В последнее время представители Константинопольского патриархата заставили многих пристально посмотреть на ситуацию в религиозной среде - вопрос возможного предоставления автокефалии Украине стал темой обсуждения многих европейских и американских политиков и религиозных деятелей. Как уже шутят на Украине, по вопросу автокефалии для Православной Церкви публично не высказывались разве что представители ЛГБТ и Далай-лама. И такие шутки возникли не на пустом месте - вопрос стал вдруг интересовать всех, кроме канонической Православной Церкви на Украине, УПЦ МП, все остальные решили, что это - их прямая обязанность высказаться по этому поводу и указать православным верующим, как им жить. Многие обсуждают тему, нужна ли автокефалия или нет, а я хотел сегодня указать на то, КТО ИМЕННО пытается навязать украинским верующим автокефалию, поскольку от этого зависит и то, как будет развиваться религиозная ситуация на Украине.
Итак, давайте разберем тему движения автокефалистов на Украине. Я разбил запись на четыре части согласно историческим периодам: 1) Петлюро-Советский, который охватывает период в начале прошлого века, когда появилась УАПЦ 2) период Польский, который охватывает события в Польше до начала Второй мировой войны 3) Немецкий, который охватывает период Второй мировой войны и развитие ситуации на Северо-Американском континенте 4) постсоветский
Петлюро-Советский период
Началось движение автокефалистов еще с периода революции 1917 года. На Украине в период после падения Российской империи была попытка создать разного рода государственные образования. Тогда же появилась УНР, а вместе с ней к власти пришли и те, кто играл мощную роль в автокефалистском движении. В это время заместителем директора департамента исповеданий стал Поликарп Сикорский - будущий глава УАПЦ (с 1941 года). Этот период был сильнейшим образом связан с развитием националистических движений, и это оставило сильнейший отпечаток на украинских автокефалистах всех последующих времен.
Командующим войсками УНР в Правобережной Украине был назначен Павел Скоропадский, который в определенный момент, опираясь на австро-немецкую военную поддержку, захватил власть в стране и был объявлен гетманом.
Павел Скоропадский и немецкие военные
Но если Скоропадский, опираясь на иностранные войска, хоть как-то думал о развитии страны, то в этот же период огромную активность начала проявлять Католическая Церковь, и происходило это не в рамках патриотизма, как это сейчас пытаются подать, а именно обслуживая интересы третьих стран, которым очень хотелось, чтобы Украина стала малоразвитой аграрной страной, ресурсы которой бы эти страны использовали для своей выгоды. В своих воспоминаниях Скоропадский пишет:
"Затем, среди них много узких фанатиков, в особенности в смысле исповедывания идеи ненависти к России. Вот такого рода галичане и были лучшими агитаторами, посылаемыми нам австрийцами. Для них неважно, что Украина без Великороссии задохнется, что ее промышленность никогда не разовьется, что она будет всецело в руках иностранцев, что роль их Украины — быть населенной каким-то прозябающим селянством. Тут, кстати сказать, эта ненависть разжигается униатскими священниками".
Но Скоропадский вскоре был удален от власти, и на арену вышли банды Симона Петлюры, а вместе с этим в полный рост активизировались автокефалисты и , как это ни странно, государство Ватикан. Если мы откроем в интернете страницу, посвященную папским нунциям на Украине, то обнаружим несколько интересных вещей. Во-первых, представители папы на Украине появились после падения царской России, когда на Украине действовали банды Симона Петлюры. Папский нунций прибыл в 1920-м году, однако уже в 1921 году вынужден был покинуть Украину «из-за наступления большевиков». То есть действия Ватикана имели отнюдь не аполитическую направленность. Более того, некоторые источники прямо указывают весьма пикантные особенности – дело в том, что согласно свидетельству американской шпионки
Маргариты Гаррисон, Ватикан снабжал Петлюру вооружением. В период налаживания дипломатических отношений между Ватиканом и правительством Петлюры Гаррисон действовала на территории Советского Союза. Будучи завербованной американскими спецслужбами, она приехала на территорию Советского Союза в качестве журналиста Associated Press в 1920 году. А в 1921 году была издана книга Гаррисон «Высадка в Москве: история американской женщины, заключенной в тюрьму в России» . В книге говорится о Ватикане и Петлюре следующее: «Начиная с Галиции, во времена Петлюры, Католическая церковь начала активную пропаганду на Украине, которая начала давать отличные результаты, и полностью не прекратилась в настоящее время. То, что большевики все еще боятся этой пропаганды было показано, когда прошлым летом были опубликованы документы, предположительно обнаруженые на Украине агентами чрезвычайной комиссии и раскрывающие существование секретного соглашения между папой римским и Петлюрой. История развивалась следующим образом: Во время войны Ватикан одолжил значительные суммы денег итальянскому правительству, которое оказалось не способным их вернуть, вместо этого у Его Святейшества осталось большое количество боеприпасов. Граф Тишкевич, который являлся эмиссаром Петлюры в Риме, предложил забрать их с рук Папы Римского. Последний согласился, оговорив в дополнение к денежной сумме компенсацию католической церкви за убытки, понесенные на Украине во время Гражданской войны, создание украинского кардинальства и права вести католическую пропаганду. Часть оплаты была произведена и часть боеприпасов было доставлено Петлюре, однако, полностью контракт никогда не был выполнен из-за поражения Петлюры и бегства его в Польшу» .
Это упоминание Гаррисон проливает свет на то, что в период Петлюры Ватикан создал на Украине папскую нунциатуру и прислал первого в истории папского нунция. Равно как и объясняет, почему представитель «святого престола» так спешно бежал с приходом большевиков – ведь по существу Ватикан оказался одной из сторон противостояния, снабжая вооружением банды Петлюры ради перспектив окатоличивания страны. Примечательно, что тогда Ватикан совершенно не смущало то, что петлюровские молодчики устраивали еврейские погромы.
Именно в таких условиях, когда Ватикан снабжал вооружением петлюровские банды, был дан мощный толчок развитию православных автокефалистов. Естественно, что как для внешних стран, так и для католиков было очень важно отделить в религиозном плане Украину от России - ситуация противостояния в православной среде должна была ослабить Православную церковь и сделать процессы окатоличивания более легкими. С политической точки зрения это должно было продолжить тему распада в бывшей Российской империи и нанести очередной удар по ее составным частям. Поэтому второй отличительной чертой всех украинских автокефалистов всех периодов было отношение к католикам как союзникам. Естественно, что Сикорский, который работал в департаменте исповеданий, наверняка знал о таком сотрудничестве УНР с Ватиканом. Не мог этого не знать и другой крупный деятель УАПЦ - Мстислав Скрипник, которого раскольники почитают первым патриархом, и который являлся племянником Симона Петлюры.
То, насколько важно для петлюровцев и их союзников было оторвать православных верующих от церкви в России, можно видеть из того как срочно принимались документы касательно этих вопросов. В ноябре 1918 года была создана директория УНР, где все больший вес набирал Симон Петлюра. В декабре войска директории уже заняли Киев. А уже через месяц 1 января 1919 года был принят «Закон об автокефалии Украинской Православной Церкви и её высшего правительства». Правительство УНР имело в виду полную независимость Украинской православной церкви. В конце января 1919 года правительство УНР поручило послу в Турции Александру Лотоцкому просить Цареградскую патриархию о признании автокефалии Украинской православной церкви. Однако возглавляемая Лотоцким дипломатическая миссия прибыла в Константинополь во время, когда патриарший престол был вакантным после смерти патриарха Германа, а его преемника не позволяли выбрать турецкие власти. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Дорофей, ссылаясь на это, заявил о невозможности решения просьбы посла Украины при таких обстоятельствах, но выразил надежду, что «украинский народ будет стоять дальше крепко в родительской Православной вере, ожидая с полной уверенностью осуществления своего желания согласно со священными канонами и правилами». То есть представители Константинопольского патриархата очень жирно намекали на то, что могут предоставить автокефалию Украине.
В феврале 1919 года Киев снова заняла Красная армия. Борьба за автокефалию восстановилась как церковно-общественное движение уже при советской власти. Украинские национально-церковные силы начали в новых условиях кампанию по созданию украинских приходов и регистрации их в органах власти. Такую возможность открывал перед ними «Закон об отделении церкви от государства и школы», провозглашённый Совнаркомом УССР в конце января 1919 года. Этот закон был, с одной стороны, направлен против Церкви, ибо передавал в руки государства храмы и всё церковное имущество и давал властям право закрывать нежелательные ей церкви, конфисковать их имущество, грабить церковные ценности. Но, с другой стороны, власть давала храмы в пользование общинам, к которым она не имела претензий, и которые своей деятельностью могли подрывать авторитет и соборность РПЦ, так как более масштабные действия советская власть ещё опасалась совершать.
В апреле 1920 года Петлюра заключил союз с Польшей, и после возвращения петлюровской армии в Киев 5 мая 1920 года представители Всеукраинской православной рады и активисты украинского националистического движения провозгласили на Украине автокефальную (самостоятельную) украинскую православную церковь. На своем заседании рада вынесла постановление, по которому для возрождения украинской церкви не следовало считаться с реакционной позицией православного епископата и обращать внимание на запрещение епископа Назария. Рада объявила всех находящихся на Украине епископов врагами украинского народа за то, что они пребывают в общении с Московской патриархией и Патриархом Московским и всея России Тихоном. Такая позиция была обусловлена тем, что автокефалию для православных украинцев добывали не столько верующие, сколько политики - никто из епископата не хотел поддерживать это движение, понимая его пагубность.
