Валентин Ткач: Революция в Украине еще не состоялась

Валентин Ткач принадлежит к плеяде современных «модных» философов современной Восточной Европы, каким-то трудно постижимым образом синтезировавших институциональную традицию в экономике с социологией и украинским «фольком». Когда книги Ткача — многолетнего автора «Зеркала недели», «УП» и многих журналов, социолога с академическим бэкграундом в точных науках — появляются на прилавках, то их сметают. Даже скажу так: во многом «Імітація» и «Квазілюдина» сыграли роль «Манифеста» Маркса для Революции достоинства. Поэтому в данном редком случае я не перечисляю вопросы, которым посвящена эта беседа. О Валентине Ткаче и его способе мышления можно рассказать либо слишком много, либо просто отправить читать его книги.

Валентин, ваши книги — это, как правило, сборники эссе (или я ошибаюсь?). Какой же, по вашему замыслу, является объединяющая идея свежей книги «Война и миф»?

С апреля она уже «не свежая». У меня вышла новая книга «Мед на ноже». Что касается «Войны и мифа» могу сказать следующее: она, как и другие мои книги, — скорее методичка, нежели книга. Исключением является «Так говорил вуйко Дезьо», ее можно считать сборником эссе. Для остальных книг общей является технология формирования: обложка, титульный лист задает тему, определяет содержание беседы, а уже сами материалы — это размышления касательно заявленной беседы. Скажем, на титульном листе книги «ИМИТАЦИЯ» содержится заявление: «Наше "хочу" — продукт манипуляции, наше "могу" — навязано... Наше „имею“ — лишь Имитация жизни».

Это, пожалуй, рецидивы моей преподавательской работы сказались: книга становится методичкой к объявленной теме «семинара». Так произошло и с остальными книгами. Кстати, понял я это позже, когда с друзьями обсуждал жанр книги «Квазичеловек». Я случайно обратил внимание на эту особенность.

У книги «Война и миф» такая же конструкция. Она имеет подзаголовок «Великая Украинская стена», определено место смыслов книги: «Цивилизация искусства». (До этого были «Цивилизация принудительного обмена», «Цивилизация принудительного успеха», «Цивилизация квазичеловека».) На обложке книги «Война и миф» есть цитата царя Соломона: «Что сеяли, то и собираете. Несчастье — это ваш выбор». Эта цитата раскрывает смысл подзаголовка «Великая Украинская стена», речь идет не об инженерном сооружении, которое украинцы должны построить, а об экзистенциальном выборе, который они должны сделать: от партикулярной (азиатской) системы установления взаимных прав к системе универсальной (европейской, «западной»).

Подзаголовок «Цивилизация искусства» является определением новой технологии мышления — синтеза, который должен заменить существующую технологию анализа.

Вообще-то, основной материал книги был готов в 2014 году, он создавался в режиме реального времени, со всеми эмоциональными оценками, которые генерировали кровавые события той поры. Когда в 2016 году удалось книгу издать, я ничего не редактировал, а оставил все таким, каким оно казалось мне в ту пору.

Искусство как новая технология мышления должно предстать перед целесообразностью. А это значит, что она должна сбалансировать сверхосновы «хочу» — «могу» — «имею» и объединить их в новую симфонию представления человека об успехе.

Если в геометрии мифа целесообразность как основа интерпретации уступит место искусству как новой технологии мышления, то мы получим новое качество мифов. Они из мифов-предостережений превратятся в мифы-инициации.

Украина избавляется от старых мифов и начинает генерировать новые, с которыми уже придется жить нам и будущим поколениям.

К слову, новая книга «Мед на ноже» имеет средой обитания смыслов «Цивилизацию Выхода». Клянусь, что никто ничего специально не делал и даже не осознавал, но первый экземпляр книги в издательстве «БукРек» я взял в руки именно на Песах. Когда по традиции я привез первый экземпляр в подарок историку Игорю Григорьевичу Буркуту, он, взглянув на обложку, указал именно на это.

Что, по вашему мнению, изменилось в Украине за три года, с момента начала Революции достоинства? К лучшему, к худшему? Считаете ли вы революцию завершенной?

Начнем с конца вашего вопроса, а именно согласуем понятие «революция».

