Александр Клименко: Страшный XX век жестоко развенчал миф о гуманизме и просвещенности человека, обнажил его животную сущность

Остывание времени. Вот самое точное наблюдение из последних записей вахтенного журнала цивилизации. Ведут этот журнал все, кто видит, замечает, страдает, спорит, не чувствует себя счастливым в своем отдельно взятом человечьем счастье, осознавая слякоть и осенний дождь на планете. О многом догадываются художники. Хотя, как известно, «...бывают крылья у художников, и у портных, и у сапожников, но лишь художники открыли, как прорастают эти крылья...».

Напророчили о XX веке и сами себе и ему ужаснулись, поставив «черный квадрат» на человеке разумном и гуманном. Но мало им, молчунам у мольбертов. Сетуют на невидимое, высасывающее из нас цвет, яркость, разнообразие, воображение, идеи, вкус, энергию. Не живем — остываем. «...А прорастают они так — из ничего, из ниоткуда, нет объяснения у чуда...». Поэт схитрил, не желая выдавать тайну: художники все про всех знают, но не говорят, а рисуют. И лишь изредка проговариваются.

У художника Александра Клименко особые отношения с цветом. Он прощупывает его, проверяет на прочность и вечность — оттенок за оттенком, оставляя символические дактилоскопические рельефы своего внимания прямо на вязкой палитре. Она медленно стекленеет, застывает в калейдоскопических водоворотах, символизируя круги и спирали жизни.

— Наблюдая за зрителями арт-искусства, вы почувствовали момент «выключения», когда человек уже не может анализировать, осознавать цвет, переживать, волноваться, получать удовольствие? Эта интеллектуальная и душевная монохромазия вас не пугает?

— Великолепный термин. Несомненно, монохромизация — то, что узоры, орнаменты, полные витальной силы, почти ушли из наших интерьеров; то, что яркого цвета, его разнообразия стало существенно меньше, — как раз и есть явный симптом того, что я называю остыванием времени. Вдруг резко выбросили ковры, выполнявшие сакральную функцию. Забавно, но в последнее время вообще появилась склонность воспринимать как некую умозрительную «стильность», чуть ли не как благородство и аристократизм тяготение к оттенкам серого цвета, монохромность. Раньше все, что создавал человек, было покрыто узорами, не только одежда, но и стены, мебель, предметы интерьера — это бурное и естественное проявление полноты бытия, радости жизни счастливых эпох, молодости мира.

Очень интересно в этом плане проанализировать, как период модерна, ар-нуво — красивое время, с его гибкими линиями, изысканными узорами — сменилось на грубые, рубленые, искусственно прямые линии и формы авангарда. Примитивные, простые геометрические фигуры, их противопоставление, конфронтация, конфликт масс и объемов в композиции точно выражали катастрофу общества, предвещали начало войны, череды революций, многочисленные геноциды, Холокост и прочие ужасы, в которые образованная, изысканная публика конца XIX века просто не смогла бы поверить. Это было предчувствие и пророчество художников о страшном XX веке, который жестоко развенчал миф о гуманизме и просвещенности человека, обнажил его примитивную, животную сущность, всеобщую враждебность и агрессию. Предтечей этого, черной меткой новой эре дегуманизации как раз и стала картина-символ гениального медиума Малевича «Черный квадрат».

Рассматривая старинные произведения, где изображены интерьеры прошлого, я очень давно обратил внимание на исчезновение орнамента, понял причину происходящего «обесцвечивания» и «обезузоривания» современного мира, начал системно, структурно-семантически исследовать этот феномен и написал на эту тему несколько текстов. Именно поэтому позже, совершенно сознательно, появилась моя концептуальная программа «витализации» живописи нашего времени, я считал и считаю, что хотя бы в картинах, в искусстве должны сохраняться орнаментальная структура, буйство ярких красок. То, что я делаю в искусстве, и есть отчаянная, возможно, обреченная, но, надеюсь, мужественная попытка хоть немного затормозить это сползание человечества во тьму однородного, каменных джунглей, обезличивания. Около десяти лет назад для выставки в Германии я на эту тему написал «Манифест героического оптимизма». Квинтэссенцией долгого пути и исследований в этом направлении стал мой проект «Солярно-спектральная глорификация».

— Вы не только профессионально, но интуитивно, чувственно ощущаете цвет гораздо точнее, чем среднестатистический человек. Каких оттенков вам не хватает, например, на украинской улице: в архитектуре, людях, оформлении офисных, коммерческих зданий; и какой палитры навязчиво много?

— Мне не хватает яркости и разнообразия всех оттенков цвета, не какого-то одного, отдельного. Особенно в тусклые, безрадостные дни поздней осени и зимы. Вообще, я давно заметил, что в моем личном желании рисовать картины преимущественно в той или иной цветовой гамме сезонность имеет большое значение. В жару, если приходится по делам оставаться в городе, появляется просто физическая потребность в голубом, синем — прохладном, водном, а в холодные зимние дни тянет рисовать горячие, красные картины. Что касается оформления зданий снаружи и внутри, сегодня слишком много серого, во всех смыслах этого слова. Это неопределенный, вялый, вязкий, тяжелый, неподвижный, почти лишенный жизни и энергии цвет, и то, что в современном минималистическом дизайне его стало так много, явно говорит об определенных процессах в социуме.

— Отношение к цвету как части жизни — в одежде, бытовом и архитектурном окружении — вырабатывается поколениями и становится своего рода «вшитым» критерием в восприятии моды, красоты, современного и классического искусства. На восприятие цвета влияют бытовой, исторический контекст, индивидуальные комплексы и страхи. Можете назвать палитру, в которой живет украинец? А японец, француз, грек, немец...?

