Ряд заявлений представителей Кабмина о том, что Украина резко снизит закупки российского газа, вызвали прогнозируемую жесткую ответную реакцию в Москве. Не исключено, смысл подобных мессиджей Киева спровоцировать очередное массированное давление «Газпрома», под влиянием которого власть якобы будет вынуждена пойти на продажу газотранспортной системы. Такое мнение «Фразе» высказал президент Центра инновационного консалтинга «КДА» Дмитрий Корнейчук.
«К сожалению, Кабмин так и не захотел взять на себя ответственность перед обществом за неминуемый процесс продажи части украинской ГТС, отмечает президент Центра инновационного консалтинга КДА Дмитрий Корнейчук. В частности, именно с этим связан провал декабрьских газовых переговоров в Москве, поскольку даже небольшая утечка информации об условиях Газпрома вызвали жесткую реакцию внутри страны. В то же время премьер-министр Азаров понимает, что без снижения стоимости газа в 2012 году власть не сможет выполнить как заложенные социальные показатели в бюджете, так и удержать коммунальные тарифы. А значит потеряет надежду выиграть парламентские выборы. Поэтому Кабмин выбрал тактику провокации Газпрома на искусственное давление, перед которым Украина якобы не сможет устоять. Аналогично ситуации 2009 года».
Корнейчук подчеркивает: на искусственность разжигаемого газового конфликта в первую очередь указывает поведение главы Минтопэнерго Бойко. С одной стороны он говорит о снижении в 2012 году закупки российского газа до 27 млрд. кубов в год. При этом прекрасно зная, что минимально по контракту Украина должна закупать 33 млрд. кубов газа. В противном случае оплачивать штраф. А значит прогнозируемо ожидалась жесткая реакция «Газпрома». С другой стороны, отмечает эксперт, «Нафтогаз» заявляет, что много раз предупреждал «Газпром» о снижении объемов закупки газа. Если бы подобное обращение было действительно сделано, то информация уже давно просочилась в украинские или российские СМИ.
Корнейчук не исключает, что карта нового газового ультиматума «Газпрома» разыгрывается Кабмином совместно с Россией. Как это происходило в 2009 году. Поскольку украинская сторона заинтересована в снижении стоимости газа при обязательном наличии убедительных оправдательных аргументов для общества необходимости создания консорциума для управления ГТС. «Газпром» же наконец-то осуществляет свои заветные мечты по контролю за украинской «трубой» и выходом на лакомый энергоемкий украинский внутренний рынок в условиях экономического кризиса в Европе. Кроме этого, маленькая победоносная «газовая война» с Украиной станет неплохим «бонусом» для Путина в канун мартовских президентских выборов.
Корнейчук прогнозирует один из возможных сценариев развития ситуации. После заявлений украинских чиновников о снижении закупок газа «Газпром» начнет угрожать Украине многомиллиардными санкциями за недобор и увеличением стоимости на закупаемый газ. Украина в ответ заявит о повышении тарифов на транзит, а Россия откажется за него платить авансом, как было в 2011 году. Возможно, вновь последуют угрозы перекрыть Украине «газовый» вентиль. В игру включится Европа, которая начнет давить на Украину с требованием поскорее решить вопросы с Москвой, не допуская очередного замерзания ЕС. Одновременно задействуют механизмы закрытия российских рынков для украинской мясо-молочной и кондитерской продукции. В итоге информационных войн, преимущество которых будет на стороне России, стороны сядут за стол переговоров из-за которого выйдут с «вынужденным» компромиссом о создании консорциума и скидкой на российский газ. На первом этапе «Газпром» может даже удовлетворить не половина ГТС, а, к примеру, 30%. Остальное продадут через пару лет.
Корнейчук отмечает: как и в 2009 году, власть играет по «двойным стандартам». Общество отнюдь не слепое или глухое, и прекрасно понимает: Украина поставлена в сложную ситуацию стоимостью российского газа. Несомненно, следует искать компромиссы с Россией и что-то предлагать взамен. Однако вновь переговоры проходят кулуарно, а для людей устраивают спектакль с газовыми ультиматумами. Кроме этого, общество также знает: власть не использовала все юридические механизмы для отмены положений газового контракта 2009 года. В частности те же Польша или Германия в судебном порядке добились пересмотра газовых контрактов и снижения объемов закупки газ. В то время как Украина за два года ограничилась только декларативными заявлениями.