Основатель и руководитель известных дизайнерских компаний «Огурцова и Кузнецов» и «Концепт-дизайн» настоящий пионер в области дизайна пространства.
Когда мы говорим «фронт работ», улыбается она, часто имеем в виду не только объемы, но действительно фронт, потому что наша работа это ежедневная битва за оригинальные идеи, за формирование нового менталитета, за другое лицо страны, наконец.
«СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАДАЧА НОМЕР ОДИН»
Оксана, как вы определили бы философию дизайна как отрасли? В чем вы видите свою профессиональную задачу?
У нас мало кто имеет представление о дизайне как бизнесе и, в частности, ландшафтном дизайне. Потому что в СССР много лет этим занималось государство, навязывавшее определенную ментальность. Моя профессиональная задача построить максимально комфортное пространство для людей, «учитывающие» все их потребности.
 В Украине, как и на всем постсоветском пространстве, вопрос ландшафта и экстерьера довольно долго не был частным делом. Государство создавало «архитектурные популяции», в которых селило людей, и никому в голову не приходило, что может быть иначе. Что происходит в этой отрасли последние 20 лет?
Ландшафтная архитектура советского периода была очень специфичной: ее необходимость дозировалась и диктовалась идеологемами того времени.
Новейшая история вопроса определяется двумя печальными обстоятельствами. Во-первых, у нас не работает государственная программа по сохранению исторически ценных объектов. И, во-вторых, у нас нет программы, которая увязывала бы реконструкцию архитектурных памятников, существующих парков и развитие новых зеленых зон.
События последних лет вокруг Андреевского спуска, Гостиного двора, исторических зданий на Подоле говорят о том, что процессы перестройки и реставрации идут хаотично, без общественных слушаний и экспертизы специалистов, и с этим пора заканчивать.
 То есть ценное наследие, доставшееся нам, мы разрушили, а новую концепцию о том, как должны развиваться наши города, и не только города, не создали.
 Создание на государственном уровне единой концепции развития парков, зеленых зон, памятников архитектуры, культуры, искусства это задача номер один. Нужно влить все в одну туристически привлекательную архитектурно-парковую зону. Как это делается во всем мире, например в Италии. Там план развития зеленых зон связывается с туристическими маршрутами и архитектурными ансамблями. И все это работает потрясающе! Они прокладывают маршруты экскурсионные, велосипедные, пешие от одного архитектурно-паркового ансамбля к другому. Почему это не делается у нас? Почему это никому не интересно? Наверное, потому, что нет социального запроса. Надо поменять ментальность общества и тогда мы сможем навести порядок в головах чиновников.
 Если бы вам предложили участвовать в разработке плана реформирования архитектурного лица Киева и создании единой концепции, согласились бы?
 С огромным удовольствием! Мало того я несколько раз общалась с главным архитектором города и всегда говорила, что мы готовы взять на себя разработку такого плана, хоть это гигантская работа. Мы можем начать с создания концепции проекта объединения архитектурных памятников, парков и развития новых зеленых зон. А там, надеюсь, подключатся все заинтересованные структуры, в том числе и государственные.
«КРАСОТА ДОЛЖНА БЫТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ»
В мире существует много вариантов застроек для жизни, так называемых спальных районов. В США предпочитают коттеджный вариант, в Европе саксонский: трехэтажные дома с выходом на небольшие палисадники для каждой квартиры. Что вы как дизайнер предложили бы для Украины?
 В городском строительстве просто необходимо использовать мировой опыт освоения промзон. Пример Гамбурга: у них существовала огромная промзона на самом большом в Европе речном острове, и город выделил средства, чтобы создать там парк отдыха с уникальным ландшафтным дизайном. На этот потрясающий проект потратили огромные средства!
Можно привести в пример и уникальный проект в одном из районов Нью-Йорка, где старая линия надземной железной дороги была проложена на эстакадах над улицами на высоте третьих-шестых этажей. Сначала ее хотели снести, однако по-явилась гениальная идея обустроить прямо на эстакаде ландшафтный парк. И не просто парк, а новое общественное пространство с местами для отдыха, активного досуга и развитой инфраструктурой. Муниципалитет города провел конкурс, отобрал проект. Часть этого грандиозного проекта стоимостью 300 миллионов долларов уже реализована. В результате район стал привлекательным, а стоимость недвижимости в нем выросла в несколько раз. Представьте себе висячие сады Семирамиды в Нью-Йорке!
И в Киеве есть немало мест для реализации подобных проектов. Например, Гаванский мост на Подоле. Похоже, пока власти города не знают, что с ним делать, а ведь можно обустроить ландшафтный парк с арт-зоной, где будут собираться художники, поэты и просто творческие люди. Подол Гаванский мост Рыбальский остров могут стать единым архитектурно-парковым пространством, своеобразной фишкой не только этого района, но и всего Киева. Вот вам пример логически построенной цепочки связей, о которой мы говорили выше. Реализация подобного проекта организации пространства принесет колоссальную прибыль: вместе с потоком туристов, новыми ресторанами, магазинами и прочей инфраструктурой сюда зайдут большие деньги. Но сначала нужны серьезные инвестиции. Со своей стороны мы готовы взять на себя разработку концепта этого проекта.