В марте 1921 года был заключен мирный договор с Польшей, Петлюра и многие деятели-автокефалисты типа Поликарпа Сикорского бежали в Польшу. Но автокефалистский Липковский раскол поначалу был поддержан.
14 октября 1921 года в Софийском соборе в Киеве открылся так называемый Первый всеукраинский православный церковный собор. На него съехались со всей Украины 472 делегата, среди них 64 священника, 17 диаконов. Епископат этой инициативы не поддержал поэтому собором это собрание называется очень условно. Этот псевдособор провозгласил образование «Украинской автокефальной Православной Церкви». Руководитель сепаратистов, к тому времени отлучённый протоиерей, Василий Липковский был избран участниками «собора» во епископа новой «церкви». «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено вопреки всем каноническим правилам (Ап. пр. 1; Антиох. Соб. пр. 19; 1 Всел. Соб. пр. 6 и др.). Сама «хиротония» была исполнена отлучёнными пресвитерами и мирянами с возложением на Липковского мощей. Естественно, что с точки зрения церковных правил это было глумление над всем, что называлось православным. В силу того, что раскол не поддержал никто из епископата, и что Липковского сделали епископом вопреки канонам, этот раскол УАПЦ получил название самосвятов.
Газета Дело №176 от 10.07.1927 публикует статью «Из культурной жизни современной Украины», где среди прочего говорит: «Хотя появление УАПЦ было в действительности углублением революции и ее освящением во всех благих начинаниях, но революционеры Украины одни из-за своего безразличия к церкви, вторые из-за своего безверия, или из-за враждебности к религии не обратили на это внимания и данного факта не оценили по достоинству".
Константинопольский патриарх Григорий VII
Какова же была позиция Константинопольского патриархата, который в наше время кричит о том, что стремится уврачевать церковный раскол на Украине? Если мы откроем статью "Константинопольская патриархия и обновленческий раскол" от 2009 года, то обнаружим целый ряд интересных фактов, которые по методам ничем не отличаются от того, что делает этот патриархат сегодня. Дело в том, что этот патриархат заявил, что желает уврачевать проблему расколов в России - дескать душа у них болит, и жить они спокойно не могут, глядя на то, что происходит в России. Я приведу некоторые цитаты из этой статьи 9-летней давности. "Как известно, обновленческий раскол в Православной Российской Церкви возник в мае 1922 года в результате насильственного устранения (ареста) Патриарха Тихона и захвата высшей церковной власти группой духовенства (преимущественно, белого)... Справедливости ради нужно отметить, что сама Константинопольская Патриархия стала играть деструктивную роль не сразу после возникновения обновленческого раскола в 1922 году... В мае 1924 года в переводе и с заверением архимандрита Василия был пущен в ход имевший большое значение документ под названием «Вступительная речь Его Святейшества Вселенского Патриарха Григория VII и постановление Священного Синода об основах работы отправляющейся в СССР Патриаршей Миссии». Согласно этому документу, Патриарх Григорий заявил, что «по приглашению церковных кругов СССР» (обновленческих, естественно) он принял предложенное ему «дело умиротворения происшедших в последнее время в тамошней братской Церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию из архиереев».
Комиссия должна была «отправиться туда, чтобы содействовать с Божией помощью словами любви и путем разных указаний восстановлению согласия и единения в Братской Церкви ко благу всего Православия». Далее особо оговаривалось, что «отправляющаяся комиссия в своих работах должна опираться на те тамошние церковные течения, которые верны Правительству СССР», то есть на обновленцев («красных попов», как их называли в народе). «Ввиду возникших церковных разногласий, – заявлял далее, согласно документу, Патриарх Григорий, – мы полагаем необходимым, чтобы Святейший Патриарх Тихон ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от Церковного Управления, […] и чтобы, одновременно, упразднилось, хотя бы временно, патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения".
То есть в начале 1924 года Константинопольский патриархат уже пытался заниматься "уврачеванием расколов" и, сделав ставку на раскольников, попиравших каноны Церкви, предлагал еще больше подавить каноническую Церковь в России, а по факту поставить ее на грань уничтожения. Какова же была причина таких действий КонстП? По сути это был их шкурный интерес, ради которого иерархи Константинопольского патриархата пошли на сотрудничество с безбожниками и раскольниками. Идея была такова, что если патриаршество исчезнет, то всю территорию РПЦ можно будет объявить своей канонической территорией. Для нищего Константинопольского патриархата это был невиданный куш, и ради этой наживы иерархи готовы были сотрудничать даже с теми, кто открыто воевал против Церкви Христовой. Когда же патриарх Тихон и иерархи РПЦ не приняли эту ̶̶с̶к̶о̶т̶с̶к̶у̶ю̶ ̶п̶р̶о̶в̶о̶к̶а̶ц̶и̶ю̶ идею представителей константинопольской патриархии, то Константинополь решил, что ослабшую структуру РПЦ можно рвать на части. Было заявлено, что Константинопольский патриархат считает Киевскую митрополию своей канонической территорией, и на этих правах она дает церкви в Польше автокефалию. Почему сразу не было попытки подчинить себе украинскую иерархию? Дело в том, что даже вплоть до начала Второй мировой войны иерархи на Украине твердо держались патриарха московского и всея Руси, и поэтому представителей Константинополя в лучшем случае проигнорировали, а в условиях постреволюционных реалий их могли и поколотить, чтобы не повадно было. Поэтому КонстП заявил свои претензии на Украину, но для того, чтобы подчинить ее себе, создал плацдарм в Польше, где русофобские и националистические настроения в обществе зашкаливали. И, как будет видно, это решение константинопольской патриархии не только не помогло православному населению Польши, но и в значительной мере навредило, а также стало причиной возрождения раскола УАПЦ, о чем будет дальше сказано.
Коммунисты поддерживали самые разнообразные расколы как средство давления на РПЦ. Кампания против УАПЦ активизировалась после 1924 года. В её адрес сыпались обвинения в национализме, контрреволюции, «петлюровщине». Осенью 1925 года у УАПЦ начали отбирать церкви в некоторых местах. В 1929 прошла волна массовых арестов: были арестованы несколько епископов, около 700 священников и многочисленных церковные деятели. В 1930 году ввиду новых политических реалий, УАПЦ приняла решение о самороспуске, и это по сути положило конец первой попытке создать УАПЦ на Украине, которая не получила поддержки иерархов канонической церкви и была по сути политическим проектом людей, которых очень мало заботила чистота православной веры.
Польский период
Этот период важен тем, что показывает как в церковной жизни появились люди типа Поликарпа Сикорского и Мстислава Скрипника, которые играли огромную роль в деле раскола УАПЦ.
В начале 1920-х годов в Польшу бежит множество петлюровцев, агрессивно настроенных к России и РПЦ. Среди бежавших был и будущий глава УАПЦ Поликарп Сикорский. Газета Украинский Голос №6(21) от 05.02.1942 года сообщает, что в первый год бегства в Польшу Сикорский сменил должность настоятеля в трех монастырях, что говорит о том, что его дикие воззрения не принимала братия этих монастырей, и ему приходилось менять место пребывания. Тем не менее, его воззрения были востребованы в среде польских политиков, и поэтому его продвигали на руководящие должности.
Именно польское государство выступило в качестве двигателя процессов автокефалии для православных верующих этой страны, и Константинопольский патриархат, не долго думая, в лице патриарха Григория VII признал право на автокефалию Православной Церкви в Польше «Патриаршим и Синодально-каноническим томосом» (то есть декретом) от 13 ноября 1924 года, который подписали, кроме патриарха, двенадцать митрополитов Константинопольской церкви.
Далее польское правительство решило переформатировать состав православной церкви, которая получила автокефалию, и ввести туда сторонников Петлюры, с которым Польша сотрудничала, и прочих националистов. Газета Дело №133 (12.789) от 18.06.1931 в статье «Контрнаступление митрополита Дениса» сообщает, что глава Польской православной церкви, краковский архиепископ Дионисий Валединский срочно ищет замену для волынской епархии, при этом упоминая, что в данной местности активно набирает обороты уния и украинский национализм, и поэтому население навряд ли примет епископа, который бы не был украинцем. В итоге в 1932 году был рукоположен в епископы архимандрит Поликарп Сикорский, который к тому времени был настоятелем Жировецкого монастыря и вел активную политическую жизнь. Отмечалось, что это был первый епископ-украинец, и именно он по благословению архиепископа Дионисия спустя некоторое время стал главой возобновления раскола УАПЦ.
