Верховная Рада Украины поддержала законопроект № 5496 о праздновании Рождества дважды — 25 декабря и 7 января. При этом народные депутаты исключили из праздничных дней 2 мая.
За соответствующий законопроект (№ 5496) о внесении изменений в ст. 73 Кодекса законов о труде за основу и в целом с пятого раза проголосовали 238 народных избранников.
Председатель комитета по вопросам соцполитики Людмила Денисова перед началом голосований отметила, что комитет рассмотрел данное предложение нардепов и поддерживает его. «Комитет обратил внимание, что есть страны, которые дважды празднуют Рождество — Беларусь, Молдова, Ливан и Албания. Поэтому мы тоже можем праздновать его и 25 декабря и 7 января. Но при этом в проекте Трудового кодекса, который почти принят в целом, есть пункт об исключении 2 мая в качестве праздничного нерабочего дня. Думаю, это было бы правильно», — сказала Денисова.
Спикер парламента Андрей Парубий призвал депутатов поддержать исключение из проекта Трудового кодекса 2 мая, как праздничный день. По его словам, только 1 мая должен остаться в Украине праздничным днем.
Также Парубий рассказал о том, как важен этот выходной: «Чтобы не увеличивать количество выходных дней в году, я предложил ликвидировать лишний выходной — 2 мая. Отныне в Украине, как и в большинстве стран свободного мира, 1 мая будет отмечаться как День Труда. Мы строим европейское государство, мы объединяем украинскую нацию — поэтому считаю чрезвычайно важным и символическим празднование Рождества Христова и введение выходного и 25 декабря, и 7 января. Освобождаемся от московской ментальной оккупации и возвращаемся к семье свободных народов мира».
В итоге голосовать за изменения пришлось 5 раз, поскольку часть нардепов была категорически против исключения 2 мая.
В конце концов, большинство представителей фракций выразили поддержку за данную смену, подчеркнув, что таким образом Украина станет более «европейской». «Мы не навязываем церквям как и когда отмечать свои религиозные праздники, но переход на празднование Рождества по более новому и точному Григорианскому календарю, 25 декабря, признак европейскости», — сказала нардеп от партии «Самопомич» Ирина Подоляк.
Закон вступает в силу на следующий день после дня публикации.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны СНБО Александр Турчинов прокомментировал принятие закона о праздновании 25 декабря — католического Рождества, о том, что теперь это будет выходной день. По его словам, теперь Украина будет отмечать Рождество «вместе со всем цивилизованным миром, согласно календарю, в котором мы живем».
«Это решающее историческое решение, которое укрепит позицию Украины на пути к европейской интеграции и позволит нам порвать с московскими календарями и российскими имперскими стандартами», — заявил Турчинов.
Первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко тоже рада отмене выходного второго мая. Она пошла еще дальше и предложила отменить перенос выходных на понедельник, аргументируя это тем, что идет война. «25 декабря — Рождество. 2 мая — рабочий день! 238 вменяемых депутатов ЗА! Считаю, что у нас еще отменить как выходной 8 марта, это День международной солидарности женщин, и он должен быть Днем нашей солидарности, а не „днем Гвоздик“. Также полностью поддерживаю позицию Грынива о необходимости отмены нормы о переносе праздничных дней с выходных на понедельник. Воюющая страна со слабой экономикой не может себе позволить роскошь 100 дней из 365 гулять».
Политолог Константин Бондаренко в шутку возмущается: «Отмену 2 мая как выходного дня я этой власти не прощу! Можно терпеть все — диктатуру, коррупцию, нарушение свободы слова, самоизоляцию, самодурство, плохие дороги и даже медицинскую реформу. Но за 2 мая их ждет Гаага. И в этом — уверен — со мной солидарны олигарх Дмитрий Фирташ, политологи Михаил Павлов и Дмитрий Корнейчук. Очень хочется надеяться на поддержку со стороны народного депутата Ирины Подоляк и всех тех, кто, как и я, родились 2 мая».
Журналист Андрей Блинов сравнивает государственные праздники в Украине и других странах: «В Украине остаётся 11 праздничных дней. Фактически их значительно больше — 2-3 дополнительных выходных понедельника из-за переноса выходного с праздничного дня плюс „загульные периоды“ 1-8 января и 1-9 мая. В среднем по Евросоюзу 9,2 праздничных государственных дня на одну страну, с учетом местных (земельных) праздников — около 11. Мы далеко не лидеры в мире ни по количество госпраздников, ни по общим дням отдыха (обычные выходные + праздники + отпуск). В той же Дании базовый оплачиваемый календарный отпуск 30 дней, при этом рабочая неделя 37 часов. Праздников, правда, 9».
«А вот в Испании 14 госпраздников, в Болгарии и Японии — 16. В Штатах — 11. Есть Латинская Америка и островные государства, где их два десятка. Кстати, Украина стала ближе к России. Там 2 мая не празднуется уже много лет, только 1-е — День труда. В РФ 6 праздничных дней и новогодняя праздничная неделя с 1 по 8 января. Итого — 14. В первые годы независимости у Украины было буквально 9 праздников. Потом добавился День Конституции, потом перенос выходного с субботы-воскресенья на понедельник, а затем и День защитника Украины. Теперь второе Рождество вместо второго Дня праздника Весны и Труда. С точки зрения экономики — латентная безработица растет», — подчеркнул Блинов.
