Подчас даже самое искаженноё представление зарубежных кинематографистов о нашей стране выглядит как комплимент грустной правде украинского существования. Во время написания первой части статьи о месте нашей страны на кинематографической карте мира пришлось запастись недюжинным терпением, чтобы пересмотреть десятки иностранных фильмов, в которых так или иначе фигурирует Украина.
Кинематограф — один из самых эффективных инструментов создания имиджа страны. Зачастую массовое сознание верит широкому экрану больше, чем СМИ.
Например, после премьеры каждого из фильмов трилогии «Властелин колец», а также после недавнего «Хоббита: Неожиданное путешествие» (2012) — количество туристов в Новой Зеландии вырастало в разы. Когда же на экраны вышла комедия Вуди Аллена «Римские приключения» — в столице Италии резко подскочили цены на отели. С другой стороны, после того как целый ряд голливудских комедий показал Восточную Европу, как скопление трущоб, в которых живут нищие люди — в этих странах заметно сократился и без того слабо развитый туризм.
Позитивный имидж нашей страны формируют лишь избранные ленты. Например, в анимации Тима Бёртона «Труп невесты» (2005) именно благодаря украинскому заклинанию герою удаётся вырваться из загробного мира.
Слегка приукрасил имидж нашего государства и фильм «Свет вокруг» (2005). После этой ленты иностранцы ассоциировали Украину с бесконечными полями подсолнухов и цыганской панк-группой Gogol Bordello. Музыканты нещадно эксплуатировали экзотику нашей страны, дабы заявить о своей уникальности. Но как только песни Gogol Bordello исчезли из американских хит парадов — все сразу же забыли выученное, было, слово «Ukraina».
С тех пор не появилось практически ни одного зарубежного фильма, в котором бы наша страна показывалась без негативного контекста. В зарубежном кино Украина фигурирует в основном как загадочная территория «на краю географии» или как безнадёжно отсталая страна — такое себе идеальное олицетворение третьего мира. Естественное следствие жизни в такой стране — эмиграция.
Украинские эмигранты, недвузначно намекающие на катастрофически низкий уровень жизни в нашей стране, появляются в итальянской ленте «Незнакомка» (2006), одной из серий «Доктора Хауса» (2010) и в нескольких других известных фильмах.
Например, в первой серии
Кинематографическая эмиграция
Иностранные кинематографисты активно используют кино-потенциал нашей страны. Вместе с тем, украинские режиссёры с каждым годом теряют то одну, то другую ценную локацию. Всё это выливается в малоприятную тенденцию «кинематографической эмиграции», когда на заработки в другую страну отправляются не только украинцы со своими талантами, но и в буквальном смысле сама наша земля, которая выдаётся в фильмах за территорию других стран.
Во времена Второй мировой немцы варварски вывозили с территории Украины чернозём. В наше время иностранные кинематографисты фактически продолжают это же дело, «вывозя» не менее плодородные локации. Правда, сегодня они делают это уже абсолютно легально, за бесценок снимая у нас свои фильмы.
Один из самых ярких примеров — фильм-номинант на «Оскар» «Дом летающих кинжалов» (2004) прославленного азиатского режиссёра Чжана Имоу. Эта картина частично снималась в украинских Карпатах, которые стали фоном для решающей битвы главных героев во время снегопада.
Украина остаётся своего рода вторичным полигоном для зарубежных кинематографистов. И пока наши режиссёры одумаются и начнут осваивать те или иные локации — иностранцы уже успеют снять сливки с наших «кинематографических чернозёмов».
Не удивлюсь, если спустя некоторое время, когда кто-то из наших кинематографистов наконец-таки снимет фильм в этих же локациях, — зарубежные критики напишут: «Украинцы наследуют азиатское кино, снимая в тех же локациях, где в своё время работал Чжан Имоу». Это, бредовое на первый взгляд замечание станет хорошей пощёчиной нашему кинематографу.
Украина — не Россия
Нередко зарубежные кинематографисты приезжают в Украину, чтобы снять на наших локациях Россию. Например, Киев показывался как Москва в лентах «Четвёртая власть» (2012) и «Прощальное дело» («Дело Фаруэлла», 2009). В этих фильмах поднимается болезненная для современной России тема терроризма и убийства журналистов, поэтому наши северные соседи запретили снимать у себя. В связи с этим работа над всеми ключевыми сценами в этих картинах проходила в Киеве, который и был показан здесь как Белокаменная.
