Все началось с безобидного интернет-чата, вероломно заявленного на собственном сайте Земфиры без видимой электронной формы и мыла для отправки вопросов. Но вопросы таинственно появились во множестве. Какой черт дернул Рамазанову всплыть на поверхность после многомесячного самозаточения? Всплытие в очередной раз показало, что труп умер в результате всплытия. На следующее же утро скандальный чат извлекли и захоронили где-то в нейтральных водах.
Этим летом ожидался выход очередного студийника и начало гастрольного тура, поэтому чат показался нормальным желанием Земфиры немного отрекламировать и то, и другое, для затравки ответив на «нужные» и более отвлеченные вопросы. Но у нее явно была другая задача по какой-то иной надобности выйти «в эфир» и продержаться нужное время, украв его у других и не поделившись с ними ничем путным.
Давно понятно, что Земфире человеку, который пишет многозначительные и иногда бессмысленные тексты к своим песням, почему-то всегда катастрофически нечего сказать в интервью. А уж когда к этому насильно подталкивает в спину стальная лапа шоу-биза перед выпуском нового альбома или начала гастрольного промо-тура тут-то и начинаются адские злоключения. Пресс-конференции откладываются на час-два-три, начинаются без извинений за опоздание, предваряются агрессивными ухмылками и объявлениями запрещенных вопросов, сами вопросы выслушиваются с выражением крайнего подозрения на лице и активно-нервным заламыванием рук под столом с микрофонами, ответы банальные или довольно грубые.
Примерно те же эмоции излучал монитор во время чата. Ломаясь и куражась, Земфира несколько часов кряду выделывалась на всю паутину, играя роль свалившейся с неба звезды, которую обступили случайные прохожие и теребят за лучи, проверяя, не из чистого ли серебра? Ох, не из чистого, ох, не из серебра. Но терпеливое и всепрощающее племя фанатов продолжало постить, стремясь по-быстрому выяснить все волнующее.
Зря. В каждом ответе сквозило откровенное отвращение к необходимости что-то отвечать, скрытое маской пренебрежения к любым вопросам: и глупым, и сложным. Вообще, ближе к концу чата реплики «не знаю», «наверное», «не скажу», «более чем», «а вам зачем?», «вы что журналист?» стали так учащенно чередоваться, что на другом конце провода уже представлялся не человек, а текстовый электронный генератор какого-нибудь самого первого поколения. Пыльный, весь на понтах, с множеством мигающих лампочек. Готовый в любую минуту впасть в депрессию и перегореть.
Справедливый (особенно после свеженького дикобразного сингла «Без шансов, без вариантов» и некоторых песен последнего альбома «Спасибо») вопрос: «Когда планируете покинуть сцену?» Земфира будто ждала: «... пора уже?»
Стало понятно, что тема покинувшего вдохновения и ухода из шоу-бизнеса (но не из профессии) занимает ее последние несколько лет примерно с тех пор, как перед выпуском «Спасибо» она призналась, что песни уже не получаются такими, как прежде. Когда вышел «Спасибо», стало очевидно, что эти признания вырвались не из кокетства, а из настоящего страха перед «мелкотемьем». Если озарения больше не сваливаются на голову, приходится привязывать себя к условному стулу, в изумлении оглядываясь по сторонам: где вы, мои верные обстоятельства и герои? Придите же ко мне ведь совершенно не о чем писать! Тогда-то и появляются вымученные стихи на «подножном корме» про «у меня прекрасный дом»: «уменяпрекрасныйдом старыйиуютный яживунедолговнем игуляяутром оченьзахотелось чтобобэтомспелось кемжекакнемной уменяпрекрасный дом».
РЕКЛАМНАЯ ВСТАВКА:
... Да, уважаемые гости нашего лирико-водочного цеха, именно так монтируются тексты для легкой музыкальной индустрии страны! Знайте, если человек жалуется на нехватку мелодий и текстов перед вами малопригодный любитель и нытик. Настоящий профессионал не будет из-за этого откладывать выпуск пластинки. Сегодня, в ходе нашего небольшого импровизированного мастер-класса, мы впервые приоткроем вам некоторые секреты изготовления музыкального попа. Итак, мелодия худо-бедно состряпалась, но заплетык с текстом? Не беда. Открываем наше «Пособие для исписавшихся авторов». Главное выбрать тему. Оглянитесь вокруг. Город-улицы-дома? Хорошо. Фокусируемся. Дом? Отлично. Да, это ваш дом, ведь у вас есть дом? Тогда уточняем: «у меня» (варианты: «у него», «у нее», «у них», «у нас»). Но лучше писать о своем доме. Всякому будет интересно покопаться в чужой жизни. Теперь ответьте на вопросы: Ваш дом старый или новый? Уютный или не очень? Сколько лет вы проживаете на своей жилплощади?Что получается? «... уменяпрекрасный домстарыйиуютный яживунедолговнем...».
