Неужели вы никогда не стояли у свежевырытой могилы, не оплакивали родных и близких? Неужели смерть — это лишь капустники Хеллоуина, без мысли о страшном Суде Христовом?
Последние дни октября. Все рестораны, клубы и кафе города обновляют интерьер. На каждой стене и в каждом углу появляются «хендмейдовские» пауки, черепа, скелеты, гробы, привидения, «светильники Джека». В школах устраивают конкурсы на лучшую «тыкву», проводят концерты и вечера со всякой инфернальной и могильной тематикой. По улицам разгуливает молодежь, раскрашенная под мертвецов и вурдалаков. Начинается предпразднство Хеллоуина — масштабного коммерческого проекта нашего времени.
Праздник появился еще в дохристианскую эпоху среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии). Древние кельты верили в то, что жизнь рождается из смерти. Осенью, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти, они отмечали начало нового года. В ночь на 1 ноября кельты прославляли языческого бога Самхаина (Самайина), Повелителя Смерти.
Кельтские жрецы зажигали костер и приносили жертвы. Друиды верили, что если они ублажат Самхаина жертвоприношениями, он отпустит души умерших в «командировку» в свои дома. Отсюда и берут начало костюмы приведений, ведьм и прочая демоническая атрибутика, символизирующая общение с загробным миром.
Впоследствии кельты приняли христианство. Церковь на этих землях в своей борьбе с язычеством старалась применять «заместительную» стратегию. Вместо языческого праздника в честь смерти и мертвецов Церковь установила день Всех Святых.
Стоит заметить, что подобным образом христианство действовало всегда и везде. Например, в духе той же «заместительной» стратегии Церковь выбрала дату празднования Рождества. Таким же образом в нашей стране «воцерковились» Коляда с Масленицей.
Интересно, что католики и сейчас отмечают этот праздник не в зависимости от Пасхи (как мы), а фиксировано — 1-го ноября. На следующий же день после Дня Всех Святых западные христиане празднуют День всех усопших верных. Тоже весьма логично. «Язычники тревожили души усопших, а мы молимся об их упокоении. Нечего им здесь делать. Пусть пребывают в обителях, которые уготовал им Бог», — как бы так ответила на языческий праздник церковная мысль.
От наименования праздника Всех Святых и происходит слово Halloween — Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых». Со временем словосочетание редуцировалось до «Hallow E’En».
А потом случилось то, что имело место и у нас на Руси. Там, где христианство слабело, усиливалось язычество. Оно смешивалось с христианством, и возвращалось в новых, диковинных формах.
У нас это выразилось, например, в праздновании «Ивана Купалы» — соединении памяти Рождества Иоанна Предтечи с народным праздником восточных славян, посвящённым летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. На западе действовали те же процессы. Праздник в честь языческого бога Самхаина соединился с днем Всех Святых. Точнее говоря, церковный день Всех Святых понемногу вытеснялся из жизни некогда христианского общества, а на смену ему приходили внешние формы древнего языческого празднества. Так постепенно появился нынешний вариант Хеллоуина — дурачество в бесовском стиле накануне 1-го ноября.
С конца 20-го века праздник коммерциализировался, и стал хорошо продаваемым экспортным товаром. Так же, как и его «товарищ» — так называемый «День Влюбленных».
Неверующие люди не видят ничего плохого в том, чтобы побаловаться игрой в «привидения», поводить хороводы с «мертвецами», раскрасить собственных детей в вурдалаков и проч. Если ни Бога, ни бесов не существует — почему бы не пошалить подобным образом?
В общем-то, к атеистам нет никаких вопросов по данной теме. Не хочешь веровать в Бога — заставлять никто не будет. Хотя, для таких людей есть предложение подумать вот о чем.
Атеисты прежнего времени — коммунисты — тоже не верили в Бога. Но при этом они почему-то не могли относиться к религии пассивно. Они всячески высмеивали веру других людей; снаряжали комсомольские отряды, чтобы не пускать верующих в храм; устраивали кощунственные «комсомольские Пасхи», срывали богослужение. Этим самым они доказывали не столько неверие, сколько ненависть к христианству.
Хэллоуин — заигрывание с бесовским миром — это тоже не нейтральная позиция в религиозном отношении. Разве это не понятно? Если ты честный и бесстрастный атеист, то твоя равнодушная к религии позиция должна распространяться на все стороны данного вопроса. Зачем повторять языческие обряды, относящиеся к культу мертвых, если ты не веришь в загробную жизнь? Зачем влезать в бесовщину, если всего этого «нет»? Уж не получается ли, что ты поклоняешься диаволу, просто не давая себе труда задуматься об этом?
С людьми же, которые позиционируют себя верующими, разговор совсем другой. Когда крещенный человек, носящий нательный крест, каким-то образом участвует в языческих мистериях Хеллоуина — пожалуй, здесь его христианство заканчивается. Вспоминается старый анекдот: «Рабинович, вы или трусы наденьте, или крестик снимите».
«Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6,14-15) — писал апостол Павел коринфянам, которые порой не различали границ между христианством и язычеством. То же самое хочется сказать нашим соотечественникам, называющим себя христианами, но участвующим в играх языческого присхождения.
Как может христианская душа, любящая Воскресшего из мертвых Господа, быть причастной к культу мертвых? Какое веселье может ощущать ученик Христов от символики смерти, от всех этих черепов, вурдалаков, ведьм, призраков? Может ли верующий человек принимать участие в празднике, который имеет явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность? Может ли считать его безвредным и невинным?
Хочется спросить у них: неужели вы никогда не стояли у свежевырытой могилы, и не оплакивали родных и близких, отошедших в мир иной? Неужели тематика смерти настраивает вас только на черный юмор и капустники Хеллоуина, но не заставляет задуматься о том, что все мы ляжем в могилу и предстанем на Страшный Суд Христов? Разве не понятно, что православный человек в принципе не может отмечать языческие праздники — пусть даже и в шутливой форме?
Странная непоследовательность, безответственность, инфантильность, апатия и вялость в религиозных вопросах — это не только характеристика современного среднестатистического человека, но, увы — и христиан в том числе.
Отсюда и все наши беды. «Что в теле душа, то в мире христиане» — написано в «Послании к Диогнету». Если крещенные люди по воскресеньям не ходят в храм Божий, но открыто празднуют Хеллоуин и День Влюбленных — о чем еще говорить? И чего ждать от Господа, кроме наказаний, посылаемых для нашего вразумления?
Эпидемия празднования Хеллоуина — лакмусовая бумажка духовного состояния нашего общества. И никакими припарками вроде евроинтеграции или «Единой Поместной Церкви» этого тяжелого больного не исцелить. Нужны настоящая вера в Иисуса Христа и покаяние. Иначе нам конец, господа хорошие. Кем бы мы себя не называли: титульной нацией, европейским народом, древнейшим этносом, и самым-самым христианнейшим государством на свете.
Скоро 1 ноября. Хеллоуин при дверях. «Праздник», который представляет хорошую возможность всякому человеку засвидетельствовать либо о своем христианстве, либо о его отсутствии. Впрочем — если тема христианства вообще его по-серьезному интересует.