Вниманию всех, кто не смотрел, но считает, что украинские золотопальмовые и прочие короткометражные фильмы последнего времени «реально о-го-го» и наше все после Кличко, Тимошенко и «Динамо». Их показали в Киеве, в том числе победивших в Каннском конкурсе «Попутчиков» (2005) и «Кросс» (2011).
Авторы в ужасе выскочили из зрительного зала. Главная проблема «молодих та амбитных» украинских киноподельников (рука не поднимается назвать их режиссерами, ибо нет ее, режиссуры) в том, что в детстве их обманули нехорошие люди, сказав, будто у них есть талант. А потом как снежный ком. Каким-то образом они поступили в киноинститут и окончили его с помощью божьей и налогоплательщиков, так и не узнав о себе всей правды. Но жалуясь на плохую техническую базу, маленькие стипендии и прочие «негаразды». Позже сняли на кинопленку эпохи каменного века свои неандертальские по уровню идей и воплощения дипломные фильмы, о которых говорили либо хорошо, либо ничего. Теперь они профессиональные режиссеры. Теперь можно.
Ну, так вот. Затейники показа в Доме кино подшучивали не над содержанием фильмов, которого попросту нет, а над благополучной, но выжившей из ума Европой, которая приняла просроченную, мутную, исцарапанную пленку за аутентичный эксперимент из Украины. Затейникам и в голову не пришло, что в Каннах все-таки не глупцы, и могут разобраться, где брак технический, а где социально-культурный. И золотую веточку-косточку дали из жалости и желания географически разнообразить меню. Поощрить азарт в этом вечном украинском паралимпийском кино-кроссе, который называется «Эй, не проходите мимо, взгляните-ка на нас еще раз мы тоже Европа. Не узнали?» Единственное неоспоримое достоинство этих фильмов в их принадлежности к своей территории и времени: унылому, как 20 лет капающая вода из ржавого крана и неплодородному, как потрескавшаяся глина в районах-новостройках на периферии мегаполиса. Принадлежности к времени антигероев, которым нечего сказать, но хочется все время говорить. Поэтому украинские короткометражки можно не смотреть их можно представить еще до того, как мастеровитые киноподельники приступают к осуществлению замысла. Даже самая бездарная летучая мышь могла бы высказаться насущнее. Темы условно делятся на три категории: «село», «креведко», «типочки». При этом, «село» судорожная рефлексия на Довженко, «подростки» судороги на советские социальные документалки, «типочки» падучая на третьесортные российские комедии. Польщенные успехом в Каннах, престарелые наставники юных киноподельников призывали зрителей в зале тоже подключиться к увлекательному процессу: начать снимать на все, что под рукой, и отправлять в Канны, чтобы прославиться (а вы как думали, другой цели у кинорежиссера быть просто не может). Мы предлагаем небольшое пособие с целью разъяснить простоту идеи типичного украинского короткометражного фильма для всех будущих киномытцив.
Категория «Село».
Село-сюжет 1. Черно-белая замыленная пленка, из последних сил изображающая движущиеся пятна это объекты и люди фильма. Главная героиня «панночка», два года назад приехавшая из села поступать в городской техникум благородных девиц. «Панночка» приезжает к себе в село погостить несколько дней у родителей и припасть к корням. Камера тычется в узкие коридоры хаты, старомодные кровати с набалдашниками, комоды, горшки. Семья ест что-то простое, пьет что-то простое, поминает кого-то на сельском кладбище и моется большим куском хозяйственного мыла. Потом «панночка» уезжает. Для интриги можно придумать, будто она спит со своим отцом, а мать об этом знает. Не забудьте в кадре как можно чаще должен идти дождь или падать снег. Это оставляет у зрителя ощущение хоть какого-то действия. Поскольку тема «село» самая благодатная в силу простоты, предлагаем еще несколько обиходных село-сюжетов.