Политику я рассматриваю как состояние собственности в стране (формулу преобразования собственности в капитал) и содержание диалога, который ведется между властью, бизнесом и обществом. Революцию я воспринимаю как изменение институциональной процедуры, а не смену власти. В соответствии с этим меняется и содержание диалога. Может, и наоборот, новый диалог побудит к изменению законов. Революция в области собственности — это изменение формулы капитализации, а в пространстве диалога — легализация и легитимизация запрещенных тем, форм и содержаний диалога.

К примеру: буржуазная революция — это переход от выборочной, персонифицированной процедуры капитализации собственности к внедрению действия универсального закона, единого для всех. Смыслами диалога в такой революции становятся концепты свобод, прав и законности. Когда происходят подобные трансформации в области собственности и диалога, мы можем говорить о революции. Я так думаю. С этой точки зрения, в Украине состоялась только смена власти, а переход от партикулярной, избирательной системы капитализации только происходит — именно это должно быть содержанием реформ.

Что касается диалога в Украине, то в нем произошли фундаментальные изменения, собственно, их мы и называем Революцией достоинства: изменились темы и акценты диалога, но инструменты его ведения остаются слабыми из-за низкого социального капитала и малой переговорной силы институтов гражданского общества.

Украина унаследовала партикулярную — ордынскую — систему капитализации. Избирательность в институциональной процедуре сохранялась на протяжении всех периодов смены власти во времена независимости. Но предыдущий период был отмечен одиозностью избирательности. Если раньше существовали хотя бы определенные олигархические сговоры, то накануне Майдана мы получили авторитарный режим, который начал игнорировать даже эти сговоры.

Одиозность институциональной формулы «капитализации», которая стала напоминать грубое перераспределение, и возмущения в области диалога, откуда начали исчезать концепты прав и свобод, вместе породили логику, из которой возник сверхмощный спонтанный порядок — Майдан достоинства.

Да, были разные стимулирующие моменты и со стороны олигархических кругов, которые почувствовали реальную угрозу собственному существованию в условиях нарушения правил сговора, но не они, а солидарная энергия масс стала решающей силой, которая формировала повестку дня.

Да, олигархи могут считать, что их скрытое или завуалированное участие привело к смене власти. Но материальный ресурс формирует только навязанные порядки, которые распадаются при его исчезновении. Мы же наблюдали фантастическое продолжение Майдана достоинства в уникальных солидарных действиях, которые проявились в добровольческих батальонах и невиданном в истории волонтерском движении.

Я не хочу давать оценок в ответах на ваши вопросы. Их время еще не пришло. Время оценкам наступит, когда мы победим внешнего агрессора. Эта победа, учитывая, что у него — агрессора — нет сдерживающих факторов, даже человеческих, возможна только при поддержке мирового сообщества. «Салютовать будем после Победы» — так можно перефразировать слова героя Леонида Быкова из фильма "В бой идут одни "старики". Тогда же и раздадим оценки. Сейчас только запомним и сделаем все для Победы.

Касательно вашего вопроса о завершении революции: а она еще не состоялась. Революция произойдет тогда, когда азиатская выборочная система будет заменена европейской универсальной системой.

Заключительный материал книги «Война и миф» так и называется «Народ есть. Нужен «Моисей». Причем «Моисей» — в кавычках, потому что означает не персону, а новый нравственный закон, который должен воцариться в Украине. Если очень обще его определить, то формулируется он так: «Закон выполняют все!». Эта установка должна стать императивом, безоговорочным моральным принципом, который принимается и культивируется всем обществом. Это я вам намекнул на то, когда Революция достоинства осуществится.

Как вы считаете, происходят ли у нас реформы? И если да, то какие именно? А если нет, то почему?

Пока в стране не сформирован образ ее будущего, который признается нацией и с оговорками и интерпретациями воспринимается народом, мы не можем говорить об успешности или неудаче реформ. У нас нет системы координат, которая задает вектор развития, потому что нет консолидированного представления о содержании развития. У нас пока есть база сравнения: «до Майдана».

Однако на базе сравнения можно делать успешный «ремонт», но никак не определять пути, ведущие к новому представлению об успехе. Да и успех мы не наполнили содержанием, которое бы учитывало вызовы современности; я уже не говорю о вызовах будущего.

