доброты и Детства — Одуванчик», стоявший у Дворца детского и юношеского творчества. Этой работой скульптор пытался донести до людей, по его словам, «частицу сердечной доброты».



Памятник «Одуванчик» до и после 21 июня

«Одуванчик» с корнем вырвал «атаман» Черноморской сотни Анатолий Марета. Ранее представители общественной организации «Русская община Севастополя» неоднократно заявляли о своём неприятии памятника. Они рассмотрели в этой композиции религиозные символы семитского происхождения. «Раскрытая ладонь с глазом в отталкивающем жесте, многократно повторенная во все стороны, никак не ассоциируется с цветком-одуванчиком, однако является легко узнаваемым религиозным символом семитского происхождения, называемым ХАМСА», — говорится в их официальном заявлении.

И вновь количество скандальных новостей о том, что в Севастополе сломали памятник «Одуванчик», заметно превысило количество сообщений о самом появлении такого памятника.

Эта печальная тенденция украинского сознания «реагировать прежде всего на разрушение» диагностирует наличие в нашем обществе критического большинства лузеров. Ведь только те, кто привык по жизни терять и проигрывать — острее реагирует на утрату, чем на созидание. Последнее же свойственно успешным и любознательным, которых в Украине меньшинство.

Наверняка почувствовав эту варварскую склонность нашего народа «топтать бисер», который перед ними мечут кураторы выставок современного искусства, организаторы PinchukArtCentre и решили расставить в каждом из залов не просто по консультанту (как в остальных музеях), а по полноценному охраннику. Последние внимательно следят за тобой, случайным посетителем, в какой бы части музея ты ни оказался. Их взгляд на себе ты чувствуешь иногда, словно марку лазерного прицела огнестрельного оружия. Это, естественно, не может не раздражать. Но по-другому, очевидно, нельзя.

В украинском законодательстве нет термина «вандализм». Ответственных за акт надругательства над произведением искусства судят в основном по статье «хулиганство». Но ни по одному из вышеперечисленных случаев вандализма не было начато судебное разбирательство. Поэтому каждому художнику/куратору приходится своими силами бороться с практически неизбежной угрозой утратить своё произведение/арт-проект.

P. S. 5 апреля прошлого года двое подвыпивших жителей Днепропетровска решили побуцать мячик. На такую забаву их вдохновил символ «Евро-2012», выполненный в виде большого пластикового мяча, который они тотчас же оторвали от подставки и начали развлекаться. Когда же их схватили и заставили возместить убытки (стоимость символа чемпионата — 130 тыс. грн.), то парни сразу же согласились отработать свой вандализм «натурой». Уже на следующий день они стояли возле осквернённого ими символа с табличками «Я законченный идиот, разбил мяч Евро-2012».

Что же в таком случае могло бы быть написано на табличке Наталии Заболотной?

Тэги: искусство, вандализм

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Зеленский рассказал, почему окупантам удалось прорвать границу на Харьковщине
Россия начала учения с ядерным оружием
Россия начала учения с ядерным оружием
Глава МИД Германии Бербок прибыла в Киев
Глава МИД Германии Бербок прибыла в Киев
Лавров назвал Путина ишаком
Лавров назвал Путина ишаком
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
На Хьюстон обрушился смертоносный ураган – появилось видео последствий
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В Новороссийске раздались взрывы. Повреждены две нефтебазы и два терминала
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России эпично вспыхнуло круизное судно – видео пожара
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
В России сошел с рельсов поезд. Загорелись цистерны с горючим
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
Из Тисы достали тело очередного уклониста в гидрокостюме
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
На оккупированной территории Донбасса подорвали автомобиль российского депутата
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?