Примечательно, что газеты тех времен указывают, что продвижение Сикорского в епископы произошло под давлением властей. В газете «Дело» №85 (13.034) от 19.04.1932 содержится статья «На кануне Православного собора», где говорится о том, что жители Волыни писали письма к архиепископу Дионисию перед объявлением намерения рукоположить Поликарпа Сикорского в епископы. Эта русофобская газета сообщает, что в этих письмах жители Волыни из разных районов указывали, что Сикорский «известен на Волыни с самой худшей моральной стороны». Сообщается, что со своей стороны Сикорский начал выводить сотни людей с русофобскими протестами, требуя чтобы замолчали те, кто говорит о нем плохо. Но интересно и другое, что эта газета, которая поддерживает Сикорского и русофобию, прямо пишет, что без давления извне церковные власти не рукоположили бы Сикорского в епископы: «Сейчас советует эндецкий орган оставить дело рукоположения епископов самой церковной власти, потому что знает, что по собственной, искренней воле той власти, никогда не был бы рукоположен епископ украинец» (эндеки – члены национально-демократической партии). Эту картину дополняет статья "Дело украинского епископа на Волыни" в этой же газете от 09.04.1932: «Пишут нам из Волыни: Как уже известно из прессы, митрополия согласилась посвятить на викарного епископа Волыни архим. Поликарпа (украинца) под условием, что правительство согласится на рукоположение бывшего русского офицера Саввы Советова на епископа для несчастной Холмщины». То есть власти продвигали Сикорского в епископы для своих целей, и поэтому давили на православное руководство Церкви, которое после получения автокефалии оказалось намного легче принудить к тем или иным действиям. В газете «Дело» №88(13.037) от 22.04.1932 находится статья «Из польской прессы по поводу хиротонии Поликарпа Сикорского», где упоминается, что польский политик прямо сообщает о значительных интересах Польши в деле религии и о том, что Православие рассматривается как фактор влияния в деле противостояния с Россией.
На этой волне противостояния с Россией продвигался сначала по политической, а потом и по церковной линии еще один деятель - племянник Симона Петлюры Степан Скрипник. Владимир Беляев в своей книге говорит так: "В 1926 году, когда пилсудчики готовились к нападению на Советскую Украину, Степан Скрипник перебрасывается ими ближе к линии возможных военных действий, на Волынь. Сперва он довольствуется малым: работает секретарем волости и — по совместительству— в дефензиве (секретной полиции Польши). Много революционеров было выловлено на Волыни в 1926 году польской полицией благодаря точным наводкам Степана Скрипника. Пилсудчики понимают, что такой агент может быть полезен для них в более широких масштабах, и решают его «поучить». Наступает период в жизни Степана Скрипника, о котором он вспоминает в своем жизнеописании невнятной скороговоркой: «В том же году (1926) поступил в Высшую школу политических наук в Варшаве и успешно закончил ее в 1930 году». Призадумаемся же теперь над этой странной метаморфозой, которая произошла в жизни бедного эмигранта, недавнего хорунжего петлюровских банд. То, если поверить его словам, польская полиция в 1922 году «арестовывает его вместе с другими эмигрантами за деятельную общественно-просветительную работу», то спустя четыре года этого же «поднадзорного» принимают очень охотно в одно из самых привилегированных высших учебных заведений польской столицы, причем в заведение, которое готовило не оппозицию для правительства пилсудчиков, а как раз наоборот — опытных, изворотливых политиков, которые бы могли укреплять антинародный правительственный курс.
Общеизвестно, что Высшая политическая школа в Варшаве готовила на средства государства политиков главным образом из числа польской помещичьей знати. Рядовому украинцу попасть туда было невозможно. В школу принимали лишь тех проверенных тайной полицией украинцев, которые были согласны верой и правдой помогать польскому режиму".
То есть мы имеем дело с откровенным ставленником властей, которого они продвигали сначала в политических сферах, а потом - в церковных. Именно поэтому сразу после окончания политической школы Скрипник сразу становится послом от Волыни в польский Сейм. Есть такое понятие в политике и стратегии как "ложный флаг" - человек, который действует на чьей-то стороне, но на самом деле работает на интересы врагов. В данном случае Скрипник играл роль человека, который якобы отстаивает права местного населения в Сейме, и человека, который уже внутри православной церкви борется за права Церкви, но на самом деле это позволяло выявить наиболее активных людей, которые реально занимались этими вопросами, и которые пытались помочь населению и Церкви, в то время как Скрипник отрабатывал заказы государства. Очень наглядно использование такой схемы описал Геннадий Корбан, бывший помощник известного Игоря Коломойского. В одном из интервью Корбан сообщил, что сразу после майдана они создали в социальных сетях множество пророссийских групп и всех активных людей, которые проявляли себя в этих группах, всеми правдами и неправдами подавляли, расчищая дорогу радикалам-бандеровцам. Именно этим занимался и Скрипник со слов Беляева. После того, как он исправно показал себя в деле помощи тайной полиции, его подняли на более высокий уровень работы. Именно поэтому его деятельность в деле помощи населению против притеснения властей и в деле помощи Православной Церкви носили формальный характер периодических заявлений и не приносили никакой реальной помощи.
Польские власти, которые добыли автокефалию православной церкви, увидели очень печальную картину. Они надеялись, что после получения автокефалии все епископы побегут из РПЦ к польскому архиепископу, и это усилит русофобские настроения в православной среде. Однако все оказалось намного сложнее. Даже в 1942 году власть главы Польской церкви на Украине почти никто не признавал. В интервью газете Волынь №16 от 26.02.1942 Поликарп Сикорский указывает: «Тем временем из всех 10-ти епископов, которых мы теперь имеем на Украине, только два признают канонически предписанные превосходство варшавского Митрополита. Это я и владыка пинский Александр».
Видя, что идеей автокефалии не удалось заманить православных верующих в националистическое и русофобское движение, чтобы можно было использовать это для своих целей, польские власти решили, что раз православные верующие не хотят быть националистами, то православных верующих вообще не должно быть в Польше, и перешли к репрессиям.
В 4 томе "Холмского архива" сообщается, что осенью 1937 года Корпус охраны пограничья (КОП) начал кампанию насильственного перекрещивания православных в католики. Осуществлялось это очень брутальными репрессивными методами. В частности украинцев шокировали позорные события в селе Гриньки Кременецкого уезда. Коварным путем коповцы принудили почти всех жителей этого села стать верными Римско-Католической Церкви. Дело получило огласку. Посол от Волыни в Сейме Степан Скрипник подал в этом деле депутатский запрос.
Но далее находим интересный оборот дела касательно Скрипника в сообщениях местных газет. Казалось, что Скрипник решил встать на защиту Православия, и часто его именно так и пытаются рисовать современные украинские историки, но газета Дело №223 от 10.10.1937 в статье "Ни борьба, ни мир в Православной церкви Польши" сообщает, что ВУО (Волынское украинское объединение) и Скрыпник, как ее член, на грани объявления войны православной церкви. Причем указано, что такие нападки на церковную иерархию оказались для всех неожиданными и непонятными.
Воеводская администрация реально помогла созданию ВУО, отмечают историки. По инициативе воеводы был создан региональный кооперативный центр, который пользовался государственными кредитами и действовал обособленно. Историк Н. Сивицкий так пишет: "В наших селах про волынскую политику мало кто слышал, а кто и знал, то под прапор ВУО не рвался, народ не хотел с поляками связываться".
То есть мы видим, что Польша использовала ВУО и Скрипника, как ее члена, для насаждения своих интересов среди украинского населения. И поэтому позиция Скрипника и ВУО, которые вдруг заявили чуть ли не о войне православной иерархии, то есть единственным защитникам населения от процессов принудительного окатоличивания, вполне понятна и объяснима. Тем не менее, чтобы люди не взбунтовались, Скрипник сделал несколько формальных ни к чему не обязывающих заявлений по поводу насильственного обращения в католичество православного населения.
В последние месяцы 1937 года началась широкая кампания насильственного обращения в католичество православных украинцев на Волыни. Летом 1938 года на Холмщине и Подляшье развернулись жестокие гонения против православных: были разрушены или сожжены 115 православных церквей. Вот те плачевные результаты, которые последовали за предоставлением автокефалии Церкви по запросу националистически настроенных властей Польши. После того, как церковные иерархи оказались "независимыми", они тут же стали объектом сильнейшего давления политиков, а когда православные верующие не захотели идти на поводу этих политиков, то они тут же подверглись репрессиям, и никто не мог вмешаться в эти процессы т.к. это подавалось как внутреннее дело независимой Церкви.
Что же касается Скрипника, то даже польские чиновники в тот период начали открыто говорить о том, что этот человек является эдаким "троянским конем" польских политиков на Волыни. В газете Дело №4 от 05.01.1938, когда репрессии в отношении православных верующих уже шли полным ходом, находим статью "За правопорядок и правоощущение (по поводу процесса Ярмолюка): «Интересный и характерный момент преподнес также и спикер прокуратуры на апелляционной расправе в окружном суде в Ровно 29 декабря прошлого года по делу обвиняемого В. Ярмолюка. Сказал он ни больше, ни меньше, что послы ВУО прилюдно восхваляют полонизационную и колонизационную политику правительства на Волыни, в частности посол Скрипник, и довольны этой политикой, что справедливо по мнению этого прокуратора правительства касательно полонизационной политики на Волыни, потому что польское правительство другой политики и не может вести».
