Глава Государственной фискальной службы (ГФС) Украины Роман Насиров собирался назначить «своего человека» руководителем Закарпатской таможни, а затем подчинить своему влиянию весь регион, заявил председатель Закарпатской областной госадминистрации Геннадий Москаль.
«Личных отношений с Насировым у меня нет. А служебные должны соответствовать общественным нормам, не надо соревноваться со мной с позиции силы. Ему захотелось сменить главу таможни и рейдерским путем захватить всю область. Если бы на моем месте был кто-то с более скромным характером, это удалось бы. Есть 50 народных депутатов, которые заявили, что не будут голосовать за кандидатуру Гройсмана на пост премьер-министра, если Насиров не останется главой Госфискальной службы. Кому интересно, могут поискать информацию, кто эти 50 нардепов и как они голосовали», — сказал он.
По его словам, «все дело было в сигаретах».
«События 11 июля в Мукачево (в 2015 году в городе „Правый сектор“ и окружение нардепа Михаила Ланьоустроили разборки со стрельбой, тогда были погибшие и раненые, — ред.) произошли из-за контрабанды сигарет. Сейчас 90% ее закрыто, ну, может, кто-то провезет несколько пачек или коробок. Чистый подъем с фуры в Италии, Франции, Германии, Испании был €1 млн, если довезти до Англии — это €1,5 млн чистой прибыли. Им есть за что бороться. До 12 июля таких фур ехало 10–12 в неделю. Сейчас основная зацепка — 22 вагона леса. В Таможенном кодексе дрова классифицируются как необработанные поленья с корой и дефектами, но не указана их длина, они могут быть как 10 см, так и 10 м. Много раз такое было: в дровах высверливались отверстия, и туда прятали сигареты», — сообщил Москаль.
Как таможенник может разгрузить 22 тонны дров и посмотреть, заложено ли что-то в середину?
По его мнению, претензии за контрабанду сигарет, спрятанных в дрова, «надо предъявить Насирову».
«Глава ГФС давно должен был инициировать законодательные изменения, чтобы ее прекратить. Есть лазейка в законе, ее надо как можно быстрее исправлять. Мы об этом много раз говорили, но никто не хочет слушать. Если нет длины дров, ее надо указать. Кода я начал разбираться, сам удивился. По-моему, дрова не могут быть больше, чем 0,5 м. У меня такое впечатление, что само государство создало Таможенный кодекс так, чтобы он имел сотню лазеек. И это касается не только дров, есть много примеров, когда по классификатору вроде все нормально, но у общественности возникает много вопросов», — заявил он.
«Кроме того, сейчас лето, нет заморозков. Разве Европа нуждается в дровах? Основным экспортером этих дров были военные лесничества Министерства обороны. Все, что они рубят в Закарпатье, идет на экспорт. Надо начинать с министра обороны, с тех, кто этим занимался, а не делать виноватым начальника таможни, он не должен сидеть возле каждого пункта пропуска», — убежден губернатор.
Он также отметил, что сейчас у сотрудников таможни нет оборудования, чтобы установить наличие контрабандных товаров в железнодорожных вагонах.
«Как таможенник может разгрузить 22 тонны дров и посмотреть, заложено ли что-то в середину? Из оборудования у него сегодня только одна печать. Да, он может заказать экспертизу, но тогда за каждый вагон таможня должна заплатить 12,5 тыс. грн., а на подобные цели у таможни таких денег нет. Мы сто раз говорили Насирову, что пора покупать сканеры, которые проверят вагоны и с рудой, и с углем, и с дровами. Но никто этого не хочет. Чего Насиров кричит, если он ничего не сделал после своего прихода на пост?» — сказал Москаль.
По его мнению, таможню должен возглавлять профессионал.
«Хватит отдавать таможню людям, которые пришли из бизнеса. Насиров назначил кумовьев и племянников бывшего главы Государственной таможенной службы Игоря Калетника. Это отдельная тема, я еще буду с этим разбираться. Назначают заместителем руководителя таможни и начальником отдела по борьбе с контрабандой человека, который был „решалой“ на Рава-Русской таможне, уволен в 2005 году, было открыто уголовное дело, которое, как это бывает в наших правоохранительных органах, ничем не закончилось», — рассказал губернатор.
Я не дам вытирать об себя ноги, могу постоять за себя, вне зависимости от того, кто посягнул на мои права
Комментируя опровержение Госфискальной службы об этих назначениях, Москаль сказал:
«Неужели вы думаете, что это правда? Они вызвали четверых претендентов, один из них Михаил Дуран, проводили кастинг. Думают, если они что-то делают, то этого никто не знает».
Москаль сообщил, что после того, как написал письмо премьер-министру Владимиру Гройсману, с Насировым не общался.
«Я не дам вытирать об себя ноги, могу постоять за себя, вне зависимости от того, кто посягнул на мои права. В обществе почему-то любят слезливых политиков. Если человек может за себя постоять, это не нравится людям. Насиров решил, что он схватил Бога за бороду. И я должен молчать, ждать, пока мне еще раз плюнут в лицо? Он не должен действовать методами, которые не вписываются в законодательство. Если глава таможни не возил деньги в Киев, это не значит, что его надо увольнять», — заявил губернатор.
Отвечая на вопрос, когда он планирует выйти из бессрочного отпуска, он сказал: «Я жду, пока выйдет на работу глава таможни, на следующий день выйду и я».
Объясняя, почему он обратился с просьбой об отставке к премьеру, а не к президенту, Москаль отметил:
«По Конституции, главы местных государственных администраций назначаются президентом по представлению Кабинета Министров и увольняются по представлению Кабмина, это ст. 118 Основного закона. А политологи кричат со всех экранов, что если бы Москаль хотел уволиться, он бы обратился к президенту, но по Конституции инициатором увольнения должен быть Кабмин. Я обратился, потому что Госфискальная служба курируется Министерством финансов и его главой Данилюком, который входит в правительство».
По его мнению, в Украине «вновь борьба с коррупцией началась на уровне сельских и районных советов».
Надо браться за Киев, оттуда все беды, а не из села или райцентра
«А надо браться за Киев, оттуда все беды, а не из села или райцентра. Сегодня нет госучреждений, которые не нарушают закон. Если есть нарушения, их надо устранить. К любому госслужащему сегодня можно предъявить много претензий, так как экономическая ситуация сложная», — сказал он.
6 мая Москаль обратился к премьеру Владимиру Гройсману с просьбой подать президенту представление о его увольнении с должности. Причиной этого Москаль назвал противодействие его борьбе с «сигаретной мафией» в регионе, занимающейся контрабандой табачных изделий в страны ЕС. В частности, по его словам, в интересах «сигаретной мафии» Государственная фискальная служба назначила начальником Закарпатской таможни помощника-консультанта нардепа Валерия Пацкана Андрея Крымского. В Госфискальной службе уже опровергли эту информацию.
Позже Москаль заявил, что уже с 7 мая уходит в бессрочный отпуск и вернется на пост только тогда, когда на должность начальника Закарпатской таможни вернут Владимира Колесникова и «когда в Киеве перестанут рассматривать Закарпатье как полигон для политических торгов и экспериментов».
Гройсман в ответ отказался подавать представление на его увольнение, пообещал обратиться в Национальное антикоррупционное бюро Украины и Службу безопасности Украины с требованием проверить заявления Москаля, а самого губернатора с руководством Закарпатской таможни пригласил на встречу на следующей неделе. 7 мая по результатам личной встречи президент Украины Петр Порошенко заявил, что Москаль и дальше будет реализовывать программу по децентрализации и решительно бороться с контрабандой в Закарпатье.