С чего начинается привлекательность любой мировой столицы? С индивидуальности города, его памятников, музеев под открытым небом, парков, архитектурных ансамблей. В Киеве последние 20 лет отчаянно стирали это индивидуальное лицо. И сегодня нам нужно вернуться к вопросу единой концепции пространства, комфортного для людей.
Вспомните, Париж в свое время тоже пережил гигантоманию. Эпоха нового Рима, которая началась при Генрихе IV, а закончилась фактически только в первой половине прошлого века. Идеи, воплощенные несколько столетий назад, приносят плоды и сейчас. Заложенные триста лет назад широкие улицы, просторные площади, величественные здания и великолепные парки, создающие неповторимое лицо Парижа, комфортны и актуальны и в наше время.
Поэтому нужно проанализировать то, что у нас есть. И на этой базе, на старой основе создать новую концепцию пространства. Конечно, для этого нужны политическая воля и социальный запрос. События последних месяцев и выступления общественных организаций за сохранение Киева дают надежду, что власти наконец повернутся лицом к этой проблеме.
 Когда я еду по дороге, например, в Конча-Заспу или в сторону Дамбы, иногда из окна вижу красивые ландшафты, но частные застройки это адская помесь трэша, мусорки и наивного представления о великолепии. Как вы охарактеризовали бы застройки первых лет накопления капитала? Существует ли сегодня в стране ландшафтный дизайн и архитектура как бизнес?
 Ситуация на самом деле очень плачевная. Главная причина у нас долгие годы не было социального запроса на специалистов высокого, европейского уровня. У нас негде и не у кого учиться. Большинство реализуемых проектов морально устарели еще лет двадцать назад. Многие заказчики не обладают современным видением, а некоторые даже не понимают, чего хотят. Отсюда безвкусица и отсутствие профессионализма во многих проектах.
Да, в Украине есть действительно очень талантливые люди, но их единицы. А ландшафтная архитектура у нас в зачаточном состоянии, и только запрос на нее может изменить ситуацию. Сейчас она требует своеобразного промоушена и формирования современного вкуса у заказчика. Именно поэтому наша компания часто работу над проектами начинает с элементарного просветительства.
 Оксана, у вас есть опыт работы и за границей, и в Украине. Чем отличается украинский заказчик?
 Не у многих наших клиентов сформирован европейский вкус. Обычно клиент хочет, чтобы выглядело дорого, а стоило, конечно, дешево. Иностранные партнеры всегда знают, чего они хотят: ясно, четко и по существу. Для них, как и для наших компаний, важна функциональность красоты, которую мы создаем.
«МНЕ БЛИЗКА ИДЕЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРА ВО ИМЯ ЕГО ГАРМОНИЗАЦИИ»
Как исторически сложилось, что вы стали ландшафтным архитектором?
 Ситуация забавная на самом деле. Я никогда не собиралась заниматься ландшафтным дизайном, моя основная профессия инженер-строитель. Окончила Киевский автодорожный институт, факультет мосты и тоннели. И думала, что не буду работать по этой специальности, мне казалось, это не мое. Но так сложилось исторически, что в нашей династии все строители. Мой прадед, коренной киевлянин, был известным меценатом, выделял средства на строительство церквей и общественных зданий. У нас все занимались строительным бизнесом, это карма (улыбается).
 Расскажите о своих последних проектах что уже сделано и что собираетесь делать?
 Одним из наших первых крупных городских заказчиков была компания «Севен Хилз». Мы спроектировали и сделали для них первую и вторую очередь жилого комплекса «Парк-Авеню». Кроме того, они обращались к нам по поводу концепции на Анри Барбюса, она получилась интересной, очень стильной.
Сейчас мы заканчиваем большой проект «Клубный дом на Печерске». Нам пришлось потратить полгода на общение с заказчиками, жаркие дискуссии, но все-таки удалось убедить их принять нашу концепцию. И вот только сейчас, когда работа над проектом заканчивается, они говорят: «Вы все делаете правильно».
 Скажите, много ли специалистов- тяжеловесов на рынке ландшафтного дизайна?
 Их вообще нет! В украинском бизнесе принято считать, что отсутствие конкурентной борьбы благоприятный фактор. Но это не так, это расслабляет. Оглянитесь вокруг: много ли у нас хороших городских проектов?
 Какие ваши основные правила работы несколько принципов ландшафтной архитектуры, которых вы всегда придерживаетесь в своих проектах?
 Мы занимаемся не просто ландшафтным дизайном, а созданием пространства, комфортного для людей. И тут действительно есть свои принципы. Первое функциональность. Все должно быть максимально удобно. Второе использование мировых инновационных технологий. В этом сегменте бизнеса все развивается очень быстро. Третье оптимальное соотношение цена-качество. Мы работаем для людей, а значит, должны соответствовать репутации ведущего дизайнерского бюро. Четвертое экологическая безопасность материалов и постройки. Пятое абсолютное соответствие стилю и образу жизни заказчика. Пространство, которое мы создаем для людей, должно быть гармоничным!