Подчас даже самое искаженноё представление зарубежных кинематографистов о нашей стране выглядит как комплимент грустной правде украинского существования. Во время написания первой части статьи о месте нашей страны на кинематографической карте мира пришлось запастись недюжинным терпением, чтобы пересмотреть десятки иностранных фильмов, в которых так или иначе фигурирует Украина.
Кинематограф один из самых эффективных инструментов создания имиджа страны. Зачастую массовое сознание верит широкому экрану больше, чем СМИ.
Например, после премьеры каждого из фильмов трилогии «Властелин колец», а также после недавнего «Хоббита: Неожиданное путешествие» (2012) количество туристов в Новой Зеландии вырастало в разы. Когда же на экраны вышла комедия Вуди Аллена «Римские приключения» в столице Италии резко подскочили цены на отели. С другой стороны, после того как целый ряд голливудских комедий показал Восточную Европу, как скопление трущоб, в которых живут нищие люди в этих странах заметно сократился и без того слабо развитый туризм.
Позитивный имидж нашей страны формируют лишь избранные ленты. Например, в анимации Тима Бёртона «Труп невесты» (2005) именно благодаря украинскому заклинанию герою удаётся вырваться из загробного мира.
Слегка приукрасил имидж нашего государства и фильм «Свет вокруг» (2005). После этой ленты иностранцы ассоциировали Украину с бесконечными полями подсолнухов и цыганской панк-группой Gogol Bordello. Музыканты нещадно эксплуатировали экзотику нашей страны, дабы заявить о своей уникальности. Но как только песни Gogol Bordello исчезли из американских хит парадов все сразу же забыли выученное, было, слово «Ukraina».
С тех пор не появилось практически ни одного зарубежного фильма, в котором бы наша страна показывалась без негативного контекста. В зарубежном кино Украина фигурирует в основном как загадочная территория «на краю географии» или как безнадёжно отсталая страна такое себе идеальное олицетворение третьего мира. Естественное следствие жизни в такой стране эмиграция.
Украинские эмигранты, недвузначно намекающие на катастрофически низкий уровень жизни в нашей стране, появляются в итальянской ленте «Незнакомка» (2006), одной из серий «Доктора Хауса» (2010) и в нескольких других известных фильмах.
Например, в первой серии
Кинематографическая эмиграция
Иностранные кинематографисты активно используют кино-потенциал нашей страны. Вместе с тем, украинские режиссёры с каждым годом теряют то одну, то другую ценную локацию. Всё это выливается в малоприятную тенденцию «кинематографической эмиграции», когда на заработки в другую страну отправляются не только украинцы со своими талантами, но и в буквальном смысле сама наша земля, которая выдаётся в фильмах за территорию других стран.
Во времена Второй мировой немцы варварски вывозили с территории Украины чернозём. В наше время иностранные кинематографисты фактически продолжают это же дело, «вывозя» не менее плодородные локации. Правда, сегодня они делают это уже абсолютно легально, за бесценок снимая у нас свои фильмы.
Один из самых ярких примеров фильм-номинант на «Оскар» «Дом летающих кинжалов» (2004) прославленного азиатского режиссёра Чжана Имоу. Эта картина частично снималась в украинских Карпатах, которые стали фоном для решающей битвы главных героев во время снегопада.
Украина остаётся своего рода вторичным полигоном для зарубежных кинематографистов. И пока наши режиссёры одумаются и начнут осваивать те или иные локации иностранцы уже успеют снять сливки с наших «кинематографических чернозёмов».
Не удивлюсь, если спустя некоторое время, когда кто-то из наших кинематографистов наконец-таки снимет фильм в этих же локациях, зарубежные критики напишут: «Украинцы наследуют азиатское кино, снимая в тех же локациях, где в своё время работал Чжан Имоу». Это, бредовое на первый взгляд замечание станет хорошей пощёчиной нашему кинематографу.
Украина не Россия
Нередко зарубежные кинематографисты приезжают в Украину, чтобы снять на наших локациях Россию. Например, Киев показывался как Москва в лентах «Четвёртая власть» (2012) и «Прощальное дело» («Дело Фаруэлла», 2009). В этих фильмах поднимается болезненная для современной России тема терроризма и убийства журналистов, поэтому наши северные соседи запретили снимать у себя. В связи с этим работа над всеми ключевыми сценами в этих картинах проходила в Киеве, который и был показан здесь как Белокаменная.
