Новый гендиректор «Укрзалізниці» Войцех Бальчун еще официально не приступил к исполнению своих обязанностей. Сейчас он набирается сил перед «украинским» вызовом в своей жизни и уделяет много внимания своей рок-группе Chemia.
Будущий руководитель одной из крупнейших украинских государственных компаний посетил IV Международный форум «День украинского бизнеса», который состоялся в прошлый четверг в Варшаве. В кулуарах форума он рассказал Укринформу о том, что изменилось в его жизни за последний месяц — с момента назначения на должность в «Укрзалізниці», а также о приоритетах и планах работы в компании в ближайшей перспективе.
ДИСТАНЦИЯ И РЕЧЬ — НЕ БАРЬЕРЫ ДЛЯ РАБОТЫ
Господин Войцех, украинские СМИ ранее информировали, что вы начнете исполнять обязанности гендиректора Укрзализныци 15 мая...
Не совсем так. Думаю, формальная процедура получения разрешения на работу и согласования окончательной версии контракта еще немного продлится. Поэтому, наверное это все будет завершено до конца этого месяца.
Когда вы переедете в Киев уже на постояной основе?
Этого еще не знаю. С начала недели в течение нескольких дней буду находиться в Киеве. Я стараюсь быть в ежедневном контакте с представителями Министерства инфраструктуры, министром Владимиром Емельяном, Евгением Кравцовым (исполняющий обязанности руководителя Укрзалізниці — ред.), который отвечает за контакты и формальные вопросы относительно моего назначения. Я получаю много документов для ознакомления. В нынешние времена нет барьеров для контакта: есть skype, различные программы, благодаря которым можно вести переговоры. Иногда есть дни, когда дистанционно через Интернет разговариваем по два-три часа о том, как выглядит ситуация, что нужно сделать в компании.
То есть, помимо музыкального творчества, в последнее время вы активно вникаете в дела компании?
Да, готовлюсь к вступлению в должность, активно знакомлюсь с фирмой, изучаю ситуацию в Украине.
Также и социально-политическую?
Всяческую. Компания имеет очень большое значение, действует в значительных масштабах и играет настолько важную роль, что этого невозможно избежать. Поэтому, надеюсь, что я уже лучше подготовлен к тому, что меня ждет в Украине, чем это было еще месяц назад. Но, конечно, все начнется на 1000%, когда я начну работать. Тогда будет доступ ко всем документам, встрече с менеджментом, проверка стратегии и концепции функционирования фирмы в ближайшие месяцы и годы и ознакомление с реальной финансовой ситуацией в компании.
Во время форума вы внимательно слушали выступление своего будущего подчиненного из компании, который выступал на украинском языке...
Да, директора юридического департамента (Виталий Миханчук — ред.).
И вы все понимаете, или языковой барьер все же еще существует?
Понимаю уже больше. Я постепенно сам буду учить язык, поскольку нельзя все делать сразу. Я не буду иметь времени на языковые лекции, но буду изучать документы. Часть документов на английском языке, поэтому с этим нет проблем. Находясь в языковой среде, человек с каждым днем понимает язык лучше. Украинская речь очень близка к польской. Я уже восстановил свои знания кириллицы, поскольку принадлежу к поколению, которое изучало русский язык в школе на протяжении многих лет. Не испытываю с этим проблем, хотя это вызывает удивление у моего сына, которому 24 года. Для него это уже полная абстракция, он не понимает, что там написано (смеется). Самой сложной задачей будет не понять язык, поскольку здесь нет особых проблем, а сломать барьер и начать говорить.
СТРАТЕГИЯ ВАЖНА, НО ТАКТИКА — АКТУАЛЬНЕЕ
Изменились ли ваши приоритеты относительно работы в компании после ознакомления с частью документов, о чем вы говорили в интервью Укринформу месяц назад?
Приоритеты окончательно определю после начала работы в компании. Знаю, что сейчас Укрзалізниця в очень сложной финансовой ситуации. Ослабление гривны по отношению к доллару при условии значительного долга благодаря полученным кредитам в долларах привело к тому, что резко возросли средства обслуживания этого долга. Это будет означать, что с началом работы в компании я вынужден буду пересмотреть некоторые планы. Стратегия действий фирмы будет готовиться, но надо овладеть текущей ситуацией, поскольку компания входит в период отпусков, когда наблюдается увеличенная заинтересованность в услугах перевозки, люди едут отдыхать, а потому необходим исправный транспортный парк. Звонков на самом деле очень много, а момент начала работы для меня сложный. В начале работы я вынужден буду опираться на нынешние кадры компании, а процесс их изучения и проверки займет немного времени.
Вы уже сформировали свою команду?
Предварительно так. Она не очень большая, поскольку я все время повторяю — для меня основная задача — поиск людей для команды среди украинцев. Я получаю много СV...
А вы уже объявляли какой-то конкурс на должности в Укрзализныци?
Нет, у меня еще нет на это никаких полномочий.
Но ведь СV людей уже получаете?
Люди мне просто их присылают, я их просматриваю. Не отвечаю им, поскольку получаю настолько большое количество электронных писем, что физически не в состоянии всем ответить. Зато, откладываю СV, которые меня заинтересовали. В Украине много образованных людей, которые убеждены, что можно сделать что-то хорошее для этой компании. В этом направлении будут изменения, но они начнутся только после того, как я познакомлюсь с нынешними кадрами, увижу с кем можно работать, кто захочет работать на пользу положительных изменений, а кто будет противодействовать этому.
ПРЕОДОЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ НЕ ТОПОРОМ, А СИСТЕМНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ
Вы уже определились с польской командой в Укрзализныце?
Речь идет о нескольких лицах, фамилии которых пока еще рано называть. Но это известные лица из бизнес-среды, железнодорожной сферы. Я пытаюсь взять топ-менеджеров, людей со значительным опытом и хорошим багажом знаний для столь сложного вызова.
Вы уже определились, какие шаги вы будете предпринимать для противодействия коррупции на железной дороге?
Это одно из заданий, которое я получил от украинского правительства. Зато, я уже говорил вам в предыдущем интервью, что не буду играться в прокурора, а постараюсь создать фундамент под хорошо организованную компанию, которая будет действовать в соответствии с определенными открытыми процедурами. Именно эти процедуры будут вызывать изменения. Если я начну бегать с топором и буду бросаться на каждый случай (коррупции — ред.), то мы не сделаем никаких изменений. Нам необходимо осуществлять системные изменения. В результате эти изменения сами будут ликвидировать склонность к коррупции, ведь риски будут очень высокими из-за серьезных последствий этих действий. С другой стороны, изменения будут делать реальными определенные процессы. Пространство для коррупционных действий должно значительно уменьшаться, и это и есть основная задача. Конечно, каждый конкретный случай коррупции, который будет появляться, будет проверяться соответствующими структурами в компании, и не только в ней. Впрочем, я сконцентрируюсь на формировании здорового фундамента для функционирования фирмы в будущем.
ВОСТОЧНЫЕ КОРНИ ИЗ ИВАНО-ФРАНКОВСКА
Это правда, что у вас украинское происхождение?
Я поляк, но мои предки родом с территории нынешней Украины.
Фамилия Бальчун по звучанию больше украинская чем польская...
Да, она имеет восточное происхождение, но я никогда серьезно не изучал этот вопрос. Фамилия от отца, зато, семья, которая когда-то проживала в окрестностях нынешнего Ивано-Франковска — со стороны моей матери.