Глава УГКЦ граф Андрей Шептицкий справа и представитель Пласта
При этом Скрипник, которого современные горе-историки хотят показать как защитника Православия перед угрозой окатоличивания, в этот же период очень активно защищал интересы Украинской греко-католической церкви (униатов), которые всегда использовались Ватиканом как передовые отряды для окатоличивания православного населения. В начале 1938 года польские политики решили, что раз не должно быть православия, то и не нужен восточный обряд в католичестве. По этому поводу начались даже дебаты в Сейме. Все та же газета Дело, которая детально освещала положение дел на Волыни сообщала о целом ряде акций, которые провел Скрипник в феврале-марте 1938 года в защиту униатства. В номере 27 этой газеты от 06.02.1938 читаем: "Из польских послов посол Остафин атаковал Ватикан за введение восточного обряда в Польше и добивался, чтобы посольство при Ватикане занял человек, который понимает религиозные вопросы и стоит на фундаменте польского державного мышления. Посол Скрипник (ВУО) между прочим сказал: „Как украинец не могу миновать молча выступления п. Войцеховского. Он сделал упреки главе греко-католической церкви, что пользуется большим авторитетом у всех украинцев". В номере 31 этой газеты от 11.02.1938 находим статью "Генерал Желиговский и митрополит Шептицкий", где среди прочего указано: "Из уст православного посла Скрипника с Волыни прозвучали слова обороны личности и авторитета митроп. Шептицкого". В конце марта этого же года в 65-м номере этой газеты находим статью "В затите церкви и ее главы" читаем: "На тревожную весть, которая взволновала украинцев без разницы религиозных и политических взглядов, по обеим сторонам океана, о некультурном и наглом выступлении и нападении посла Войцеховского на греко-кат. Церковь в Галичине и на митрополита Шептицкого... Заметное впечатление на присутствующих вызвал ответ митрополита во время украинской манифестации на Святоюрской Горе (так называется место резиденции главы УГКЦ - авт.), а также протест волынского посла Скрипника и православных украинцев города Кременца, украинцы провинции Манитобы стали достойно в обороне своей Церкви и своего высокого авторитета, каким является в современную минуту бесспорно Митрополит граф Шептицкий".
Эти свидетельства местной прессы весьма показательны. Дело в том, что, согласно свидетельству ряда исторических источников, за 20 лет до этого УГКЦ и Шептицкий развернули жесточайшую борьбу и террор в отношении православных верующих. На территории Австро-Венгерской империи перед началом Первой мировой войны активно занимались поиском тех, кто может выступать на стороне России. Как сообщается, в этот период очень многие униаты уходили в Православие. «29 января 1913 г. в Угорской Руси (Подкарпатье) начался второй Мармарош-Сигетский процесс (первый состоялся в 1904 г.). Мармарошский процесс был единственным массовым процессом в Австро-Венгрии перед войной. Причиной процесса стал массовый выход населения угорской руси из греко-католической церкви и переход в православие, и это несмотря на то, что в Австро-Венгрии православие было разрешено законом, в Буковине являлось господствующим вероисповеданием. На этой волне униатские священники радостно предложили свои услуги, начали писать доносы, по которым было арестованы и убиты сотни православных верующих и многие представители священства. В Талергофском альманахе, в котором содержится информация о роли униатских священников в деле репрессий,находим и такие слова: «Отношение к арестованным властей, солдат и толпы из местного инородческаго населения было до того зверским, что даже одна местная польская газета («Slowo Polskie») не вытерпела и обратила внимание правительственных кругов на недопустимость подобных жестокостей над неповинными людьми. Но защищать этих мучеников не посмел никто. Те, кто мог и обязан был это сделать, а именно светские и духовные власти (хотя бы униатские иерархи во главе с гр. Шептицким), не только не принимали никаких мер, но, наоборот, пользуясь видимой возможностью полного искоренения всех сознательных поборников идеи единства русского народа, напускали и науськивали на них жандармов». И эти утверждения, что униатское священство писало доносы и натравливало жандармов на православных верующих было отнюдь не пустыми словами.
В другом месте находим: «В Каменке Струмиловой один священник разстрелян и один арестован, повешено и разстреляно 10 крестьян и арестовано свыше 120 крестьян — все по доносу местнаго униатскаго священника Михаила Цегельскаго». И таких "Цегельских" было не мало. В результате этой помощи униатского священства властям Австро-Венгрии, которая была направлена на уничтожение православного населения, которое находилось на территории современной западной Украины, в Европе появились первые концлагеря в Терезине и Талергофе.
Но у Скрипника, по-видимому, было совсем иное отношение к Шептицкому, чем у большинства православных, которые носили в памяти еще свежие события, когда их родственники и предки могли попасть в тюрьму или быть убитыми благодаря доносам униатских священников, поэтому Скрипник устремился защищать честь и достоинство главы униатов, при этом щедро поливая грязью епископат православной Церкви.
Возможно, дело закончилось бы тем, что православная церковь была бы полностью уничтожена в Польше, но сами поляки, которые проявляли откровенную агрессию, вдруг стали жертвами агрессии более могущественной силы - нацистская Германия сокрушила тех, кто так лихо сжигал и сокрушал храмы Божьи. И здесь начинается третий период жизни автокефалистов Украины.
Немецкий период
В период оккупации Польши Германией в 1939 году митрополит Польской православной церкви Дионисий (в миру Константи́н Никола́евич Валеди́нский) был арестован гестапо, но затем освобождён немцами. В сентябре 1940 года он вернулся к управлению Церковью в Генерал-губернаторстве. Конечно же, нацисты не занимались демократическими процедурами, и их очень мало волновали темы равенства, справедливости и проч. Причина освобождения митрополита Дионисия вскоре сама проявилась - в православную церковь начали собирать русофобски настроенных людей и выводить их на руководящие должности. Это получило очень быстрое развитие потому, что подобную политику проводила еще Польша в последние годы перед оккупацией.
Далее мы видим, что немцы начали благоволить представителям автокефалистского движения, и последние платили им за это редкостной преданностью. В этот период сторонники Петлюры, откровенные русофобы, и сторонники автокефалии начали возводиться в разряд епископов, чем готовился фундамент для создания раскола УАПЦ, который тянется до наших дней.
В мае 1940 года Православная Церковь получила кафедральный собор Пресвятой Богородицы на Даниловой горе в Холме. Именно в этом соборе 20 октября 1940 состоялась хиротония архимандрита Илариона Огиенко на архиепископа Холмского и Подляшского . Указывается, что Огиенко был сторонником Симона Петлюры и занимал руководящие посты в правительствах Украинской народной республики, фактическим лидером которой был Петлюра. В 1919—1920 годах — министр вероисповеданий в правительствах Исаака Мазепы и Вячеслава Прокоповича. В качестве министра выступал сторонником украинизации образования и организации украинской церковной автокефалии. Известно, что после войны Огиенко возглавил автокефальный раскол в Канаде после отъезда Скрипника из Канады в США.
В феврале 1941 года был рукоположен ещё один иерарх-украинец — епископ Краковский и Лемковский Палладий (Видыбида-Руденко). Известно, что с ноября 1918 года Видыбида-Руденко был заведующим финансового отдела Украинской Народной Республики, с 1919 года — заместителем министра финансов УНР.
Как известно, в конце июня 1941 года нацисты и бандеровцы ворвались во Львов, устроили еврейский погром, и в тот же день заместитель Степана Бандеры Ярослав Стецько обнародовал "Акт провозглашения Украинского государства", где среди прочего прямо указывалось о сотрудничестве и союзничестве с нацистской Германией во главе с Адольфом Гитлером: "будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Великой Германией под руководством вождя Адольфа Гитлера, создающего новый порядок в Европе и всём мире" - говорится в этом документе. Стецько объявлен был главой новосозданного правительства. Но в своих воспоминаниях Стецько указывает весьма интересную деталь - он говорит, что глава униатов Андрей Шептицкий, и глава автокефалистов Поликарп Сикорский были в равной мере соавторами этого документа наравне с ОУН.
То есть по факту указывалось, что руководство церковных автокефалистов теснейшим образом сотрудничало с бандеровцами и изначально как раз и было одной из главных сил, проектировавших союз с нацистской Германией.
На волне этой политики нацистской Германии поднялись к управлению церковной структурой и другие люди. Владимир Беляев уточняет некоторые детали: "Прослышав о том, что осенью 1939 года в руки Красной Армии в одном из городов Западной Белоруссии попала значительная часть архивов дефензивы (польской тайной полиции - авт.) и некоторых польских министров, Степан Скрипник, несмотря на свои «оппозиционные» настроения предвоенных лет, мчится в «генерал-губернаторство», под защиту гитлеровских палачей. Ему не трудно было договориться с ними".