Пока мы будем формировать образ будущего, нужно завершить начатый «ремонт». Революция в области капиталов предусматривает внедрение действия универсальных законов. Только на их основе можно создать рынок. Рынок уничтожают монополии и регуляторная политика государства.

Децентрализация — это эффективный инструмент дерегуляции, но он становится таковым, когда в обществе культивируется установка, что закон выполняют все.

Демонополизация — это эффективный инструмент сохранения рынка как общественного блага, но он становится таковым, когда в обществе действует императив «Нет никого выше закона».

Цивилизация меняется очень быстро. Мы наблюдаем, как вследствие внедрения информационных технологий изменился мир. Но нас ждет еще больший шок — изменение энергетической картины мира.

Выстраивая образ будущей страны, мы должны учитывать эти обстоятельства, а их еще даже трудно понять.

Представьте себе домохозяйство украинца, полностью самодостаточное в смысле энергообеспечения за счет энергии Солнца. Каким может быть представление об успехе в таком домохозяйстве, если в его распоряжении есть еще и даровой «вечный двигатель» — земля? Считайте, что одна из изюминок такого состояния — полный суверенитет его членов над собственным временем, чего сейчас нет и в помине.

Это относительно будущего образа Украины и успешности реформ.

Когда это произойдет, каждый будет реализовывать, что захочет: «садок вишневый коло хаты», «пассивный дом», экологическую ферму или «умный дом» и прочее. Это разнообразие возможностей и средств будет избрано суверенной волей, обеспечено государством и составит образ будущей Украины.

Остался ли у нас потенциал для ускоренного, догоняющего развития, или он был растрачен попусту за четверть века постсоветской истории?

Учитывая революционные энергетические технологии, можно безответственно (мы можем только обоснованно фантазировать) сказать, что сейчас все страны получают равные шансы для совершенно нового планирования развития. Да, у них разные стартовые условия, но средства будут одинаковыми, с учетом того обстоятельства, что Илон Маск раскрывает патенты.

Здесь главным фактором будет культура. Культура производства, культура отношения к обязанностям и правам (именно в такой последовательности), культура соблюдения слова, культура ведения диалога.

Культуру я определяю как матрицу координации между окружающим миром и моделью мира, которая культивируется в обществе. Общества, в которых такая матрица координации — культура -- будет более богатой, эластичной, более технологичной, более полной, станут первыми.

Сказанное означает, что построение образа будущего Украины невозможно в прежних стереотипах планирования. Новое планирование — это планирование концепций.

Можно ли сказать, что в критический момент для существования украинской государственности главную ответственность за будущее взяла на себя интеллигенция? И всегда ли так происходит?

Мы сразу запутаемся, потому что четкого определения термина «интеллигенция» нет. Существуют исторические формулировки, возможна дискуссия...

Я вижу эту тему несколько иначе. Большое количество профессиональных людей заявили о своем видении процессов, происходящих в стране. Их компетентное мнение сформулировало новые темы общественного диалога. Аморфное пространство ангажированной болтовни вдруг получило «высокое напряжение» смыслов. К примеру, группа «Первого декабря» и другие. Это новое качество диалога составило логику новых спонтанных порядков, которые консолидировались и сформировали Майдан достоинства.

Всегда ли так бывает? Это зависит от готовности к жертвенности. Я элиту определяю как тех, кто защищает других, для кого собственная социальная роль, признанная обществом, является более значимой по сравнению с личным социальным статусом, установленным государством.

Можно цинично сказать, что смертельная угроза, а она для Украины была и остается такой, объединяет. А как быть с историческим примером агрессии Гитлера против Франции, ведь там была такая же угроза? Настоящее сопротивление агрессии появилось лишь со временем.

Я к тому, что каждый случай уникален. И мы еще не прошли все испытания до победного конца. Ведь смотрите: основной вектор агрессии против Украины сместился именно в область общественного диалога. Противник понял, в чем источники нашей стойкости. Поэтому консолидацию общества враг пытается растерзать всевозможными спорными темами, дискуссия вокруг которых никоим образом не приближает нашу Победу, не касается ее, может быть проведена в любое другое время и при других обстоятельствах.