Село-сюжет 2. Герои старик со старухой. Камера тычется в узкие коридоры хаты, старомодные кровати с набалдашниками, комоды, горшки. Семья ест что-то простое, пьет что-то простое и стирает пожитки большим куском хозяйственного мыла. Вдруг дождь. Старуха отправляется на земельный надел, чтобы ее шарахнуло молнией (но это станет известно позже). Старик стирает пожитки большим куском хозяйственного мыла. Замечает немытую посуду. Выходит во двор. «Баба!» ... нет ответа... «Ба-а-а-аба-а-а!!!» ... нет ответа.... В оставшееся до конца фильма время старик тупо ходит, матерится и зовет: «Ба-а-а-абу-у-у!» Когда зритель начинает думать, что бабу таки шарахнуло молнией, она появляется. Финальный кадр: старик со старухой. Камера тычется в узкие коридоры хаты, старомодные кровати с набалдашниками, комоды, горшки. Семья ест что-то простое.
Категория «креведко». Чтобы не утомлять искушенного каннского зрителя исключительно своей проевшей мозг национальной идентичностью, добавим в кипящий горшок немного социальности. Сыпьте больше, социальность всегда считается признаком ума и присутствия идеи в фильме.
Креведко-сюжет 1. Зернисто-цветная замыленная пленка, из последних сил изображающая движущиеся пятна это объекты и люди фильма. Герои одетые в стиле
Креведко-сюжет 2. Зернисто-цветная замыленная пленка, из последних сил изображающая движущиеся пятна это объекты и люди фильма. Герой мальчик-креведко, с виду такой трогательный, лопоухий, стриженый под ноль. Урок физкультуры в парке, все бегут, он бежит, потом снова бежит, но через кусты, потом через кусты же, но обратно, потом прибегает на полянку, там курят сигареты плохие девочки-креведки, он стреляет сигарету, потом получает от кого-то по физиономии. Бежит. Пруд.
Категория «типочки»
Типо-сюжет 1. Цветная, дико контрастная пленка разновидности «прошлым летом мы с папой снимали на видео». Герои: провинциальные типочки и провинциальный антитипочек, который получает от типочков по физиономии и мечтает их угробить. Покупает в супермаркете водку, выливает, наливает этиловый спирт. В следующий раз типочки отберут и захотят выпить. Тут и каюк.
Типо-сюжет 2. Цветная, дико контрастная пленка разновидности «прошлым летом мы с папой снимали на видео». Герои: провинциальные типочки. В кадре: железнодорожные пути, товарняки, застывший морской порт, пыльные кривые улочки, безлюдно. Типочки. Матерятся. Железнодорожные пути, товарняки, застывший морской порт, пыльные кривые улочки, безлюдно. Типочки. Пивная. Типочки.
...Пока украинские киноделы с упрямством маньяков игнорируют существование более свежих идей, мировые режиссеры, взвывшие от прессинга тем, отработанных в кино, давно не гнушаются с увлечением рыться даже на помойках. Эти кинематографисты-фриганы с крепкими желудками не зажимают нос и нередко выуживают более чем съедобный кусок. Например, участники экспериментальной программы «Перспективы» Московского кинофестиваля пускают в дело все, даже дурную примету «баба на корабле к беде», как в фильме «Подводное течение» (режиссер Арни Олафур Асгейрссон). Из суеверия разворачивается настоящий триллер. Появление женщины на корабле приносит непогоду и портит взаимоотношения экипажа. К тому же, предшественник героини погиб при загадочных обстоятельствах. А режиссер Людвиг Вюст вообще сэкономил на сценарии. В своем фильме «Конец ленты» он обрек актеров на творческий произвол, как Адама и Еву вышвырнули из рая. Вюст выстроил фильм единым кадром исключительно на импровизации актеров в ситуации, лишь рамочно обрисованной. В другом фильме «Снежное дитя» режиссер Ута Арнинг поразмышляла на тему психологического вакуума. Она закрыла своих героев в их собственных бытовых гетто: немую работницу горячей линии, которая не в состоянии кому-то помочь и мужчину, мечтающего, но не способного, писать стихи. Из этого круга «невозможностей» герои, поразмыслив, умудряются найти свой собственный выход. И вместо итога. Лучшее кино, на которое сейчас способна Украина кино, поднявшее на днях рейтинг загибающегося на глазах «5 канала» в восемь раз. «Суд» над Тимошенко. Коммерческий триллер: потеющие зомби в синих фуражках, дементоры в черных мантиях, замкнутое пространство, нарастающий саспенс и неопределенно-загадочный финал. Под такое кино можно собирать элитных ликеро-водочных спонсоров и отправлять фильм прямиком на «Оскар».