Весною года Тигра я, Акакий Герцен, был приглашен заведовать крупным департаментом в одном центральном ведомстве украинской исполнительной власти. В этих мемуарах, я, разумеется, не стану называть конкретных имен и адресов. Как вам станет ясно из данного душеведческого исследования, этих облеченных властью людей законно ненавидеть, но скорее стоит пожалеть.
Все «Записки украинского чиновника» читайте здесь.
Вообще, прием граждан ведут соответствующие подразделения государственных ведомств. Начальники ведут прием разного рода посланцев, засланцев, и... можете сами продолжить рифмованный ряд. Но мне придется его продолжить и самому чуть ниже. Дело в том, что особо опасных «ответственных граждан» в госведомствах называют точно так же, как в коллекторских, или «антикризисных» управлениях американских банков. Кстати, об этом термине можно прочесть у Дика Вульфа в романе «Мужчина в полный рост». Но к нам, в госведомства, граждане проникают редко.
Пробиваются наиболее одаренные.
Итак, запомните, вы не способны решить проблему этого гражданина. Преимущественно. Поэтому совесть не должна вас терзать. Для того, чтобы объяснить, «почему», необходимо выложить здесь краткий курс «Вступления в современную украинскую политическую экономию». Но это лишнее. Поймите, несмотря на высокую должность, вы можете решить разве что мелочную проблему, напугать авторитетом, в общем, действовать неформально. Но с точки зрения законодательства и подзаконных актов вы парализованы, даже если вы заместитель министра.
Вон, один министр помог своему шоферу и сидит в тюрьме.
Попробуйте воспользоваться своей властью, чтобы помочь человеку или организации из искренних побуждений. Вы либо попадете в тюрьму, либо станете членом организованной преступной группировки, связанной круговой порукой.
И, простите, но вы не Иисус и не сможете накормить пять тысяч человек подручными продуктами.
Единственное, что вы можете проявить лучшие черты своего воспитания, подсказать, ну а если гость вашего кабинета несколько неадекватен и заметно обделен здравым смыслом, то... развлечься. Всем ведь воздастся по делам их.
Итак, как избавиться от надоедалы?
Фаза 1. Не снимайте трубку рабочего телефона. Все, кто имеет подлинное право домогаться вашего тела, знают ваш мобильный. Не давайте номер кому попало. Но фокус с рабочим телефоном является палкой о двух концах. Вдруг звонят «сверху»? Это «палево». С определителями номеров напряженка, как правило. Держава обычно ставит самые убогие аппараты.
Позволяет статус оградитесь секретаршей, которая будет врать по телефону вместо вас. И губить свою юную душу. Впрочем, это не худший способ погубить душу, по мнению экспертов (о мнении экспертов в следующих частях).
Но, допустим, секретарши нет.
Гражданин дозвонился случайно на рабочий телефон. И осчастливлен, наконец, звуками вашего голоса. Первая линия обороны пала. Такое бывает. Маннергейм тоже не все предусмотрел.
Промежуточная фаза 1.5. Притворитесь не собой, измените голос, кричите «не слышу!». Вдруг отвянет? Попадаются наивные типы...
Фаза 2. У вашего рабочего телефона должен лежать список жертв для такого случая. Этот случай наступил. Жертвы подчиненные, сотрудники других подразделений, релевантные и нерелевантные.
Пинг-понг. Игра началась!
Он устанет, поверьте. Но есть риск одна из жертв узнает или догадается, что это вы спихнули ей «зас...анца». Может возникнуть конфликт. Однако, ничего не поделаешь, ведь вся наша жизнь борьба. Учтите, они тоже посылают к вам торпеды, хотя в уголовном жаргоне это означает нечто другое, с более печальными последствиями. К примеру, раз надо мной виртуозно пошутили в мой кабинет под видом представителя эмигрантской организации в Германии проник сумасшедший, представлявшийся однокурсником Андропова по разведшколе и распевавший скабрезные частушки про Леонида Кучму, который уже девять лет как не президент. Оказалось, это давнишний прикол. Выпроводить его, вместе с помощником (только в нашей стране у городских сумасшедших есть помощники) стоило немалого труда...
А вот подчиненные это святое. Скрепя сердце, они либо займутся делом «зас...анца» и утопят его в бумагах, либо устроят пинг-понг на своем уровне. Это их карма. Вы же сказали разобраться! Грозно сказали?
Обычно вторая линия обороны способна выдержать продолжительную артиллерийскую подготовку врага.
Но, предположим, это опытный «зас...анец». Может, он побывал в вашей шкуре? Тогда это, можно сказать, танковое подразделение, усиленное спецназом и поддержкой с воздуха. Шарик для пинг-понга вернулся назад. Вам пришлось назначить встречу.
Фаза 2.5, промежуточная. Укажите неправильный номер кабинета, сошлитесь на отпуск или больничный, попытайтесь перенести встречу вдруг он купится?
Фаза 3. «Зас...анец» в вашем кабинете. Улыбайтесь. И одновременно показывайте, как вы заняты. Общайтесь с воображаемым собеседником. Прищуриваясь, рассматривайте бумаги с угрожающими печатями. И в нужный момент взрывайте фортификацию: «Обратитесь с официальным письмом на имя министра».
Тут два варианта. Письма у него нет? Засада удалась!
Второй вариант он принес его с собой. Это настоящий удар, но мы тоже отступали до Москвы. Пусть идет, регистрирует свое письмо, звонит, спрашивает о процессе прохождения документа. Ведь сила все равно на вашей стороне.
«Зас...анец» все равно ничего не добьется, даже если напишет тысячи писем и заклеит ими весь Крещатик. На все он получит железобетонный ответ:
«На ваш... повідомляємо... питання, порушене вами у зверненні... (виходить за межі компетенції) (кошти не передбачено) (знаходиться у компетенції x, y, z) (не відображено у діючому законодавстві) (включене до проекту пропозиції на 3000-3010 рр.) (пропонуємо звертатися за місцем проживання)».
А граждан, с которыми следует по-настоящему работать, приведет за руку ваш непосредственный начальник. И ему придется снести вашу ухмылку: ведь это означает, что он проиграл в пинг-понг. Или в очко.
Продолжение следует
*Акакий Герцен чиновник для особых поручений в отставке. Вместо реального имени и фамилии автора мы преднамеренно поставили псевдоним. Сами понимаете у человека впереди еще длинная жизнь, зачем ему лишние проблемы...