Давайте об абортах мы поговорим в другие дни и сначала в научных аудиториях; а артистов, которые поют «под фанеру», говорят «под фанеру» и живут «под фанеру», не будем делать лидерами общественного мнения.

Нам затуманивают зрение, размывают акцент темы. Мы должны, прежде чем выяснять, кто поехал выступать в Крым или не поехал, вести разговор о том, кто Крым захватил. При этом, конечно, помня все. Нам это нужно хотя бы для того, чтобы в будущем понимать, за что прощать.

В сложных юридических коллизиях — а такой и хотят сделать в Кремле действительность Украины — работает четкое правило: «Если в результате изменений возникают проблемы, то решаются они за счет инициатора перемен». Поэтому во всех претензиях и вопросах, которые нам навязывают, первым адресом в возможном списке должен быть Кремль. Поэтому в Конотопе на пункте пересечения границы следует апеллировать не к пограничникам, а к тому, кто совершил агрессию.

Как вы считаете, можно ли называть Украину современным обществом? Что вас так раздражает (насколько я могу понять по вашим публикациям) в «постмодерне»?

По первому вопросу ответ дам в стиле блиц: общество — да, страну — с оговорками, государство — нет.

Для меня народ — это мечты, а общество — это воплощение мечты.

Народ — это представление о справедливости, а государство — это воплощение нацией этого представления в жизнь.

Человек -- это координация в мире, вопросы, которые он задает сам себе — вместе культура, а народ — это жизнь, практика культуры, должны вести к реализации представления человека об успехе.

Теперь о постмодернизме. Последние дни я провел в плену Гоголя. По этому поводу даже появилась публикация. Чтобы не повторять мысли предыдущих материалов, я просто по памяти воспроизвожу цитату относительно Гоголя и постмодернизма.

Смыслы — это суммы сложения истин. Гоголь вместо арифметики сложения истин предложил собственную алгебру нахождения суммы. Его можно было бы считать предтечей постмодернизма. Но сам постмодернизм разорвал эти связи; он вообще игнорирует связи. Постмодернизм отверг истины, формулы их сложения превратил в ералаш настроений, а смыслы понятий уничтожил, поскольку он уничтожил саму базу сравнения и оказался в пустоте истин, формул и смыслов.

Когда уничтожается система координат, исчезает пространство, а его эстетическое качество погибает — аннигилирует.

Пагубность постмодернизма заключается в принижении истин, абсурдизации формулы их сложения и, как результат, в отсутствии смыслов понятий, что приводит жизнь к пустоте.

Поэтому школа теряет свою концепцию; общество теряет способность к солидарным действиям и попадает в распад времен, потому что пустым становится его опыт; будущее невозможно ответственно планировать, оно утрачивает целостность и крошится на проекты, поэтому правят бал футурологи-постмодернисты.

Социум распадается.

Камю говорил, что этот мир имеет только эстетическое оправдание. Я согласен с этим определением. Если постмодернизм уничтожает эстетическое качество мира, как к этому относиться?

Наступила постиндустриальная эпоха. Или это преувеличение интеллектуалов? А если таки наступила, то в чем ее смысл?

Я не хочу путаться в тонкостях определений терминов. Давайте просто нарисуем картинку современной цивилизации. Пойдем от сферы капиталов, так как ее состояние индуцирует все дальнейшие проявления во всех секторах жизни.

Мы -- общество потребления. Капиталы, которые в нем формируются на основе навязанного спроса, я считаю постмодернистскими — пустыми, хотя они упорно администрируются рейтинговыми агентствами. В модерне капитал был жестко обеспечен собственностью, в постмодерне капиталы без обеспечения становятся сутью, смыслом успеха.

Какие губительные проявления такой трансформации институциональной процедуры капитализации мы наблюдаем? В области политики это делает допустимым существование партий без идеологий, чего не допускал модерн.

Если «капиталист», навязывая спрос, может создать своего потребителя и заработать на этом «капитал», который рейтинговыми агентствами будет признан без кавычек, то партия может создать свой электорат. Фармацевт создает свою болезнь, диктатор создает свой народ и тому подобное. В информационном пространстве появляется сообщение без факта, кровавые последствия такого извращения мы ощутили на себе.