Продолжаем отвечать на вопросы: Вы гуляете возле дома? Предпочитаете утренние или вечерние прогулки? Добавляем: «... игуляяутромоченьзахотелось...». Теперь осталось придумать, чего же вам захотелось. Что? Давно ничего не хочется? Отлично! Открываем главу «Ключевые фразы-сцепки». Ага, вот подходящая: «очень захотелось, чтоб куда-то делось...». Нет, по смыслу не подходит. Ищем дальше: «... очень захотелось, чтобы все наелись...» это лучше отложить до следующего раза, когда будем писать социальный текст о голодающих во всем мире. А вот, вижу, легкая и незамысловатая строчка: «Очень захотелось, чтоб об этом спелось...». Прекрасно подходит для поповой песни. Получается: «уменяпрекрасный домстарыйиуютный яживунедолговнем игуляяутромоченьзахотелось чтобобэтомспелось...».
Что? Не хватает нескольких слов? Кому же их писать, как не вам? Так, пишем: «кемжекакнемной». А в финале повторим фразу «уменяпрекрасный дом» она должна повторяться, как мантра, иначе слушатель вам не поверит. Поем все строки вместе:
У меня прекрасный дом
Старый и уютный
Я живу недолго в нем
И гуляя утром
Очень захотелось
Чтоб об этом спелось
Кем же как не мной
У меня прекрасный дом.
Если с вдохновением совсем плохо, можно просто перестать издавать альбомы и сосредоточиться на выпуске концертных записей, саундтреков (на подходе музыка Земфиры к почти готовому фильму Литвиновой «Последняя сказка Риты»). О чем Рамазанова и объявила в чате, объяснив такое решение всемирным вымиранием лонгплеев: «... это мой последний альбом, последний в формате крупной формы. После я если и буду выпускать какие-то песни, то в формате EP. И я не буду так сходить с ума, контролируя каждую стадию, и перерывы будут не такие большие, и драматургически больше возможности высказаться, а главное время. Оно диктует свои правила. Сейчас оно таково, что альбомы мало кого интересуют, люди сохраняют в свои телефоны айподы песню-другую и несутся дальше. Я поступаю так же. Поэтому это моя последняя большая работа, и я хочу оторваться по полной... Подробно об альбоме: не знаю, когда. Работаю без остановки. Некоторые песни перезаписаны дважды, трижды. Проблема в том, что многим приходится заниматься самой. Альбом получается очень авторский, много играю, записываю, редактирую. Может и хотелось бы иначе, но уже не могу должна все контролировать. Не буду называть дат, просто работаю когда закончу работу выпущу».
Могли бы вы одним словом передать ваше личное ощущение нового альбома? Этот альбом целостный?
Земфира: Более чем.
Вы уже придумали название пластинки? Будут ли клипы?
Земфира: Варианты есть. От клипов давно уже отказалась в пользу концертных видеороликов.
Как долго вы планируете выступать на сцене?
Земфира: Кто может ответить на этот вопрос?
Что может заставить вас отказаться от любимого дела, дела всей вашей жизни? Вы были очень красивы в видеоролике к «Блюзу» на «Пикнике».
Земфира: Думала об этом недавно. Возможность изменить уже случившееся.
Будет ли презентация нового альбома? Будут ли в Москве еще концерты после нового года?
Земфира: Не знаю. Наверное.
Расскажи о новой пластинке? Сколько песен включает альбом, и как ты сама его воспринимаешь?
Земфира: Не расскажу. И без того уже позволила себе много слов и обещаний.
На концерте в Киеве (осень, 2010) вы сказали: «Я вывожу из города Киева в этот раз прекрасную грустную песню, которую написала сегодня ночью. Она будет в следующем альбоме, который и я и вы, надеюсь, услышим уже очень скоро...». А мы как-то узнаем, что это именно ТА песня? Земфира, какие последние книга-фильм-песня Вас приятно впечатлили?
Земфира: Уже отвечала не войдет, не прошла кастинг.
Какого цвета преобладает настроение на новом альбоме?
Земфира: Драма.
Очень не хватает реального общения с вами. Музыка отвечает на многие вопросы, но не на все. Поэтому вопрос: нет ли в ваших планах возобновить живой журнал или что-то подобное?
Земфира: У меня никогда (!) не было живого журнала. И как можно интернет-общение называть живым? Концерты гораздо живее. И странно, что вам не хватает того, чего у вас не было. И вы меня совсем не знаете.
Лапуля! Добрый вечер! Я такие красивые футболки, маечки, топы и т.д. разработала! Эскизы хочу показать! Выпустить можно к лету! Я все продумала! Как связаться с Вами? Я не знаю моё с телефона доходит или нет?! Не приехали! Еще раз прости за январь! Нервный срыв был! У Вас чаще бывало! Я же все понимаю и прощаю! Надо плохое забывать! Меня 100 раз предавали близкие! Болит отпустит и, прощаешь... Из этого и состоит жизнь! Я же не предала! С живописью не успеваю. К нашей книге давно эпиграфы подобрала! Это когда уже вместе будем! Название красивое. Картины для обложки маслом напишу! Номера телефона Вашего нет! Какой Ваш e-mail прямой? Я в Москву не смогу приехать у меня денег нет. С работы боюсь увольняться! Поздравляю еще раз с
Земфира: Меня пугают такие письма и такие люди-«лапули». И это присутствует в моей жизни уже много лет.
Прочие 99% вопросов-ответов стали полной ахинеей. Неудавшийся чат вычистили из списков партии уже на следующее утро, как будто его и не было. А чаттеры вычистили из телефонных календарей предполагаемые даты выхода альбома и снова принялись чехвостить снежную королеву Ренату Литвинову, превратившую Земфиру в свое злое и манерное отражение.