Иногда же зарубежные продюсеры переезжают в Киев лишь для того, чтобы сэкономить — налоги на съёмки фильмов в столице Украины заметно ниже, чем в Москве. Это стало одной из причин, по которой Киево-Печерская Лавра в эпатажной комедии «Ржевский против Наполеона» (2011) показывается как Кремль. На пороге в Рай апостол Пётр наверняка припомнит такое кощунство продюсеру этой ленты Владимиру Зеленскому.
Украинские города «играют роль» российских провинций в целом ряде и других фильмов. Например, в Черниговской области (в частности, городок Щорс) снималась картина «Счастье моё» (2010) Сергея Лозницы. Сюжет этой ленты разворачивается в России. Сам же Чернигов показывается как Усвятск, провинциальный городок наших северных соседей, в романтической ленте «Срочно. Ищу мужа!» (2011).
Украинский «национанизм»
Кроме того, что российские кинематографисты используют украинский потенциал — у некоторых из них хватает наглости при этом откровенно стебаться над нашей страной. Все наши соотечественники в «Матче» (2011) показываются или предателями, или антисемитами. Согласно же «Тарасу Бульбе» (2009) украинские казаки сражались не за свободу Украины, а за «землю русскую». Похожую идеологическую ересь можно встретить и в фильме «Мы из будущего 2» (2010).
Раньше российские кинематографисты упрямо пытались навязать массовому зрителю идею «Украина — младший брат». Теперь же среднестатистический украинец в российском кино — это такой себе «трудный ребёнок», который, несмотря на строгий запрет благочестивого «старшего брата», продолжает заниматься «национанизмом».
«Чернобыль — наш бренд!»
По словам голливудского гуру сценарного мастерства Роберта Макки, в фильмах постсоветского пространства есть два явных клише: Вторая мировая и поезда. «Почти каждый ваш чёртов фильм обязательно показывает войну или её наследие. Ещё чаще в ваших сюжетах появляются поезда», — повторял Макки во время своего недавнего визита в Украину. Учитывая, что среди учеников этого человека полторы сотни лауреатов премии «Золотой глобус» и больше сорока обладателей «Оскара» — ему можно верить.
Этот кинематографический имидж достался украинскому кино в наследство от СССР. Практически все остальные темы распределили между собой другие страны. Например, фильмы о муках творчества монополизировали французы, а зрелищное кино о супергероях — американцы. Так что если отборщики зарубежных кинофестивалей встречают в кино с меткой «made in Ukraine» что-то кроме «войны и поездов» — они начинают относиться к данной ленте с недоверием. В связи с этим вероятность её попадания на кинофорум резко снижается.
Наши режиссёры лишь начали формулировать новые кинематографические клише. Единственная новая тема, которую они на данный момент смогли «застолбить» на карте мирового кино — Чернобыль.
В прошлом году короткометражка Мирослава Слабошпицкого «Ядерные отходы», рассказывающая о людях, живущих в Зоне отчуждения, получила на фестивале класса «А» в Локарно «Серебряного леопарда». После этого режиссёр неоднократно повторял в своих интервью: «Чернобыль — наш бренд!»
То ли из-за того, что мировая общественность стала уделять огромное внимание ядерной энергетике, то ли из-за аварии на Фукусиме — тема Чернобыля в последние годы стала особо популярной. В 2011 году в копродукции с Украиной было снято две полнометражные картины о чернобыльской катастрофе: «Земля забвения» и «В субботу». Обе они были показаны на престижнейших кинофестах в Венеции и Берлине соответственно.
Популярность ЧАЭС подхватили и в Голливуде. Упоминание о ней появляется в новой части «Крепкого орешка» (2013), «Запретной зоне» (2012), «Трансформерах 3» (2011) и нескольких других фильмах.
Весь этот массив кинолент способствует тому, что в массовом сознании иностранцев Украина постепенно начинает ассоциироваться с апокалиптическими пейзажами зоны отчуждения, инфернальными мутантами и прочими ужасами. Из безобидной экзотической страны на краю географии наше государство превращается в мусорник западной цивилизации — кровоточащую язву на теле отмирающей планеты. И если конец света когда-нибудь и наступит, то начнётся он уж точно с нашей страны.
Не случайно ведь Спилберг в «Войне миров» (2005) начал нашествие инопланетян именно с территории Украины.
Если бы наша страна показывалась в кино более адекватно — те же болельщики ехали бы на Евро-2012 без лишних мыслей. Ведь им было бы что противопоставить, к примеру, лживым статьям английских журналистов, в которых Украина описывалась как рассадник криминала и расизма.
Естественно, никто не может рассказать о нашей стране лучше нас самих. Поэтому во второй части мы расскажем о том, как показывается Украина в отечественном кино.
Ну и напоследок милая шутка об Украине из сериала «Безумцы» (2007)