Недавно я побывал во Львове и еще раз убедился, что фундаментальная проблема взаимопонимания между жителями Западной и Восточной Украины заключается не в языковом вопросе и взглядах на прошлое, настоящее и будущее страны, а в том, что мы практически не знаем друг друга. Не знаем потому что мало общаемся между собой. Мало общаемся поскольку редко ездим друг к другу в гости.
Некоторые львовяне никогда не бывали в Донбассе, но любят мазать всех жителей края терриконов черной краской. Некоторые донбассовцы ни разу не гостили в Галичине, но доказывают, что там ненавидят всех, кто говорит по-русски. Чтобы эти мифы рассеивались, галичанам нужно чаще ездить в Донбасс, а донетчанам в Галичину. И тогда мы поймем, что существуют не только вопросы, которые раскалывают Украину по политической линии, но и моменты, объединяющие нас по-человечески. Что намного важнее. Формула проста: чем больше мы будем общаться, тем лучше начнем понимать и добрее относиться друг к другу. Чем добрее отношения, тем легче найти политический компромисс.
Украинский вопрос региональных комплексов это проблема эгоцентризма, которая преодолевается, прежде всего, общением. Разумеется, не у каждого украинца есть возможность кататься даже по своей стране. Но, если задуматься, донетчанину съездить на несколько дней во Львов обойдется не намного дороже, чем отдохнуть на Азовском побережье. Если не дешевле. А тем жителям Западной Украины, которые традиционно проводят летний отпуск в Крыму, не помешало бы для души и тела чаще наведываться в Святогорье.
Всё это очень просто, и если бы у нас было нормальное государство, то оно бы всячески способствовало культурному обмену между Западной и Восточной Украиной, чтобы лозунг «Схід і Захід разом» обрёл своё практическое воплощение. Но, как это ни банально, никому из тех, кто приходит к власти в нашей стране, это невыгодно. Электоральные очки можно добывать эффективной социально-экономической политикой, но зачем, если можно добиваться поддержки избирателей, играя на их культурно-географических предрассудках? Поэтому в Украине отношения между представителями Запада и Востока зачастую строятся по принципу «не бывал, но осуждаю». Это болезнь системы внутригосударственной коммуникации.
Причина недуга кроется в работе основных каналов коммуникации: неформальных контактов, СМИ, а также организаций и групп интересов, которые должны служить связующим звеном.
«Принятие языкового закона подтвердило тезис о расколе Украины», заявил в ходе видео-моста Киев-Москва украинский социолог Евгений Копатько, ссылаясь на результаты проведенного исследования. «35,6% граждан Украины позитивно оценили принятие закона об основах языковой политики. При этом 35% украинцев негативно восприняли принятие этого закона. В региональном разрезе наблюдаются разные тенденции. Так, 55% на Юго-Востоке позитивно оценивают закон, а 66% респондентов негативно оценили закон на Западе Украины», сказал он. Социолог добавил, что «порядка 46% украинцев считают, что закон о языке не несет угрозы украинскому языку, не согласны с этим 35%». «Результаты опроса показывают, что одна часть Украины позитивно восприняла этот закон, а вторая негативно», резюмировал Копатько. Это сообщение российского информационного агентства «Новый регион» от 20 августа. Новость растиражировал ряд украинских интернет-изданий.
С каких это пор ситуация, когда 55% «за» в одной части страны и 66% «против» в другой, позволяет смело говорить о национальном расколе? Ведь это всего лишь один вопрос. И почему в сообщении не были выделены 38% опрошенных украинцев, которые считают этот вопрос не таким уж и важным?
Впрочем, Евгению Копатько, редко упускающему случай угодить регионалам, достаточно и такой зацепки, чтобы выскочить на публику и с лукавым тоном нейтрального социолога заявить, мол, «глядите, вот он раскол на Востоке опять не понимают тех, кто на Западе». Глядя на это, сомневающиеся жители Донбасса, начинают думать, что так и надо, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», поэтому голосовать надо за СВОИХ.
И ошибается тот, кто думает, будто такая риторика свойственна исключительно «донецким» и их приспешникам. Ещё на памяти нашумевшее заявление писателя Юрия Андруховича о необходимости отделения Крыма и Донбасса от Украины, потому что «политически это часть российской нации».
Или вот уже сосем недавно вице-спикер и видный оппозиционер Николай Томенко сначала сам поделил регионы страны на «свои» и «чужие». А вскоре после этого у него «создалось впечатление», что это исключительно власть реализует сценарий развала Украины. Не иначе, как политическим фарисейством, это не назовешь.
В таких обстоятельствах самый надежный способ узнать друг друга без услужливых посредников неформальные личные контакты. Но в Украине с этим худо. В мае сего года Киевский международный институт социологии и Институт прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии IHRPEX опубликовали данные социологического исследования, согласно которым каждый третий украинец ни разу не был в другом регионе Украины. На Западе Украины и в Крыму этот показатель и вовсе стремится к 50%. Ещё 35,8% украинцев бывают в других регионах, но реже, чем раз в год.
Но ездить друг к другу в гости это полдела. Нужен еще правильный настрой. «Чистому все чисто, грязному все грязно». Если мы ждем агрессии, мы ее получим. Когда мы верим в мир, мы его достигаем. Есть донбассовцы, которые едут в командировку или по какой-нибудь другой необходимости на Западную Украину с мыслями, что их там ничего не ждет, кроме «нациков» и пресловутого языкового вопроса. Аналогичная история с некоторыми галичанами, приезжающими в Донецк. Что ж, и те, и другие обязательно столкнуться с этими проблемами, ведь мы притягиваем то, о чем думаем.
Я это знаю не понаслышке, ведь не раз бывал на Западной Украине, но никогда не думал о проблемах языка или о том, что на меня будут смотреть, как на врага, поскольку я из Донбасса. И почему-то ничего подобного со мной ни разу и не случилось. Даже в августе, когда страну якобы трясло от внедрения языкового закона Кивалова-Колесниченко...