Блогер Антон Комаров напоминает: «Неверно называть 25 декабря только католическим Рождеством. Протестанты тоже в этот день празднуют».
Блогер Макс Бужанский напомнил, что окатоличивание в 17 веке привело к восстанию в Украине — Хмельниччине. «Я с глубоким уважением отношусь к чувствам верующих любых религий и конфессий. И не пытаюсь рассуждать о том, когда кому из них нужно работать или отдыхать. Скажу о другом. Одной из основных, ключевых причин восстания Хмельницкого, не лично его, а того, что его поддержали сотни тысяч очень злых и неплохо вооруженных крепких мужиков, стало насильственное окатоличевание. Из розетки всегда бьет током. Я понимаю, что для многих, радующихся, что вот теперь то, с 25 декабря, мы со всей просвещенной Европой, исторические примеры и опыт это очень сложно. Поэтому говорю о розетке. А так бы, об Альбигойских войнах рассказал. И да, на самом деле, нам, в нашей ситуации, нужно вкалывать от зари до зари. Включая 2 января, 1 и 9 мая, и субботы. С одним выходным в неделю и отпуском в две. Но нам это очень скоро объяснят. Когда придет время платить по счетам», — отметил он.
Блогер Анна Синькова возмущена отменой выходного 2 мая. Она считает, что депутаты, которые имеют 300 выходных в год, отбирают выходные у реально работающих людей.
«Сегодня люди, явка которых на рабочее место говорит о том, что в них 300 выходных в год, проголосовали за отмену нескольких выходных для реально работающих украинцев. Спасибо пацаны. И за католическое Рождество особое спасибо. Не знаю даже как я раньше без него жила...»
Журналистка Татьяна Высоцкая также уверена в том, что у людей весной забрали бесплатную возможность отдохнуть. Она уверена, что люди будут по-прежнему брать выходной в этот день — только уже за свой счет«. «Отменить выходной 2 мая — лишить именно простых людей права съездить на выходные к родителям или семьи, посадить картошку или просто улететь на море с ребенком. Теперь для этого всего придется брать отпуск или выходные за свой счет. Самое интересное, что эти омерзительные депутаты сами гуляют неделями, принимают законы с юридическими ляпами, не читают, за что голосуют и не краснеют. А украинец, который картофель сажает в селе, им мешает. Дегенераты».
В УПЦ такое решение нардепов назвали антинародным: «Христос родился один раз, а не два, — рассказал глава информационно-просветительского отдела УПЦ архиепископ Ирпенский Климент. — Этим решением Верховная Рада показала, что ей нет дела до мнения народа Украины. По всем социологическим опросам, подавляющее большинство украинцев празднуют Рождество 7 января. Так было до избрания этих народных депутатов, так будет и после них. Но есть еще статистика, которая дает возможность понять причины для такого решения депутатов. Более 80% украинцев считают для себя наиболее значимыми праздниками Пасху и Рождество. И почти столько же наших граждан полностью не доверяют Верховной Раде. Поэтому складывается впечатление, что попытками превращения Рождества из религиозного события в фарс депутаты стремятся ослабить подавляющее доверие к церкви на фоне полного дефолта Верховной Рады».
А вот политологи усматривают в законопроекте далеко идущие планы власти создать единую поместную церковь. «Ввести дополнительный выходной можно было без лишнего шума и свистопляски, никто на самом деле точно не скажет, сколько в Украине католиков и протестантов. В таком случае нужно было и мусульманский Курбан Байрам выходным делать, и еврейский Йом-Киппур — мы же страна мультирелигиозная, — сказал политолог Андрей Золотарев. — А так это все увязывается в один просматриваемый план создания украинской поместной церкви. В Раде давно лежат законопроекты, которые буквально могут взорвать религиозную ситуацию в стране. Поэтому первая стратегическая цель законопроекта — вытеснение УПЦ. И он будет идти об руку с другими антицерковными действиями. Что касается отмены 2 мая, то хронотоп жизни украинцев это никак не изменит — все равно все будут ехать на картошку».
«Я знаю, что дальше будет. Через 2-3 года праздник 7 января отменят. Оставив лишь Рождество, как в Европе — 25 декабря. В православной стране — католическое. Если, конечно, власть не поменяется, и они успеют», — считает экс-депутат Верховной Рады Юлия Ковалевская.
По ее словам, попытки парламента вмешаться в дела церковные приведут к усилению церковных распрей. «Религиозные конфликты — самые страшные», — предупреждает экс-парламентарий.
В тоже время авторы законопроекта пытаются успокоить общественность.