Журнал Волынь в №8 от 19.10.1941 года сообщает, что после пребывания в Германии в течение месяца вернулся Степан Скрипник. Владимир Беляев в 1960-х годах указывает при этом как на общеизвестный на Вылыни факт, что Скрипник вел теснейшее сотрудничество с нацистами и вел аморальный образ жизни: "Жители города Ровно хорошо помнят времена 1941—1942 годов, когда бывший посол Степан Скрипник, мертвецки пьяный, разъезжал в машинах с гитлеровскими офицерами и проститутками и горланил по примеру юношеских лет «Ще не вмерла Украiна». Теперь за океаном, пользуясь тем, что там мало свидетелей этих его поездок по всей Украине, в роли архиепископа Степан Скрипник изображает из себя даже... жертву гитлеризма. Однако кого-кого, но в первую очередь жителей Волыни ему не провести". Собственно, о фанатичных нацистких воззрениях и диком антисемитизме ясно говорят сами за себя статьи Скрипника в СМИ тех времен. Через два месяца после возвращения из Германии появляется статья Скрипника в газете "Нова доба" №60 от 25.12.1941 г., где будущий глава УАПЦ пишет: «Дела Правослявной Церкви всегда были близки украинскому гражданству. Поэтому ничего удивительного, что и сегодня в новых условиях, когда, благодаря немецкому оружию, Украина уже свободна от самого страшного врага Церкви—безбожной жидовской Москвы, дело Православной Церкви стало одним из тех, что интересует, а одновременно и беспокоит все украинское гражданство». Хотя надо сразу сказать, что ярый антисемитизм у Скрипника развился еще гораздо раньше Второй мировой войны. Газета Дело №142 от 02.06.1934 содержит статью "Перед Выборами в Ровно", где говорится: "Потому что при прошлых выборах была лишь совместная польско-жидовско-украинская листа, а теперь вслед за украинцами и жиды задумывают идти на выборы отдельно. Отсюда гнев. Особенно свирепствует посол Скрипник, до сих пор лавник магистрата". Поэтому во время войны такой элемент как Скрипник с его ненавистью к евреям и России оказался весьма востребованным в глазах нацисткой власти.
24 декабря 1941 года митрополитом Дионисием (Валединским) Поликарп Сикорский был назначен «Временным администратором Православной автокефальной церкви на освобождённых землях Украины». То есть по сути был восстановлен автокефальный раскол на Украине.
Очень скоро Поликарп Сикорский как глава новосозданного автокефального раскола, подобно Скрипнику, публично заявил о лояльности к нацистской Германии и ненависти к евреям. Газета "Нова Доба" №15 от 15.02.1942 (Берлин) размещает статью «Архиепископ Поликарп администратором Украинской автокефальной церкви», в которой говорит, что Сикорский был принят 24 января заместителем Райхскомиссара Украины, Ляндесгауптманом фон Ведельштедтом, для принесения торжественного признания. В газете «Кремянецкий вестник» №12(50) от 12.02.1942 года находим цитату из речи Сикорского: "Перебирая в свои руки духовную опеку над православным украинским населением, а тем самым и ответственность перед Богом, историей и Властью, считаю своим долгом подчеркнуть полное сознание великой жертвы крови, крови героического Немецкого Солдата, ценой которой получено освобождение этих земель от московско-жидовской власти, власти неслыханных насильников и варваров, которые угрожали в течении длительного времени покою и культуре целого мира, а прежде всего Европе. Понимая эпохальное значение событий, которые сегодня происходят как на Востоке Европы, так и в целом мире, понимая, что лучшая судьба моего Народа прочно связана с победой Великого Народа Немецкого, складываю в руки Вашей Экселенции мою готовность лояльного сотрудничества для великого дела. По этому случаю прошу принять для Великого Вождя Немецкого Народа Адольфа Гитлера пожелания полноты сил духовых и физических и неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За ту победу, вместе со своими верными, к духовой опеки над которыми я призван, буду возносить молитвы к Всемогущему Господу" - заявил Поликарп Сикорский представителю немецкой власти.
Почти одновременно с Сикорским в пользу немецкой власти высказался и Степан Скрипник, который работал в издательстве Волынь, известного своими пронацистскими и антисемитскими высказываниями. В журнале Волынь №14 от 19.02.1942 находим такой вот пассаж: "В заключение представитель Издательства «Волынь» С. Скрипник поблагодарил Отдел Пропаганды за ту помощь, которую за все последнее время получала украинская пресса".
Спустя месяц в журнале "Волынь" №25 от 29.03.1942 года размещена статья «Киевское духовенство осуждает большевиков», которая содержит декларацию УАПЦ, начинающуюся словами "Мы члены и представители Украинской автокефальной православной церкви... " и далее содержит такой пассаж "Освобождение Украины непобедимой немецкой армией, возглавляемой гениальным Фюрером Адольфом Гитлером, позволило только малой группе священников , которые словно чудом остались среди живых, благодарить с верными Бога на нашем, понятном нам языке, за освобождение от ненавистного большевизма". На первой же странице этого же журнала находим статью авторства Степана Скрипника, где говорится: "На ничто ушли невероятные усилия сломать мощь тех, во главе которых Провидение поставило Великого Европейца, имя которому Адольф Гитлер. И ничего удивительного, потому что на флагах, которые объединили в борьбе все народы Европы с азиатской Москвой, выписаны лозунги понятны и близки только европейцу".
В разных источниках при этом можно услышать редкостный бред, который не имеет ничего общего с реальными фактами истории, типа: "4 мая 1942 года власти Рейхскомиссариата признали УАПЦ, но впоследствии лишили её своей поддержки в связи со всё более тесным сотрудничеством между УАПЦ и украинскими националистическими организациями" (этот бред размещен в Википедии вместе с другими подобными фразами чтобы показать, что якобы между УАПЦ и нацистким руководством Германии произошел конфликт из-за проукраинского националистического настроя внутри УАПЦ). На самом деле это всего лишь дешевые попытки отбелить преступный образ иерархов этой структуры, которые до последнего момента существования нацистской Германии прятались за штыками немцев, и далее это будет наглядно показано.
Пасхальное послание Поликарпа Сикорского, размещенное в газете Украинский голос №14 от 05.04.1942 г., содержит следующее: "Год тому назад под игом большевистско-жидовской власти, мы переживали печальную Пасху в горьких раздумьях… Радуемся же все и возносим горячие молитвы к Господу за наших освободителей и за полную победу славной немецкой армии и ее Великого Фюрера над всеми их и нашими врагами".
В мае 1942 года в Киеве руководство УАПЦ возвело в епископы 6 человек, среди которых был и Степан Скрипник, получивший в монашестве имя Мстислав. К концу лета 1942 года иерархия УАПЦ состояла из 14 епископов.
В ноябре 1942 года Поликарп Сикорский шлет телеграмму Гитлеру по поводу годовщины "освобождения" Волыни: "В годовщину освобождения славным Немецким войском столицы Волыни Луцка от большевистской безбожной власти я и духовенство православной автокефальной украинской церкви от имени всего украинского народа возносим к престолу Всевышнего искреннюю благодарность за освобождение и горячие мольбы о ниспослании Вам здравия и силы для окончательной победы немецкого народа над всеми его врагами". (газета "Новый час" №12 от 08.11.1942).
В феврале 1943 года Сикорский пишет: "На наших глазах происходит историческое соревнование за перестройку всей Европы, а может и мира. Очаг безбожия, который угрожал залить весь мир — коммунистическое московско-жидовское государство—усилиями и кровавыми жертвами героического войска немецкого ликвидируется" ("Український голос" №14 от 14.02.1943 "Отзыв митрополита Поликарпа").
Спустя три месяца Поликарп пишет «Послание Высокопреосвященнейшего Поликарпа, митрополита-администратора Святой Православной Украинской Церкви ко всему духовенству и верным», которое было размещено в том числе и в газете «Украинский голос» №37(271) от 06.05.1943. В этом послании говорится: «Не раз уже обращался я к вам, любимые мои дети, во время страшной борьбы на украинских землях, что идет уже около двух лет. Сейчас, когда эта борьба двух миров— Христианско-европейского во главе с немецким народом и жидовско-коммунистического, который овладел Россией и вошел в союз с международными капиталистами — вступила, как все признаки показывают, в решающий стадию, я снова обращаюсь к вам с этим важным словом». Далее Поликарп по сути говорит, что везде вокруг – враги-евреи, которые являются врагами Украины – со слов Поликарпа Сикорского, они захватили Россию и при помощи евреев из США и Англии ведут борьбу против христианства. Поэтому всякий патриот должен поддержать Германию т.к. эта война – это борьба двух миров «христианско-европейского и жидовско-коммунистического». Безусловно, это послание было в некотором смысле ответом на возникшее противостояние украинских националистов и немецкого руководства. В этом послании он четко дает понять, что в первую очередь все должны поддержать именно нацистскую Германию.
Конечно, упоминается что в 1943 году германские власти арестовали нескольких ближайших сотрудников Поликарпа за сотрудничество с националистам, но глядя на его воззрения и беззаветную преданность Германии, возникает вопрос, не он ли сам сдал их в руки немецких властей.
В целом ряде СМИ публиковалось в этот период воззвание руководства УАПЦ к населению, в котором Поликарп Сикорский призывает трудоспособное население Украины ехать на производство в Германию, чтобы общими усилиями помочь победе нацистской Германии. "Все здоровые и трудоспособные молодые должны откликнуться на призыв властей и ехать на работу в Германию, где получат должную оплату за свой труд, познакомятся с новыми краями и новыми методами труда и привыкнут к работе в европейском масштабе" - писал Поликарп Сикорский.
