Досрочно стартовавшая президентская кампания (уже за два года до даты выборов потенциальные кандидаты на пост главы государства начали проявлять активность) заставила задуматься о причинах активизации. По всей видимости, все дело в том, что желающие сменить Виктора Януковича на посту президента активно ищут генеральных спонсоров своих устремлений.
Действующему президенту в этом плане намного легче: его участие в будущей кампании очевидно, как и понятны интересы поддерживающих его субъектов политического процесса и генералов экономики. Они заинтересованы во втором президентском сроке Виктора Януковича и готовы приложить максимум усилий для достижения этой цели. В цивилизованном мире второй президентский срок связан с более решительными действиями главы государства, реальным реформированием без оглядки на рейтинг. Украинская политическая история пока не знает эффективного второго президентского срока: повторная каденция Леонида Кучмы прошла под знаком «кассетного скандала», и страна так и не увидела «нового президента», обещанного Леонидом Даниловичем. Не приходится сомневаться, что Виктор Федорович планирует проработать на Банковой, как минимум, до 2020 года, поэтому начало 2015 года для него имеет важное значение.
Янукович уже несколько лет подряд остается самым популярным политиком страны, но это не гарантирует ему легкой прогулки на президентских выборах. Пожалуй, главная на сегодня проблема президентской команды отсутствие четкой координации действий и умение пропускать голы от оппозиционеров. По крайней мере, среди простых граждан образ президентской Семьи сложно назвать позитивным, хотя до официального старта президентской кампании еще далеко. Видимо, дело в том, что не только Партия регионов имеет право называть себя «партией власти», на этот статус обоснованно претендует группа высокопоставленных чиновников, облеченных личным президентским доверием. Они старательно концентрируют в своих руках медийные, организационные и финансовые ресурсы, готовясь к президентской кампании. При этом ветераны «региональной» службы все чаще оттесняются не просто на второй план, а теряют доступ к финансовым потокам и рычагам управления государством.
Уже понятно, что оппозиционные силы не смогут выдвинуть единого кандидата в президенты. Лидеров «Батькивщины», «Свободы» и «УДАРа» становится все сложнее называть единомышленниками. Уже начало акции «Вставай, Украина» продемонстрировало, что Виталий Кличко не спешит оказаться рядом со своими партнерами по оппозиции во время митингов с антипрезидентскими лозунгами. Лидер «УДАРа», предпочитающий называть себя опытным политиком, порой допускает детские ошибки. Отдавая предпочтение спортивным мероприятиям перед политическими акциями, он рискует быстро утратить оппозиционный флер, дающий дополнительные рейтинговые очки. Не скрывает президентских амбиций Арсений Яценюк, принимавший участие в последних выборах главы государства. Ему хочется продемонстрировать, что работа над ошибками в его исполнении прошла качественно, подарив новые перспективы. Да и Олег Тягныбок чувствует себя вполне готовым к участию в президентской кампании.
Как минимум, наивно полагать, что президентскую кампанию можно даже под оппозиционными лозунгами выиграть исключительно на голом энтузиазме. Это, кстати, хорошо понимал Виктор Ющенко, в 2002 2004 годах подтянувший к себе группу небедных соратников, что дало основание экспертам называть «Оранжевую революцию» выступлением миллионеров против миллиардеров. Сегодня же отечественные олигархи, с одной стороны, не довольны действиями власти, с другой вряд ли спешат финансировать напрямую политические амбиции оппозиционеров. Не секрет, что за каждой из трех оппозиционных фракций стоят интересы олигархического капитала, но их лидеры имеют достаточное пространство для маневра. Сливки украинского бизнеса стоят перед дилеммой: не ссориться с властью, принимая посильное участие в президентской кампании Виктора Януковича в обмен на сохранение позиций, или пойти ва-банк, вложившись в поддержку оппозиционного кандидата. Интенсивность протестов оппозиции сегодня выглядит пропорциональной нерешительности потенциальных спонсоров их политической активности, ведь им есть что терять. Решающим фактором может стать нахрапистость власти, которой куда выгоднее нейтралитет олигархов, чем их превращение в спонсоров массовых протестов.
