Российские нефтяные компании прекратили поставки сырья в Беларусь, поскольку с 1 января нет договоров, сообщила пресс-секретарь белорусского госконцерна «Белнефтехим» Марина Костюченко. О трудностях с заключением соглашений стало известно в конце того года, еще 6 января «Белнефтехим» рассчитывал, что договоры будут подписаны после праздников. Однако переговоры затянулись — обсуждается цена, сказала Костюченко.
В конце прошлого года Россия и Беларусь подписали соглашение по формированию единого экономического пространства. По нему с 2011 г. Минск будет получать всю российскую нефть без пошлин (план на этот год — 21,7 млн т). Взамен белорусы согласились отдавать Москве все пошлины от экспорта нефтепродуктов из российского сырья. Москва считает, что все равно потеряет около $5,3 млрд только в этом году (такую цифру называл премьер Владимир Путин), а Минск выиграет $3,9 млрд (министр экономразвития Эльвира Набиуллина).
11 января спотовая цена российской нефти Urals составляла около $696/т в порту Роттердам. Цена, очищенная от экспортной пошлины и «небелорусской» части транспортных расходов, — около $360, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Но с 1 февраля Беларусь поднимет на 12,5% тариф на транспорт нефти по своей территории — «в связи с изменением экономических условий». И чтобы компенсировать рост расходов, российские компании решили повысить цену нефти для Беларуси на $45/т. Костюченко комментировать это не стала, пишут Ведомости.
В I квартале крупнейшие поставки в Белоруссию были запланированы у «Лукойла» (1 млн т), «Сургутнефтегаза» (1 млн т) и «Роснефти» (0,9 млн т). Представитель «Роснефти» от комментариев отказался, связаться с остальными не удалось.
Когда могут быть подписаны договоры, Костюченко прогнозировать не взялась, отметив лишь, что транзит российской нефти в Европу идет в штатном режиме, а запасов на белорусских НПЗ хватит до конца января (это декабрьская нефть из России и сырье из Венесуэлы, поставки которого продолжаются). Что будет с транзитом, если договориться с Россией до конца января не удастся, Костюченко комментировать не стала.
Вопрос решается на самом высоком уровне, утверждает сотрудник «Роснефти». Но в Белом доме этого не подтверждают. «Поставки нефти в Беларусь осуществляет не государство, а коммерческие организации; правительство России, естественно, не может влиять на коммерческие переговоры», — подчеркивает пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков. Однако, если дело зайдет в тупик, «это, безусловно, станет темой для двусторонних переговоров», обещает он.
У российских компаний есть то преимущество, что они обеспечивают белорусские НПЗ нефтью примерно на 80%, отмечает Борисов, а до 2010 г., когда Минск договорился о поставках из Венесуэлы, было и вовсе почти 100%.