В быту любовь и семья заменяются контрактом.

Капиталы возникают не из собственности, а из объявлений о собственности. Победитель выборов объявляется, а не избирается, и тому подобное. Истоки такой фантасмагории заключаются в пост-процедуре: капитал и собственность разрываются. Может, так следует определить постиндустриальный мир, он же мир, где вращаются не капиталы и права собственности (основа капитализма), а информация о капиталах, часто вообще не обеспеченных собственностью (основа информационного мира)? Как вы представляете себе миллиардную капитализацию «Покемона»?

Мой заключительный материал о Гоголе завершается анализом его предсказаний.

Сейчас, когда большинство знаний современного человека выносится на внешние носители, а сам «индивидуум» получает некий виртуальный образ в электронных облаках, пророческими становятся слова одного из героев Гоголя: «Люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря».

Эти слова гения из пророческих превращаются в зловещие, если вспомнить, что их автором является герой повести «Записки сумасшедшего».

Видимо, поэтому моя книга «Мед на ноже» начинается словами вуйка Дезьо: «Ваша цивилизация — это мед на ноже. У нее будущее есть, но его нет».

Не возникает ощущение, что Украина пропустила в своем развитии какие-то важные периоды, характерные для истории «Запада»? Возможно, с этим связаны ее системные противоречия?

Я бы сказал, что Украина не пропустила важные периоды «Запада» — скорее часть периодов, которые Украина прожила вместе с «Западом» и которые были ей присущи (Магдебургское право, например, и т. д.), затем были в ней искусственно уничтожены или принижены.

Безусловно, такие трансформации являются очень чувствительными, потому что они касаются вопросов капитализации — существенной составляющей политики.

Что важно при этом? Следует осторожно давать оценки таким явлениям в категориях «хорошо-плохо», если нет договоренности о представлении человека об успехе, если смыслы достижения состояния счастья не согласованы. Даже с учетом этих предостережений выводы на разных исторических горизонтах могут разительно отличаться.

Следует понимать, например, что «стокгольмский синдром» распространяется даже на целые народы. А с течением времени он может войти в ментальную часть мировоззрения людей.

Чем ценна для мира (человечества) украинская традиционная культура? Ведь культур существует много...

Я уже говорил, что определяю культуру как координацию между миром и моделью мира.

Бог создал нас подобными себе, но позволил нам быть собой. Поиск своей встроенности в мир, гармонии модели мира и окружающего мира — это Замысел Творца относительно человека. Поэтому любая культура бесценна. Она является изыскательским проектом, успех которого умножает мировую сокровищницу. Для меня маленькая писанка в пасхальной корзинке значит больше любой многозначной строки в балансе успешной корпорации. «Щедрик» на Рождество по всему миру вызывает больше улыбок, теплых мыслей, воспоминаний, трепетных ожиданий, чем самое популярное в мире моющее средство, приносящее миллиардные прибыли.

Да, нужно и то, и другое, но я в оценках таких явлений становлюсь на сторону Камю.

Оценивать любую культуру отдельно от фактора горизонта времени следует очень осторожно, если это вообще корректно.

Счастливый человек в Украине — вот каким должен быть наибольший вклад украинской культуры в мировую сокровищницу. И такая культура должна стать традиционной.

Есть ли в украинской культуре нечто скрытое, нечто особенное, что уберегает украинское государство от превращения в авторитарный, то бишь тоталитарный, режим?

Давайте я попробую пошутить.

Нам помогает наша институциональная власть — наша правовая расхлябанность. Украинец ментально воспринимает норму закона не как руководство к действию, а как головоломку, лабиринт, который нужно обойти, а его создателя обмануть. Это не правовой нигилизм северного соседа. Украинец занимается этим с целью получить выгоду.

Едва норма становится авторитарной, то есть закрепощает украинца, уменьшает его выгоду, он начинает не обходить закон, а выступать против него — игры заканчиваются восстанием. В то время как правовой нигилизм соседей формирует основу для тирании: против закона никто не выступает, потому что его просто не признают; поэтому здесь возможен только бунт, но не восстание.

