Украинцам стало сложнее переводить деньги посредством банков. Как выяснили журналисты «Фразы», после вступления в силу постановления Нацбанка № 43 сотрудники банков стали задавать украинцам вопросы о происхождении средств и даже замораживать отдельные операции.
«Произошло незначительное уменьшение количества операций в связи с тем, что не все клиенты могут быстро предоставить дополнительные документы по запросу банка», — рассказал начальник управления партнерских продаж Идея Банка Максим Кулиш, сообщает UBR.
Банкиры стали интересоваться доходами населения, в основном, при оформлении денежных переводов на значительные суммы.
Причем, речь идет о переводе денег по любой причине: от перевода другому человеку до платежа в адрес коммунального предприятия либо строительной компании (за покупаемую квартиру).
«В качестве подтверждающих документов могут выступать: декларация об имущественном состоянии и доходах с отметкой контролирующего органа Украины о ее получении, договор купли-продажи имущества, договор аренды, справка о получении заработной платы, и т.д.», — уточнила председатель правления акционерного банка «Пивденный» Алла Ванецьянц.
«Физические лица помимо документов, подтверждающих основание для осуществления перевода, должны предоставить информацию (документы), подтверждающую свои финансовые возможности, источники происхождения собственных средств», — объяснила Ванецьянц.
Если человек не мог подать документ, подтверждающий, что перечисляемые им деньги честно заработаны или получены от официальной сделки — банкиры отказывались проводить операцию по переводу средств вне зависимости от месторасположения адресата.
Из-за проблем с документами могут быть заморожены переводы как по Украине, так и за границу.
Ситуация с предприятиями также осложнилась. «Больше времени затрачиваться на анализ и изучение операций, касающихся покупки/перечисления иностранной валюты за пределы Украины клиентами», — отметил Кулиш.
«В части банков существенным моментом является ужесточение ответственности банков за невыявление реальных собственников клиентов или осуществление операций клиентов, у которых собственники имею признаки „номинальности“. Ужесточенные требования к собственникам также касаются контрагентов клиентов по внешнеэкономической деятельности, в определенных постановлением случаях», — сказала Ванецьянц.
«Банк помимо документов, должен анализировать информацию в СМИ (зачастую недостоверную), в публичных источниках, как в отношении самого клиента, так и его контрагентов, и уже потом формировать свои выводы. Подобные выводы носят субъективный характер и возможны случаи, когда они могут не совпадать с выводами других банков, регулятора», — признала Ванецьянц.
«Предоставление дополнительных документов клиентом банка определяется индивидуально, в зависимости от имеющейся изученной информации по каждой финансовой операции. В основном это информация, касающаяся документов о трастовых декларациях, о конечных бенефициарах, участниках финансовой операции, прочее», — рассказал Кулиш.
Банкиров в связи с ужесточением финансового мониторинга больше всего интересует два момента: ухудшение взаимоотношений с клиентами, которых они уже начали изводить запросами на дополнительную информацию и оставлять без обслуживания (когда приостанавливают операции), а также их собственная безопасность — угроза потерять лицензию за рисковую деятельность при малейшем просчете. Новым постановлением НБУ ужесточается ответственность в отношении банков.
Финансисты признают, что далеко не всегда смогут анализировать все без исключения данные. Чаще всего в их руках будет лишь информационный минимум — сведения, предоставленные самими клиентами.
«При этом, сам клиент за предоставление недостоверной информации, фактически, никакой ответственности не несет, как и должностные лица государственного органа, которые вносят данные в публичный реестр, руководствуясь исключительно предоставленными документами», — заметила Ванецьянц.
В тоже время украинские банкиры признают рост расходов в связи с новыми требованиями и инструкциями НБУ. «Выросли затраты банка на повышение компетентности персонала, на обработку разнородной публичной информации с целью формирования обоснованных подозрений относительно рискованности финансовых операций, для минимизации рисков банка увеличились трудозатраты на изучение клиентов и их контрагентов. На данном этапе мы справляемся действующим штатом сотрудников», — сообщила Ванецьянц.
Банкиры уверяют, что еще не повышали цены на услуги в связи с ужесточением финансового мониторинга. Пока им хватает имеющегося персонала. Но не обещали удерживать нынешние ценники, если центробанк снова повысит требования к мониторингу клиентов и их операций.
Ранее «Фраза» сообщала, что 25 февраля 2016 года украинцам начали блокировать банковские карты за подозрительные доходы. В Нацбанке эту меру предосторожности объясняли борьбой с терроризмом и незаконным отмыванием денег и советуют всем клиентам комбанков пройти в банке идентификацию личности.
29 марта 2017 года появилась информация о том, что украинские банки начали проверять владельцев карточек. Работники банков обзванивали владельцев карточек, на которые поступают небольшие суммы и интересуются природой поступлений, также они звонили и тем, кто перечислял деньги и выясняли, за что именно была перечислена та или иная сумма.
С 12 июня 2017 года украинские банки стали жестче проверять операции своих клиентов так как Нацбанк утвердил постановление № 43, согласно которому обязательному финансовому мониторингу в нашей стране подлежат не только операции физлиц свыше 150 тыс. грн, но и перечисления нерезидентов на сумму до $50 тыс.