Иногда же зарубежные продюсеры переезжают в Киев лишь для того, чтобы сэкономить налоги на съёмки фильмов в столице Украины заметно ниже, чем в Москве. Это стало одной из причин, по которой Киево-Печерская Лавра в эпатажной комедии «Ржевский против Наполеона» (2011) показывается как Кремль. На пороге в Рай апостол Пётр наверняка припомнит такое кощунство продюсеру этой ленты Владимиру Зеленскому.
Украинские города «играют роль» российских провинций в целом ряде и других фильмов. Например, в Черниговской области (в частности, городок Щорс) снималась картина «Счастье моё» (2010) Сергея Лозницы. Сюжет этой ленты разворачивается в России. Сам же Чернигов показывается как Усвятск, провинциальный городок наших северных соседей, в романтической ленте «Срочно. Ищу мужа!» (2011).
Украинский «национанизм»
Кроме того, что российские кинематографисты используют украинский потенциал у некоторых из них хватает наглости при этом откровенно стебаться над нашей страной. Все наши соотечественники в «Матче» (2011) показываются или предателями, или антисемитами. Согласно же «Тарасу Бульбе» (2009) украинские казаки сражались не за свободу Украины, а за «землю русскую». Похожую идеологическую ересь можно встретить и в фильме «Мы из будущего 2» (2010).
Раньше российские кинематографисты упрямо пытались навязать массовому зрителю идею «Украина младший брат». Теперь же среднестатистический украинец в российском кино это такой себе «трудный ребёнок», который, несмотря на строгий запрет благочестивого «старшего брата», продолжает заниматься «национанизмом».
«Чернобыль наш бренд!»
По словам голливудского гуру сценарного мастерства Роберта Макки, в фильмах постсоветского пространства есть два явных клише: Вторая мировая и поезда. «Почти каждый ваш чёртов фильм обязательно показывает войну или её наследие. Ещё чаще в ваших сюжетах появляются поезда», повторял Макки во время своего недавнего визита в Украину. Учитывая, что среди учеников этого человека полторы сотни лауреатов премии «Золотой глобус» и больше сорока обладателей «Оскара» ему можно верить.
Этот кинематографический имидж достался украинскому кино в наследство от СССР. Практически все остальные темы распределили между собой другие страны. Например, фильмы о муках творчества монополизировали французы, а зрелищное кино о супергероях американцы. Так что если отборщики зарубежных кинофестивалей встречают в кино с меткой «made in Ukraine» что-то кроме «войны и поездов» они начинают относиться к данной ленте с недоверием. В связи с этим вероятность её попадания на кинофорум резко снижается.
Наши режиссёры лишь начали формулировать новые кинематографические клише. Единственная новая тема, которую они на данный момент смогли «застолбить» на карте мирового кино Чернобыль.
В прошлом году короткометражка Мирослава Слабошпицкого «Ядерные отходы», рассказывающая о людях, живущих в Зоне отчуждения, получила на фестивале класса «А» в Локарно «Серебряного леопарда». После этого режиссёр неоднократно повторял в своих интервью: «Чернобыль наш бренд!»
То ли из-за того, что мировая общественность стала уделять огромное внимание ядерной энергетике, то ли из-за аварии на Фукусиме тема Чернобыля в последние годы стала особо популярной. В 2011 году в копродукции с Украиной было снято две полнометражные картины о чернобыльской катастрофе: «Земля забвения» и «В субботу». Обе они были показаны на престижнейших кинофестах в Венеции и Берлине соответственно.
Популярность ЧАЭС подхватили и в Голливуде. Упоминание о ней появляется в новой части «Крепкого орешка» (2013), «Запретной зоне» (2012), «Трансформерах 3» (2011) и нескольких других фильмах.
Весь этот массив кинолент способствует тому, что в массовом сознании иностранцев Украина постепенно начинает ассоциироваться с апокалиптическими пейзажами зоны отчуждения, инфернальными мутантами и прочими ужасами. Из безобидной экзотической страны на краю географии наше государство превращается в мусорник западной цивилизации кровоточащую язву на теле отмирающей планеты. И если конец света когда-нибудь и наступит, то начнётся он уж точно с нашей страны.
Не случайно ведь Спилберг в «Войне миров» (2005) начал нашествие инопланетян именно с территории Украины.
Если бы наша страна показывалась в кино более адекватно те же болельщики ехали бы на Евро-2012 без лишних мыслей. Ведь им было бы что противопоставить, к примеру, лживым статьям английских журналистов, в которых Украина описывалась как рассадник криминала и расизма.
Естественно, никто не может рассказать о нашей стране лучше нас самих. Поэтому во второй части мы расскажем о том, как показывается Украина в отечественном кино.
Ну и напоследок милая шутка об Украине из сериала «Безумцы» (2007)