Шутки шутками, но в этом и состоит самая трудная задача реформ: внедрить в неформальную часть общественного договора установку уважения к закону и безоговорочного его выполнения. Да, это возможно, но при этом я помню, сколько лет ушло на то, чтобы мы начали у светофора ждать «зеленый свет» даже при отсутствии машин.

Обратите внимание, что на ваш вопрос об авторитаризме я спонтанно ответил шуткой. Это — тоже ответ: у украинцев хорошее (оптимистическое) чувство юмора.

Как удается вам адаптировать карпатскую мистику к изложению современных экономических учений? Почему именно в ваших произведениях это происходит естественно?

Я не могу ответить вам на этот вопрос, потому что у меня он никогда не возникал, я об этом не думал.

Но я могу вам рассказать о двух ассоциациях, которые этот вопрос у меня сразу вызвал.

Это было накануне празднования 70-летия Ивана Миколайчука. Мой товарищ, который принимал участие в организации, поехал в Черторыю, чтобы согласовать все детали подготовки праздника. Он взял меня с собой. Во дворе у Миколайчуков товарищ познакомил меня с племянником Ивана — они были знакомы. Далее говорили о деталях, согласовывали какие-то вопросы, угадывали, что по поводу всего сказал бы сам юбиляр. Я слушал взвешенные, порой неожиданные слова племянника, и меня не оставлял в покое его взгляд — это были глаза Ивана. Когда мы с товарищем уже возвращались в Черновцы, я ему сказал, что теперь знаю, как выглядит вуйко Дезьо — это Иван Миколайчук в семьдесят лет.

Вторая ассоциация иная, но она тоже связана с горами, правда, с Андами. В Перу родился автор прекрасной книги «Мистерия капитала» Эрнандо де Сото. Эта книга — пример сверхъестественного озарения, а ее автор, по моему мнению, владеет экономическим Граалем. Я в свое время ее законспектировал и разобрал на цитаты.

Что мне подсказали эти две ассоциации? Главное в жизни — это то, кого ты встречаешь и какие книги читаешь.

И последнее. Как, по вашему мнению, будет развиваться Украина после того, как ассоциация с ЕС будет наконец полноценно воплощена?

Вы ответите на ваш вопрос сами, если сможете сформировать картину ЕС той поры. Или это будет уже что-то другое?

Ассоциация с ЕС для Украины является органической. Новые поколения украинцев — я говорю об образованных, мобильных -- будут мало чем отличаться от образованных и мобильных европейцев. Однако в то время факт ассоциации с ЕС станет для Украины вторичным. Главным все же будет раскрытие потенциалов Великого Княжества Литовского (ВКЛ), которые были приглушены, но чья энергия сохранилась. Путь «из варяг в греки» может явить Европе новое качество.

Мы не можем ответственно представить, какими будут результаты ассоциации. Для Украины раскрываются большие перспективы и доселе недостижимые возможности.

Но главное, чтобы домохозяйство украинца при этом окрепло, а не превратилось в кочевье.

Тэги: революция, Валентин Ткач

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Новые авиабомбы россиян долетают до любого района Харькова, — ОВА
Новые авиабомбы россиян долетают до любого района Харькова, — ОВА
Новые авиабомбы россиян долетают до любого района Харькова, — ОВА
Новые авиабомбы россиян долетают до любого района Харькова, — ОВА
В оккупированном Мариуполе россияне хотят мобилизовать местных мужчин
В оккупированном Мариуполе россияне хотят мобилизовать местных мужчин
В Токио с запозданием начала цвести сакура
В Токио с запозданием начала цвести сакура
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
В США собака спасла своего хозяина… от бомбы
В США собака спасла своего хозяина… от бомбы
На популярном грузинском курорте сошла лавина: видео с места ЧП
На популярном грузинском курорте сошла лавина: видео с места ЧП
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
В Австралии змея чуть не задушила телеведущего в прямом эфире
В Австралии змея чуть не задушила телеведущего в прямом эфире
Вариации Гримм (2024): трейлер и дата выхода нового сериала-аниме
Вариации Гримм (2024): трейлер и дата выхода нового сериала-аниме
Павел Кириленко: чиновник «оброс» во время войны имуществом на 70 млн грн, - СМИ
Павел Кириленко: чиновник «оброс» во время войны имуществом на 70 млн грн, - СМИ
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?