В последнее время, читая очередную статью или просматривая ещё один фильм о феномене русского рока, я часто задумывался над тем, почему в Украине до сих пор так мало сказано о социокультурном явлении отечественной рок-музыки...
...Может быть, постановка вопроса звучит слишком громко, но вместе с тем небезосновательно. Как мне кажется, сегодня у нас уже есть право утверждать, что украинский рок это не просто собирательное понятие, которое используют для обозначения всего спектра рок-исполнителей Украины. Отечественная рок-культура на сегодняшний день предстает перед нами, так сказать, «вещью в себе». Это тот случай, когда целое уже больше, чем просто сумма частей.
В России руками тамошних журналистов/публицистов/режиссеров русский рок уже давно сделан «вещью в себе». О культурно-историческом значении русского рока зачастую говорят комплексно и порой абстрагировано от конкретных исполнителей. В свою очередь, «патриархи» российской рок-сцены время от времени любят пофилософствовать на тему общей идеи русского рока, его дальнейшего развития, мертв он или ещё жив. Подобных рассуждений от украинских рок-исполнителей и журналистов относительно отечественной рок-культуры слышать приходиться, мягко говоря, не часто. У нас, как правило, говорят только о конкретных группах, солистах и музыкантах. И дело здесь, как я полагаю, отнюдь не в том, что в социокультурном отношении история русского рока богаче истории украинского рока. Скорее всего, речь идет о проявлении ментальных особенностей украинцев и россиян: украинцы тяготеют к частному, индивидуальному и практическому; русские стремятся к целому, коллективному и абстрактному.
Как бы там ни было, украинский рок это все-таки целостное явление, у которого есть своя культурно-музыкальная и общественно-политическая история. С точки зрения моделей жизненных циклов, украинский рок планомерно проходит через все этапы развития любой системы, общественного движения и продукта.
Украинский рок это «система», которая создавалась трижды: в
Украинский рок это «продукт», который вышел на рынок в
Частично украинский рок был и «общественным движением», проявившим в 2004 году политическое недовольство действиями тогдашней власти и вставшим на защиту «оранжевых» идеалов. Социальный протест победил, и закончилось все тем, чем обычно заканчиваются любые общественные движения: кооперация с новой властью, а далее постепенное политическое вымирание.
«Океан Ельзи»: «Вставай! (помаранчева революція)»
Но самое главное это то, что украинский рок представляет собой широкую палитру музыкально-поэтических направлений и политических окрасок. Чтобы долго и нудно не расписывать эти направления и окраски, мы возьмем пример с главного героя фильма «Школа рока» Дьюи Финна, который на правах учителя музыки рисовал ученикам частной школы схему разделения рок-музыки на категории. Посмотрим на условную схему музыкально-стилистического, поэтического и политического разнообразия украинского рока:
Отдельно хотелось бы сказать пару слов о группе «Димна Суміш», которая своим названием претендует на собственный стиль, сотканного целым рядом жанров рок-музыки: классического рока, гранжа, хардкора, панка, психоделики. Несмотря на любовь к психоделике, музыканты группы активно выступают против алкоголя с наркотиками и пропагандируют вегетарианство.
«Димна Суміш»: «Кращий друг самурая»
В региональном плане у отечественной рок-музыки есть два основных центра: Киев и Львов. Несомненно, этими городами региональное распространение украинской рок-культуры не огранивается. Солидным количеством рок-групп могут похвастаться почти все области и Западной, и Восточной Украины. Тем не менее, Киев и Львов выделяются среди всех. С Киевом все понятно культурно-интеграционная роль столицы и все такое. В свою очередь, никто (не считая Киева) не дал Украине столько популярных рок-исполнителей, сколько дал «Бандерштат». Львовский рок это «Океан Ельзи», «Мертвий Півень», «Плач Єремії», «Брати Гадюкіни» и многие другие. Кстати, в 2008 году по результатам опроса читателей @music песня «Лиш вона» львовской группы «Плач Єремії» была признана самым запоминающимся украинским хитом последней четверти века.
Тарас Чубай: «Лиш вона»
***
Далее, подробней останавливаясь на социальной философии и политической активности украинских рокеров, хотелось бы обратиться к двум цитатам. Первая цитата принадлежит Юлии Тимошенко. В июне текущего года она посетила концерт группы «Брати Гадюкіни» и, вдохновленная ритмами свободы, заявила: «Я твердо знаю, что такая музыка может вдохновлять людей любого возраста на борьбу за собственную жизнь и собственную страну».
Вторая цитата принадлежит Борису Гребенщикову, который в сентябре этого года, пребывая в Киеве, сказал следующее: «Украинская музыка более продвинутая, чем то, что я слышу в Москве».
Можем предположить, что украинский рок мог бы стать рупором борьбы за идеалы гражданского общества и за Украину без Януковича. Но пока что этого рупора не слышно. Политический звук украинского рока постепенно угасал после победы Ющенко на президентских выборах
Олег Скрипка о политике
Но чтобы там не говорил Олег Скрипка, группу «Воплі Відоплясова» нужно поздравить с недавно отпразднованным
«ВВ»: «Пісенька»