— Последние несколько лет, как известно, украинец живет в желто-голубой гамме, в антураже разрисовали все, что можно... А вообще, сложно выделять те или иные цвета, присущие народу, это профанация, и я бы не стал этого делать: потому что если в архитектуре Греции часто используют белый и голубой цвет, то это еще далеко не все цвета Эллады. А как же выжженная солнцем земля, камни, горы песчано-охристой гаммы; а как же невероятные греческие сады, где все оттенки зеленого, множество цветов, красные, розовые — и такие ароматы, что кажется, можно пить этот благодатный воздух. Это для меня тоже образ Греции.

Думаю, что символическое, архетипическое восприятие цвета у всех народов похожее: красный — жизнь, кровь, энергия, голубой — небо, вода, воздух.

— Для вас, интересующегося историей и политикой, состоянием общества и, конечно же, в первую очередь человека искусства, имеет ли время свой цвет? Какой цвет сейчас у времени, какой — у нашего общества?

— Я так не вижу, но можно невесело пошутить, что, увы, цвета хаки.

— Как меняется психологическое и оптическое восприятие цвета у людей, родившихся в конце XX-го и в XXI веке? В состоянии ли они, окруженные броскими синтетическими оттенками, высокоточными плазмами, определенной стилистикой, интеллектуально и чувственно оценить колористическую индивидуальность палитр Врубеля, Моне, Коровина, Гогена, Пикассо?

— Думаю, раньше ярких оттенков цвета, его изобилия и буйства было не меньше, чем сейчас, а намного больше. Например, греческие скульптуры и храмы, которые мы привыкли видеть пастельно-белыми, на самом деле были раскрашены очень броскими, контрастными оттенками. Все вокруг, в прошлом, напротив, было в узорах и цвете. Многие картины, которые мы сегодня видим, уже, к сожалению, пожухли от времени, поблекли, потеряли первоначальную насыщенность цвета. До сих пор некоторые произведения раннего итальянского Возрождения меня просто потрясают сиянием, почти свечением оттенков синего и голубого, но это наверняка свойство натуральных пигментов того времени.

— Как бы вы посоветовали тренировать ощущение оттенков, возможно ли это?

— Стоит просто смотреть на цветущие луга, сады, море, звездное небо и радоваться священному празднику бытия...

— В коммерческом дизайне и моде, графическом арте, архитектуре, арт-пространстве, фотографии принято отслеживать тренды в колористике на сезон или год: их может диктовать Pantone, другие эксперты — это не рекомендации, а искусно маркетизированные догмы. В современном искусстве вы замечаете определенные тенденции к коммерциализации цвета — в угоду быстрым продажам и моде, желанию попасть на глянцевые страницы? Или все же современные художники пытаются сохранить свое лицо и с помощью собственной палитры?

— Это сложный вопрос, на который в двух словах не ответишь. Я убежден, что в арт-пространстве невозможно, да и незачем отслеживать тренды в колористике. Contemporary art сегодня очень разный: одновременно в мире благополучно сосуществует множество разнонаправленных тенденций и колористических предпочтений. Конечно, выбор той или иной цветовой гаммы зависит от менталитета и традиций страны. В Индии или Бразилии больше ценят яркие краски. Но при этом, скажем, в северной и холодной Германии, где, несомненно, больше минималистических, монохромных произведений, видимо, как некая потребность в компенсации, процветает Герхард Рихтер, у которого множество работ с очень яркой палитрой. На эту тему можно сказать, что киевское мещанство плохо воспринимает яркие краски, очень любит в живописи то, что считается «аристократичным»: разные оттенки коричневого, «под шкаф», бежевого, сдержанную палитру, модный сегодня минимализм. И никакой «мазни», абстрактной живописи, нужно «чтобы было хорошо нарисовано», «видна работа, за которую платишь деньги». Но когда им при помощи средств массовой информации внушили, что самый дорогой и знаменитый современный украинский художник — тот, кто рисует кричаще яркие, красно-синие пейзажи с хатами (несмотря на то, что у него присутствуют иногда почти «ядовитые» сочетания цвета), киевляне, скрипя зубами, тоже начали покупать, ведь это престижно. В общем, это процесс подвижный и разновекторный.

Остается незыблемым одно правило: у настоящих, подлинных художников — а это всегда те, кто идет своей дорогой, не подстраиваясь под тренды, мнение или заблуждения большинства — всегда есть свои особенные, личные предпочтения, не зависящие от того, что модно и сиюминутно.

Тэги: художник, миф, картина, Александр Клименко, искусство, модерн, XX век, Дарина Хаевская, арт, art, черный квадрат, Малевич, мещанство, дегуманизация

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Бойцы РДК назвали главную цель своих рейдов в Белгородскую область и дали интересное обещание
Заленский приехал к военным в Донецкую область
Заленский приехал к военным в Донецкую область
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В ГУР рассказали, как удалось сбить бомбардировщик Ту-22
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
В Стрые жестоко избили школьницу и сняли все на видео
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Единорог Тельма (2024): трейлер и дата выхода нового мультика от Netflix
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Прощай, Земля (2024): трейлер и дата выхода нового сериала
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
Шоу восьми (2024): тизер и дата выхода нового триллера
В Крыму сообщили о взрывах на военном аэродроме
В Крыму сообщили о взрывах на военном аэродроме
Полёт на Луну (2024): трейлер и дата выхода новинки со Скарлетт Йоханссон
Полёт на Луну (2024): трейлер и дата выхода новинки со Скарлетт Йоханссон
Джокер: Безумие на двоих (2024): трейлер и дата выхода сиквела с Леди Гагой
Джокер: Безумие на двоих (2024): трейлер и дата выхода сиквела с Леди Гагой
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?