В начале 1944 года руководство УАПЦ бежит с Украины. Куда же они бегут? В Польшу, где еще сохраняется власть Германии. Газета "Нова доба" (Берлин) №13 от 26.03.1944 года в статье "Украинский народ верит в победу. Заявление собора епископов Украинской православной церкви" описывает происходившее в Польше: "Во вторник, 14. марта Губернатор варшавской области, д-р Фишер, принял в присутствии высоких представителей управления области и прессы собранных на первой сессии Священного Синода Украинской Православной Автокефальной Церкви епископов. От имени собранных Владык Митрополит и Администратор Поликарп передал губернатору принятые на Св. Синоде постановления и, одновременно поблагодарил за сердечное принятие, которое получили владыки, священники и верные Украинской Православной Церкви на территории Генеральной Губернии, куда они схоронились от большевистского нашествия… Украинская Православная Автокефальная Церковь может быть всегда уверена в поддержке и активной помощи немецких органов власти, заявил губернатор д-р Фишер. После этой речи, которая закончила, официальную часть приема, собраные украинские православные владыки и другие украинцы, что с ними дружны, были гостями губернатора. Присутствующими были такие Владыки: Митрополит Поликарп, Архиепископ из Днепропетровска Геннадий, Архиепископ из Умани Игорь, Архиепископ из Чигирина и Киева Никанор, Епископ из Переяслава Мстислав, Епископ с Родной Платой, Епископ из Мелитополя Сергей, Епископ из Лубен Сильвестр Епископ из Кировограда Владимир, Епископ из Дубна Вячеслав и Архимандрит из Полтавы Досифей.
В начале своего меморандума украинские православные владыки утверждают, что благодаря современной борьбе за освобождение Европы от воздействий безбожного коммунизма, благодаря немецкому оружию, Украинская Автокефальная Православная Церковь возобновила в 1941 г. свою жизнь, освободились от зависимости от Московской Православной Церкви… По воле Провидения епископы и священники Украинской Православной Автокефальной Церкви выбрали своим временным пребыванием территорию Генеральной Губернии, где они нашли сердечный прием. Однако, они осознают свою дальнейшую моральную ответственность за духовную жизнь православного украинского народа, и поэтому они собираются вместе на чужбине, подготавливая себя и своих верных к возврату на Родину. Такое положение украинских епископов нашло понимание в правительстве Генеральной Губернии, которое дало согласие на проведение синодов православных владык из Украины. Православные епископы из Украины готовы и дальше стоять в передовых рядах борцов за идеи христианской Европы. В борьбе за эти идеи под руководством Германии украинский народ принес в жертву своих лучших сынов. Безбожная коммунистическая Москва стоит под непосредственным влиянием жидовства, ведет борьбу с целой Европой, борьбу, в которой жидовство пытается идти к уничтожению христианского культурного и духовного добра Европы. Украинский народ отдает себя в распоряжение христианских народов Европы, стремясь, как и они, к победе добра над злом"
В мае 1944 года СМИ опять подчеркивают тесную связь между представителями германской власти и руководством УАПЦ. "Львовские вести" №409 от 14.05.1944 в статье "Решительный протест" упоминает: "Краков, 13-го мая. Генерал-губернатор, Райхсминистр д-р Франк в присутствии представителей правительства Генеральной губернии, во главе с Шефом правительства Ген. Губернии, государственным секретарем Др. Бюлером, принял высших достойников Автокефальной православной и Автономной православной церкви Украины, которые теперь находятся в Генеральной губернии. Посещение князей церкви, которые появились в замке в Кракове в сопровождении многочисленных епископов, вместе с высшими руководителями Православной Церкви в Генеральной Губернии, произошедшие по их желанию в намерении выразить Генерал-губернатору, Д-ру Франку, как представителю Фюрера в Генеральной Губернии, свою большую сердечную благодарность за гостеприимство и поддержку со стороны немецкой власти во всех церковных и личных делах... „Верим, сказал между прочим архиепископ Пантелеймон из Киева, что недалек час, когда немецкая армия с Божьей помощью уничтожит всемирного врага христианской и человеческой культуры, большевицкий коммунизм, и когда мы опять в свободном духе сможем выполнять наши церковные и общественные обязанности”... Генерал-губернатор д-р Франк ответил на искренние слова князей православной церкви сердечной речью...: "могу дать вам только одно заверение: я принял к сведению ваши слова единства в вере в победу немецкой вооруженной силы. Вы вернетесь опять к вашим церквям, вы снова будете проводниками для ваших верных, вы снова сможете выполнять свои святые законы на вашей родине... кто выбирает на этой земле имя Божье, тот должен быть против жидовского большевизма".
Газета "Голос" №21 от 21.05.1944 дополняет картину этой встречи, упоминая детали из речи главы Польской Церкви Дионисия Валединского, который получил от Константинопольского патриархата в 1924 году статус главы автокефальной церкви и который возродил раскол УАПЦ: "митрополит Дионисий подчеркнул благоприятное отношение немецких властей к украинской церкви и отметил, что ярким проявлением этого является существование двух теологических учебных заведений в Варшаве и Холме".
В последних числах июля 1944 года глава УАПЦ Поликарп Сикорский выехал из Варшавы в Германию. Упоминается, что в январе 1945 Поликарп Сикорский проводил богослужения в Берлине.
В этот период СМИ указывают, что отношения между УАПЦ и высшим руководством нацистской Германии сохранялись очень дружественными, что еще раз показывает ложность утверждений, что с 1943 года нацисты преследовали УАПЦ. Газета "Голос" №5 от 17.01.1945 разместила запись "Телеграмма Гиммлера", где говорится, что "Митрополит Поликарп и епископ Мстислав, представитель Митрополита Украинской Автокефальной Православной Церкви в Германии, направили на имя райхсфюрера СС Г.Гиммлера телеграмму, в которой выразили от имени епископата, духовенства и верующих Украинской Автокефальной Православной Церкви пожелания по случаю Нового Года" и получили от Гиммлера сердечный и дружеский ответ.
Для тех, кто не понял глубины этих взаимных сердечных поздравлений: Генрих Гиммлер был не только одним из главарей Третьего Рейха, но и одним из главных организаторов Холокоста, и занимал должность Рейхсфюрера СС. Кроме того, отмечается, что "Гиммлер считал, что СС должна быть в авангарде борьбы с христианством. В свете предстоящего столкновения «человека и недочеловека» следовало воскресить «истинно германский» образ жизни — так он формулировал одну из ключевых задач организации. Его биограф Петер Лонгерих писал, что антихристианская миссия СС была присуща ей и только ей, ведь остальные нацисты фокусировали агрессию на евреях и коммунистах. Гиммлер категорически отвергал христианские принципы милосердия и сексуальной морали, видя в них препятствия в битве с «недочеловеком»". То есть контакты и заигрывания в стиле "хоть с сатаной, но ради власти".
После войны прошел Львовский Собор, на котором остатки УГКЦ решили присоединиться к Православной церкви. Какова же была реакция УАПЦ по этому поводу? Казалось бы они должны были бы радоваться тому, что представители унии познают истинную веру (ведь они должны по логике вещей считать Православие истинной верой). Но на самом деле УАПЦ разразилась скорбными посланиями. В газете "Слово" №14 от 07.04.1946 находим статью "Постановления собора епископов УАПЦ", где среди прочего говорится: "Св. Собор Епископов, с грустью узнав о насильственном обращении в православие Русской Церкви украинских греко-католиков в Западной Украине... Св. Собор Епископов выражает украинцам греко-католикам свое братское, душевное сочувствие и молит Всемогущего Господа о сокращении их страданий и предотвращения насилия". Это еще раз к вопросу о тесном сотрудничестве представителей УАПЦ с униатами во все времена.
Подводя небольшой итог этому периоду, нужно сказать, что именно действия Константинопольского патриархата по предоставлению автокефалии Польской православной церкви в период, когда у власти находились ярые националисты, стремившиеся подчинить себе церковь, повлекли за собой возведения в сан епископов православной церкви националистов типа Сикорского, которые, по благословению того же Дионисия Валединского, возобновили раскол УАПЦ на Украине. Все эти деятели УАПЦ во время войны от начала и до конца этого периода были откровенными нацистами и антисемитами.
Постсоветский период
Если коротко описать период от Второй мировой войны до начала 1990-х, то нужно сказать, что автокефалисты, которые так поддерживали Гитлера, бежали в некоторые страны Европы, а также в Канаду и США. Последние две страны, куда бежали многие нацисты после второй мировой войны, стали наиболее плодотворной почвой для развития УАПЦ. Там они частично смешались с представителями первого раскола УАПЦ, получившего название самосвятов. Особое место в истории развития этих структур занял Мстислав Скрипник - тот самый ярый антисемит, который подрабатывал на тайную полицию Польши, потом работал на польское правительство, потом всячески поддерживал нацистскую Германию. Сначала он возглавлял УАПЦ в Канаде. Разные версии возникают касательно того, почему он бросил главенство УАПЦ в Канаде и перебрался в США. Были и такие версии, что ему пришлось бежать после того, как один из прихожан застал этого "святого отца" в постели со своей женой, после чего этому борцу за автокефалию срочно пришлось со скандалом уезжать из Канады. Как бы то ни было, в США он быстро освоился, и в 1990-м году стал "первым патриархом". Собор, который избрал Скрипника патриархом, признал недействительным акт присоединения Киевской митрополии к Московской патриархии в 1686 году. Последнее замечание немаловажно, т.к. именно представители УАПЦ из США и Канады занимаются сейчас вопросом предоставления автокефалии Украине, а это утверждение раскольнического собора теперь принято на вооружение Константинопольским патриархатом.
В период до начала 1990-х представители УАПЦ в США и Канаде теснейшим образом сотрудничали с униатами. Это привело к тому, что многие представители УАПЦ даже причащались у католиков и униатов, и даже находили обоснования для таких действий.
