Олесь Санин: Прошлая власть побоялась выпускать фильм «Поводырь» во время Майдана

Своевременность произведения искусства выражается в том, какой резонанс оно получило в обществе. Однако действительно выдающиеся произведения находят своё отражение в сегодняшнем дне ещё задолго до того, как выходят на суд зрителя. Именно таким — действительно выдающимся — имеет все шансы стать новый фильм Олеся Санина «Поводырь».

Премьера картины состоится на Одесском международном кинофестивале в июле. После этого она отправится на множество других кинофорумов, среди которых будет и кинофест класса «А» в Варшаве.

Лента восстанавливает события 30-х годов ХХ в., когда НКВД расстреляло несколько сотен кобзарей, собрав их в Харькове под предлогом съезда. В центре сюжета — американский мальчик, волею коварной судьбы оказавшийся поводырём у слепого кобзаря Ивана Кочерги. Этот парень и стал единственным оставшимся в живых свидетелем тех трагических событий.

«Поводырь» был окончен ещё в сентябре прошлого года. Тогда никто из авторов ленты и представить не мог, что отдельные сцены картины окажутся едва ли не иллюстрацией событий, которые пару месяцев спустя начнутся на Майдане.

Эта лента изменила судьбы и профессии многих, кто был задействован в её создании. Сама природа словно участвовала в её съёмках. Например, когда шёл проливной осенний дождь, а надо было снять солнечное бабье лето, погода резко менялась именно на то время, пока шли съёмки. И подобных необъяснимых случайностей было целое множество. Работа над картиной проходила, словно под патронатом его величества Провидения.

О том, как создавался фильм, как работалось с Джамалой, сыгравшей в нём одну из ролей, как проходила борьба за возможность снять эту ленту, как её воспримут в России и, наконец, о том, когда украинский кинематограф перейдёт из состояния паралимпийских игр в полноценную киноиндустрию, режиссёр Олесь Санин рассказал в эксклюзивном интервью «Фразе».

Когда в твоей жизни появился этот сюжет?

Впервые я услышал эту историю, когда мне было около 15 лет, тогда я интересовался кобзарством. В начале 30-х годов в Харькове проходил съезд, на котором собралось около двухсот кобзарей. Их песни записали, после чего их расстреляло НКВД. Было множество версий того, как это произошло на самом деле. Эту страницу истории исследовал Кость Черемский, который нашёл документы, защитил диссертацию и издал серию книг об этом уничтожении и возрождении кобзарства сегодня.

А чуть позже я услышал историю про мальчика-американца, которого в 1934 году нашли обмороженного на железнодорожном полустанке, в полусознании. Парень рассказывал, что он — сын иностранного специалиста и был поводырём незрячего кобзаря. В 2004 году я объединил эти две истории и начал писать сценарий. Эта история очень понравилась Джеку Пэлансу, американскому актёру с украинскими корнями, лауреату премии «Оскар», «Золотого Глобуса» и «Эмми». В первой версии сценария он должен был сыграть роль старика, который рассказывает историю своего детства.

На тот момент я работал в США и делал два документальных проекта, один из которых должен был озвучивать Мэл Гибсон. Но началась Оранжевая революция и я вернулся в Украину с проектом о кобзарях. Государственные мужи и успешные бизнесмены предлагали деньги на его воплощение, собирались пресс-конференции, писались контракты. Но, к сожалению, прошёл год, а проект так и не сдвинулся с места. С тех пор на подобные обещания я смотрю уже по-другому. Многие возможности были утрачены, а Джэка Пэланса не стало...

Ты был поводырём у одного из слепых кобзарей. Есть ли в фильме мотивы из твоей личной жизни?

Есть, конечно... Я по личному опыту знаю образ жизни кобзарей. Некоторые аспекты этой жизни я решил не показывать в фильме, так как это интимные и сакральные обряды и их лучше не выводить на широкий экран.

Как работалось с Джамалой?

У роли, которую исполнила Джамала, вообще была целая партитура. Она сыграла джазовую певицу, и ей пришлось жить и петь в стиле джаза 30-х годов, что не имеет ничего общего с её сценическим образом, а также собственной манерой исполнения. У Джамалы конечно был опыт съемок в клипах, камера не была для нее чужой, но она никогда не снималась в большом кино. На начальном этапе не было ни одного человека, который бы сказал мне, что снять Джа в главной женской роли — хорошая идея. Но я верил в нее, в её фантастический талант и умение убеждать. Чтобы сыграть в фильме, она усердно трудилась, много репетировала, занималась актерским мастерством с Тарасом Денисенко. В результате она показала себя на площадке, как талантливая профессиональная актриса. Надеюсь, зритель оценит это по достоинству.

Дебютной в этом фильме стала роль и для исполнителя главной роли Антона Грина...