«Этот законопроект очень сбалансированный и спокойный. Мы приводим в соответствие с более точным, правильным, Григорианским, календарем, по которому живет весь мир, по которому живет Украина, празднование такой знаменательного события в жизни каждого христианина, как Рождество Христово. Но, понимая, что сегодня существует многолетняя традиция празднования 7 января, эти праздники остаются: будет и 7 января, и 25 декабря как Рождество Христово», — говорит один из его авторов депутат от «Народного фронта» Павел Унгурян (баптист).
Правда, он не скрывает, что считает празднование 25 декабря более правильным не только для своих единоверцев-протестантов, но и для православных. «Еще в 1923 году Всеправославный Собор в Константинополе принял решение, что все православные христиане должны праздновать Рождество Христово со всеми христианами мира, то есть 25 декабря. Но тогда в то время Советский Союз, атеистическая империя, сделала все для того, чтобы не допустить празднования в Восточной Европе именно 25 декабря. Но сегодня 12 поместных православных церквей празднуют Рождество Христово именно 25 декабря, среди них и Иерусалимская, и Антиохийская, и Румынская, и Болгарская, и Кипрская православные церкви», — говорит депутат.
Впрочем, идеологи проекта утверждают, что насильно переносить празднование Рождества на 25 декабря не будут. «7 января остается праздником и выходным днем и Украина всегда будет его праздновать», — говорит еще одна автор проекта, депутат от НФ Виктория Сюмар.
УПЦ ожидаемо заявила, что при любых обстоятельствах продолжит праздновать в этот день.
«Что касается решения Верховной Рады Украины об установлении 25-го декабря выходным днем, — в принципе в этом не было бы никакой проблемы, если бы несколько нюансов, — сказал спикер епархии УПЦ, священник Олег Точинский. — Во-первых, мотивация этого решения вызывает некоторое удивление. Вот, к примеру, секретарь СНБО Александр Турчинов сказал, что это решение: „...позволит нам порвать с московскими календарями и российскими имперскими стандартами“. Я хотел бы спросить у господина Турчинова, по какому же календарю праздновали Рождество в Киевской Руси, когда еще не было ни Москвы, ни римо-католицизма ни протестантизма? Во-вторых, если приняли решение о выходном на католическое Рождество, как в таком случае быть с католической Пасхой, которая часто не совпадает с православной? Наверное тоже надо давать выходной? И последнее, — очень „по-фарисейски“ в этой ситуации прикрываться толерантностью. Ведь если, как говорят депутаты, учитывать права католиков, тогда нужно считаться с иудеями и мусульманами, которых в нашей стране так же предостаточно. Давайте тогда сделаем выходным еврейский новый год? Или, может, отметим рабочий день в праздник Ураза-байрам? Как бы там ни было, верующие УПЦ будут отмечать Рождество 7 января, даже если в следующем году этот день сделают рабочим. В конце концов законодателям необходимо определиться с тем, какая традиция преобладает в Украине в целом или вообще отказаться от празднования любых религиозных праздников, признавая себя полностью светским государством».
Часть экспертов полагает, что власть, несмотря на все свои заявления, все-таки попытается внести раскол в среду православных, убедив УГКЦ и УПЦ КП перейти на празднование 25 декабря.
«Мы видим попытку создать дополнительный цивилизационный кризис для православных», — комментирует решение парламента эксперт Руслан Бортник.
Впрочем, следует отметить, что ни в УГКЦ, ни в УПЦ КП не собираются отказываться от празднования 7 января. Спикер УПЦ КП Евстратий Зоря говорил, что церковь сегодня и так разделена, а переход на григорианский календарь еще больше усугубит ситуацию. Выступил против этой идеи и глава УПЦ КП Филарет.
Сейчас же он вновь пояснил, что УПЦ КП, как и раньше, будет праздновать Рождество 7 января, добавив, что никаких других комментариев на эту тему у него нет и не будет.
«Решение о переносе празднования должны принять одновременно все конфессии внутри всего христианского сообщество в Украине. Такую реформу нельзя принять административными мерами, ее должны осмыслить миряне. Иначе может быть серьезный раскол», — полагает Игорь Яцив, пресс-секретарь УГКЦ.
Тем временем, после решения Рады о выходном 25 декабря, представители других религий тоже здумались, что было бы хорошо, если бы и их праздники стали бы выходными днями. Например, Муфтий Духовного управления мусульман Украины Саид Исмагилов предложил сделать выходным в Украине Курбан-Байрам.
«Если быть последовательными и справедливыми, то главный праздник мусульман — Курбан-Байрам, можно сделать выходным днем, — отметил Саид Исмагилов. — Оппоненты этой идеи говорят, что каждый мусульманин имеет право взять выходной день у работодателя на празднование своего религиозного праздника. Но на самом деле это не так легко реализовать. Ну, например, если на мусульманский праздник будет назначен ВНО, или экзамен в университете, или защита диссертации, или проверка контролирующих органов, или еще что-то, из-за чего человек встанет перед вопросом: „Выполнить свою духовную потребность или не потерять работу/учебу/должность и прочее?“ Изначально легче, когда религиозный праздник является общенациональным выходным днем, и точно никто не назначит экзамены или проверки на этот день».