В 1989 году УАПЦ была легализирована на территории СССР, в 1991 году Мстислав Скрипник прилетел из США и способствовал развитию структуры, а в 1993 он умер.
Тем не менее, для УАПЦ в США и Канаде он является значительной, можно сказать, культовой личностью, благодаря чему в 1998 году на соборе было решено создать несколько зданий, среди которых и музей-мемориал Скрипнику в Нью Джерси.
Только после смерти Скрипника Константинопольский патриархат в срочном порядке поглотил структуру автокефалистов в США в 1994 году (канадское отделение КонстП принял к себе в 1990-м году). После этого эти структуры автокефалистов получили названия УПЦ США и УПЦ Канады соответственно. То, насколько чудовищно произошло поглощение этих структур показывает сама практика - даже спустя многие годы представители и верующие этих структур причащались в униатских храмах.
На официальном сайте УПЦ США находится газета с названием UOL Bulletin (Ukrainian orthodox league of the USA). В 48 номере этой газеты от 10.2001 года в рубрике вопросов прихожан и ответов священников находится интересная запись: в ней прихожанка спрашивает, почему подобно католикам практикуется украшать алтарь цветами, на что получает ответ священника, опубликованный в этой газете: «давайте быть честными: многое из этого пришло к нам из мутного греко-католического прошлого и не выражает должным образом наше богословие». То есть даже в начале 2000-х верующие этих структур ставили перед фактом, что они живут в условиях, когда православными их можно назвать весьма условно, т.к. многие вещи в практике церкви противоречат православному богословию и взяты из униатской среды.
Не менее шокирующим было то, что уже спустя 16 лет после того, как УПЦ в Канаде вошла в состав Константинопольского патриархата, иерархам пришлось писать специальное послание, где запрещалось причащаться с инославными. В июле 2006 года произошла интронизация главы УПЦ в Канаде митрополита Иоанна Стинки, и в новостях мы находим упоминание, что в этом же месяце он написал послание, где запрещал причащаться с инославными, подчеркивая, что причащение с униатами не должно проводиться, несмотря ни на какие аргументы.
То есть под вывеской УПЦ США и УПЦ Канады мы имеем дело с людьми, которые попали в лоно канонической церкви менее 30 лет назад и которые еще 12 лет назад настолько массово причащались с униатами, что потребовалось даже специальное послание нового главы церковной структуры, чтобы верующие задумались о том, что это недопустимо.
Причем это сотрудничество с униатами даже после этого послания выражалось в том, что проводились открыто совместные богослужения, что прямо противоречит правилам и канонам Православной церкви, обсуждался вопрос автокефалии на Украине и многое другое.
Интересно и другое - на страницах СМИ указывается, что на уровне епископата тесное сотрудничество началось после того как в УПЦ США попал Даниил Зелинский, которого сейчас Константинопольский патриархат назначил решать вопросы предоставления автокефалии Украине. Причем обнаруживаются крайне интересные и интригующие факты появления Зелинского в УПЦ США. Но давайте по порядку.
Итак, Данил Зелинский родился на западной Украине в городе Бучач, где находится один из духовных центров униатов в 1972 году. Вырос Зелинский в унии, и указывается, что поступил в униатскую семинарию. В 1996 году он эмигрировал в Соединенные Штаты, чтобы продолжить учебу в Католическом университете Америки, а также в Доминиканском Доме исследований в Вашингтоне, округ Колумбия. Именно в это время он был рукоположен в диакона. То есть из 46 лет жизни, большую половину (28 лет) Зелинский провел в унии, получил униатское богословское образование и там же был рукоположен в сан диакона.
А далее происходит что-то крайне интересное. В 2000-м году Зелинский уходит в УПЦ США. А далее через 2 года (!!!) этот униатский диакон становится вторым по значимости человеком в церковной структуре УПЦ США - он рукоположен в иеромонаха, становится редактором "Украинского православного слова" и главой ОВЦС (Отдел внешних церковных связей) УПЦ США! Подобных случаев я не знаю ни в какое время ни в одной из православных структур! Это как если бы в какую-то страну приехал какой-то молодой мигрант, который не знает толком языка и культуры этой страны, получил тут же гражданство, а через два года его назначили главой МИД этой страны. Это просто неслыханная дикость. Остается только догадываться, какие причины были у главы УПЦ США, который его так стремительно продвигал во власть. Хотя некоторые люди утверждают, что Зелинский является геем. В таком случае это может действительно объяснить стремительный взлет по карьерной лестнице. Обозреватель Дмитрий Скворцов указывает: "Экс-глава национального центрального бюро Интерпола на Украине при МВД Украины (2005-2007), экс-советник министра внутренних дел (2007-2010 гг), депутат Верховной Рады VI созыва прямо пишет, что архиеп. Даниил - педераст".
Если смотреть с точки зрения продвижения по линии МВД, то в 2007-2010 году министром МВД был Юрий Луценко, который сейчас занимает должность Генпрокурора Украины и является ближайшим соратником президента Петра Порошенко. Поэтому такое заявление со стороны чиновника времен "оранжевого майдана" можно по-разному воспринимать. В том числе и так, что между представителями УПЦ США и Порошенко возник конфликт. Иначе, сложно понять почему именно сейчас и именно из таких кругов появилась такая информация. Уж кто-кто, а сотрудник Интерпола и советник министра МВД - это не просто человек, который распространяет сплетни, а тот, кто имеет доступ к разной закрытой информации.
Если изучить центральные украиноязычные СМИ США, то можно увидеть одну весьма интересную тенденцию - с этого периода, когда Зелинский возглавил церковный МИД УПЦ США, начали активно налаживаться контакты между УПЦ США и УГКЦ.
Униатский епископат приходит на разные торжественные мероприятия представителей УПЦ США уже в 2002 году.
В июле 2003 руководство УПЦ США приглашает к себе иерархов УГКЦ, где на территории митрополии в храме был проведен общий молебен, а потом начали обсуждать перспективы совместных проектов, о чем газете Свобода сообщил Даниил Зелинский.
В 2005 году Зелинский становится уже архимандритом. В этом же году СМИ начали сообщать, что руководство УПЦ США начало участвовать в экуменических панихидах с униатами на постоянной основе. 19.11.2005 архиепископ Антоний Щерба (на данный момент глава УПЦ США) в католическом соборе св. Патрика в Нью Йорке участвует в экуменической панихиде вместе с униатским епископом Василием Лостеном и римско-католическим кардиналом Эдвардом Эганом. 7.10.2007 архимандрит Даниил Зелинский выдвинут кандидатом в сан епископа. 9.05.2008 архимандрит Даниил Зелинский рупополжен в сан епископа. Примечательно, что на это мероприятие прибыло 7 православных епископов и 4 униатских. А уже через пол года Зелинский от имени УПЦ США участвует в экуменических панихидах с участием униатов и римо-католиков. В ноябре 2008 года Зелинский в римско-католическом соборе вместе с кардиналом Френсисом Джорджем, а также архиепископом Александром Быковцом (в то время УПЦ КП), епископом УГКЦ Ричардом Семеняком отслужили экуменическую панихиду. Примечательны и речи, которые упоминаются в СМИ в рамках этой панихиды о жертвах так называемого голодомора: например «с пламенным словом к собравшимся обратился епископ украинской православной церкви в США Даниил, который осудил преступление Москвы», а Александр Быковец указал, что если бы не голод тех времен, то «у нас было бы больше таких выдающихся ученых, художников, религиозных, политических и культурных деятелей, как митрополит Василий Липковский (основатель раскола самосвята УАПЦ), митрополит Андрей Шептицкий (глава УГКЦ поддерживавший действия Гитлера во время войны), Симон Петлюра (при котором устраивались еврейские погромы), Роман Шухевич (гауптман СС в нацистской Германии), Степан Бандера и многих других».
Обращает на себя внимание запись, которая появилась в 2009 году касательно встречи епископата УПЦ США и УГКЦ, в которой принял участие и Даниил Зелинский. «Участники встречи согласились с необходимостью поиска путей, которыми обе Церкви Константинополя и Рима, могли бы быть заинтересованы способствовать стабилизации и независимости церковной жизни в Украине». Нет-нет, вы не ослышались, обсуждение шло с униатами о том, что Ватикан и Константинопольский патриархат должны вместе работать над вопросом независимости церковных структур в Украине!
В этом же году глава УПЦ США митрополит Константин и епископ Даниил Зелинский прибыли в римско-католический собор св. Патрика в Нью Йорке для поминовения погибших в так называемом голодоморе в рамках экуменической панихиды с униатскими епископами США. СМИ отмечают, что мероприятие активно поддержали представители Госдепа и разные политики, после чего упоминалось, что митрополит Стефан Сорока (УГКЦ) поблагодарил Украинский конгрессовый комитет Америки за организацию мероприятия.
Весьма интересной была новость в газете Свобода в середине апреля 2011 года, когда католики и православные праздновали праздник пасхи в один день – 24 апреля. В этой газете было размещено совместное пасхальное обращение иерархов УПЦ США и УПЦ Канады. Дело в том, что в этом послании более чем откровенно указывалось о намерении объединиться с католиками. Само послание носило название «Церковь Христова соберется и будет единой». А в тексте мы читаем:
«Это по Божьей милости и благодати мы собираемся вместе каждый год, чтобы отпраздновать Славное Воскресение нашего Господа. Это действительно большое благословение, что в этом году, „те, которые далеко друг от друга“, празднуют этот праздник из праздников вместе. Бог дал нам привкус его великой надежды, что Христовая Церковь соберется вместе и будет единой. Мы собираемся вместе в пределах своей собственной христианской традиции, но посылаем благотворительному Богу наше общее пожертвование. Хоть для достижения цели нужно еще много однако мы не можем отрицать, что это не „желание“ Бога, чтобы привести нас к единству. В этот Святой День мы празднуем ту радость, которая вытекает из единства нашей молитвы и любви. В течение времени между церквями оказывается желание идти вперед с диалогами о единстве... Переговоры продвигаются вперед, потому что мы осознаем, что участвовать в таких переговорах – это значит исполнять Волю Божью и понимать, что в Его Время эти усилия найдут свое завершение. Бог никогда не имел намерения бросить на произвол судьбы Свою Церковь, и сегодня мы празднуем истинность Его постоянной любви и верности к нам. Поэтому вернем эту любовь к Нему нашей преданностью Ему. Вот почему мы с такой горячей молитвой молим нашего Небесного Отца и со слезами надежды обращаемся к нашим любимым братьям и сестрам на Украине найти пути примирения, которые должны быть найдены, потому что мы едины, мы объединены древним апостольским преданием св. апостола Андрея Первозванного. Отсутствие единства и разделение приносят боль и печаль. Эти вещи - это не труд Того, Который Сам - единство, полнота и согласие. Наши молитвы и действия направлены на искание воли Божией, проявленной в Иисусе Христе действием Святого Духа. Призываем наших священнослужителей и всех верующих христиан доброй воли: продолжайте находить в себе образ Христа и отражайте найденное друг другу, на ваши общины, на мир, ибо благодаря этому будем строить Его Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Тогда Пасхальная радость, которую мы чувствуем ' найдет свое максимальное выражение».
В этом же году бывший униат Даниил Зелинский участвует в экуменической панихиде вместе с главой униатов Святославом Шевчуком.
При этом в УПЦ США регулярно героизируют солдат УПА и проводят мероприятия посвященные памяти Мстислава Скрипника.
Интересно, что когда начался майдан 2013 года, в организации которого огромную роль сыграла УГКЦ и Ватикан, при поддержке западных фондов и политиков, Константинопольский патриархат поддержал это мероприятие, которое изначально имело русофобский характер и было направлено на развал РПЦ, путем отделения УПЦ МП от РПЦ.
В первые же дни на майданах можно было встретить целый ряд иерархов Констанантинопольского патриархата.
В числе этих людей из Константинопольского патриархата, которые были с майдановцами в первые же дни протеста, был и Даниил Зелинский. Сообщается, что за несколько часов до первой акции протеста в Нью Йорке, посвященной поддержке майдана, проходила экуменическая панихида в католическом соборе св.Патрика, где униатскому епископу Полу Хомницкому сослужил глава УПЦ США и Даниил Зелинский - тот самый, который сейчас будет заниматься вопросами автокефалии православной церкви на Украине. И прямо из храма верующие и пошли на акцию майдана поддержки в Нью Йорке.
Насколько далеко зашли представители Константинопольского патриархата в сотрудничестве с униатами? А чего вы ожидаете, если руководство семинарии в УПЦ США состоит частично из людей, которые попали туда из унии? Например, помимо Даниила Зелинского следующий в списке тех, кто находится в управлении семинарией, находится Стефан Хутник, который, как и Зелинский, проходил обучение в католическом университете в США.
Когда же в Канаде представители Константинопольского патриархата сразу после майдана устроили симпозиум касательно объединения церквей на Украине, то полноценными участниками и докладчиками там присутствовали и представители УГКЦ.
Я писал уже ранее, что униаты почти единолично двигали через парламент вопросы обращения к Константинопольскому патриарху и ряд других инициатив. Дошло до того, что все представители религиозных структур на Украине, которые сейчас выступают за автокефалию, одновременно с этим публично заявляют о том, что они готовы объединяться с униатами. Это сделали и глава УПЦ КП, и глава УАПЦ, и сторонники митрополита Александра Драбинко, которые в УПЦ МП известны как крыло автокефалистов. Дошло до такого безумия, что люди из команды Драбинко, в частности протоиерей Андрей Дудченко, начали заявлять, что ради объединения церковных структур с участием униатов, нужно идти на компромиссы даже в догматах!
По факту мы имеем ситуацию, когда бывшие антисемиты и нацисты из УАПЦ в сотрудничестве с униатами навязывают православным верующим Украины свою модель "православия", где культовыми личностями будут деятели типа Скрипника и Сикорского, открыто сотрудничавшие с нацистской Германией и открыто демонстрировавшие свой антисемитизм. Конечно, даже "православием" это сложно назвать по той простой причине, что эти люди не только сотрудничают с униатами, но и открыто демонстрируют свою готовность к объединению с униатами. И примечательней всего то, что для реализации своих планов они присылают на Украину людей типа Зелинского, которые очень странно и подозрительно взлетели по карьерной лестнице, прожили большую часть жизни в унии, и в отношении которых люди, связанные с МВД, заявляют, что он является гомосексуалистом. Есть ли резон врать "оранжевому" деятелю из МВД? Сложно сказать, но в одном из интервью Зелинский, отвечая на вопрос, является ли гомосексуализм грехом, заявил, что это... образ жизни, уйдя от прямого ответа.
Вам все еще кажется, что Скрипника оболгали, когда говорили, что он с нацистами ездил по городу вместе с проститутками? Вам кажется, что Зелинский - святой человек, и заявления что он является геем - спекуляции? Ну, тогда добро пожаловать в духовную жизнь епископов УАПЦ.
Так в мае 2014 года в центре скандала оказался «епископ» УПЦ КП Кирилл (Михайлюк Михаил Илярович) в Ужгороде. Этот деятель, активно поддержавший майдан, решил самочинно захватить территорию в центре города и строить там храм в честь «небесной сотни» . Когда же к месту установления креста пришли журналисты и начали спрашивать, по какому праву он самочинно решил занять эту территорию в центре города, то этот деятель сначала заявил, что земля не принадлежит ни мэру, ни другим политикам, а является Господней. Когда же на место событий прибыл депутат и заявил, что якобы майдан боролся против злоупотреблений, и пусть все делается законным порядком и в соответствии с законом, а не путем захватов, то Михайлюк закончил свою речь словами, что он является ультраправым националистом, и что «у нас революция, и мы будем действовать революционными методами… я сейчас за то, чтобы у нас была диктатура нации, как когда-то большевики сделали диктатуру пролетариата». Негодуя, что к его радикальным заявлениям не прислушиваются, «епископ» заявил: «скажут, что хохлы могут иметь только президента жида потому, что они не умеют сами управлять».
Однако руководство раскольников УПЦ КП не отреагировало на такие заявления своего «епископа», содержащие откровенный антисемитизм, и на противозаконные действия с попыткой рейдерского захвата территории в центре города. Вероятно, это дало ощущение данному деятелю о вседозволенности в его идеях ультраправого национализма, и в декабре 2014 года он стал фигурантом еще одного скандала. Обнаружились фотографии и заявления Михайлюка в зоне боевых действий, где он не только позировал с разными видами оружия в руках, но упоминалось, что подавал снаряды для орудий, после чего сам очевидно начал стрелять в сторону ополченцев. В СМИ упоминалось, что он «лично «послал» извергам Путина несколько боекомплектов как наказание за оккупацию украинской земли». Попросту говоря, этот деятель поехал в зону АТО пострелять как в тире, только по людям, и почувствовать себя великим бойцом, что запрещает дальнейшее служение в сане кого бы то ни было, согласно каноническим правилам Православной церкви. Собственно, в УПЦ КП поняли, что этот скандал уже не получится замять и запретили его в служении. И что же дальше? Его без всяких проблем приняли в УАПЦ.
"Архиепископы" в УАПЦ, правда, развлекаются боле цивильно - не так давно в руки журналистам попало видео с камер наблюдения одного из баров Тернополя с участием архиепископа Тернопольского УАПЦ Мстиславом, когда с позволения сказать, «архиепископ» вместе с рядом священников и диаконов в состоянии алкогольного опьянения решили принять участие в дискотеке, дошло до заигрываний с женщинами и драки…
Туда же сбежал и стал "епископом" Виктор Бедь, который оказался редкостным аферистом - сначала он действовал внутри структуры УПЦ МП, но потом заявил, что он состоит в Константинопольском патриархате, а потом оказалось, что он самозванец, т.к. в Константинопольском патриархате стали отрицать его причастность к их структуре. Хотя еще до этого целый ряд известных людей указывали, что в богословском заведении, которое возглавляет Бедь, торгуют дипломами. Но этого афериста без проблем приняли в УАПЦ. Куда вскоре ушел и его помощник по учебному заведению Гавриил Кризина, который, находясь в УПЦ МП, активно боролся с понятием "канонический", и о котором поговаривают, что он также причастен к аферам с дипломами.
Ну, теперь вы знаете немного больше о том как зародилось, как развивалось и куда идет автокефальное движение в Украине.