Да... Найти мальчика для такой роли было очень и очень трудно. Мне нужен был ребенок, который бы смотрел на всё вокруг, как на незнакомый мир — это должен был быть иностранец. Так что пришлось пересмотреть сотни детей. Но оказалось, что буквально за неделю до начала съёмок актёра у меня так и не было... Это была катастрофа.

Тогда я начал пересматривать все записи с пробами и натолкнулся на мальчика из Детройта. Он играл на пианино и с большим акцентом говорил по-украински. Меня покорило буквально одно мгновение в этой записи — перед тем, как заиграть, он на секунду замер и, сосредоточившись, вспоминал музыку. И это всё решило! На съёмки он добирался из Детройта с тремя пересадками сам, без родителей. Ему было 9 лет. Антон исключительно хорошо сыграл в фильме, удивлял непосредственностью и правдой переживаний всю съемочную группу. Работал он наравне со взрослыми профессиональными актерами.

В фильме актёрам приходится играть на кобзах, бандурах и лирах. Не возникало ли сложностей в связи с этим? Ведь мало кто умеет на них играть.

Исполнитель главной роли Станислав Боклан специально для фильма учился играть на бандуре. Он постоянно занимался в перерывах между съёмками в российских сериалах. Он вообще считал себя не поющим актером, и рассказывал, что не прикасался к музыкальным инструментам после театрального института. Тогда на экзамене он сдал сопилку на три, после чего его музыкальная карьера окончилась. А теперь ему пришлось играть на старосветской бандуре...

А кто писал музыку для фильма?

Музыку написала Алла Загайкевич. Задача была архисложная. Мне вначале фильма нужна была музыка счастья и свободы конца 20-х. Марши энтузиастов и американский джаз. Алла написала оригинальные партии для оркестра и вместе с Джамалой прекрасно адаптировала джазовый хит «You’re My Thrill». Далее картину наполняет мелос украинской народной кобзарской музыки, который живет в резонансе с авторской симфонической музыкой тревоги, радости и надежды. В звуковом ряде фильма много и экспериментов. Алла смогла синтезировать музыку из шумов и звуков, чтобы у зрителя была возможность почувствовать мир так, как его «видит» слепой человек. Ведь они очень внимательно распознают окружающие звуки.

В фильме, например, есть сцена, в которой слепой кобзарь сквозь туман выводит людей из окружения НКВД. Вообще, сцена, в которой слепой ведёт зрячих — это образ всей картины. Когда мы снимали кино, то было ощущение, что мы чего-то не видим и не понимаем. Во многом шли на ощупь. И только последние события, происшедшие с нами и со всей страной, по-настоящему открыли смысл картины.

Несколько лет назад, ещё до начала съёмок фильма, в одном из интервью вы говорили, что в ленте будет шароварщина. Но изображена она будет иронично...

Лишь одна маленькая сцена. Иронично, наверное, следует говорить о нас самих. Мы живем в мире, где пустая форма заменила глубинное содержание и суть самой культуры.

В этом фильме не встретишь трафаретных образов казаков и кобзарей. Это ведь незрячая братия, которая зарабатывала лишь тем, что им подавали на улице. Но их главная миссия заключалась в том, чтобы рассказывать людям правду. Максимально правдиво передать суть хотели и мы. Мы скрупулёзно работали с актерами, а также долго готовились к работе над изобразительным решением картины. Предельно точно создавали декорации и реквизит, а каждый кадр пытались создать так, чтобы его можно было напечатать, как картину из той эпохи.

Для того, чтобы мир глухих людей выглядел правдоподобно, Мирослав Слабошпицкий в своём «Племени» не задействовал ни одного говорящего актёра. В «Поводыре» вы рассказываете о слепом персонаже. Не было ли желания пригласить на исполнение главной роли слепого актёра?

Украинское кино сегодня — как паралимпийские игры: глухие, слепые (улыбаясь — ред.). У людей, которые лишены каких-то базовых функций, наверное, лучше проявляется человечность. Практически всех незрячих в фильме исполняют слепые. Но Станислав Боклан, который сыграл главную роль кобзаря Ивана Кочерги, конечно, зрячий. Он лишь иногда в жизни одевает очки, чтоб прочитать роль, написанную мелким шрифтом. Во время съёмок я надел на него специальные линзы, сквозь которые ничего не видно. Его задача заключалась не в том, чтобы сыграть слепоту, а прожить на экране жизнь воина, у которого отобрали зрение и свободу. Но он вместо сабли взял в руки инструмент и все равно продолжил свою борьбу за волю и честь.

В любые времена у незрячих была очень активная жизненная позиция. Например, у меня снимался слепой чемпион по греко-римской борьбе, а также незрячие актёры и музыканты, которые ходят в походы на байдарках, занимаются бизнесом и живут жизнью путешествующих кобзарей.

Когда Анджей Вайда снял «Катынь», то один российский прокатчик выкупил права на показ этой ленты и заблокировал её выход на экраны по всей территории СНГ. Ведь в ней показывалась правдивая версия расстрелов польских офицеров в Катыни, которая неугодна современному российскому правительству. Возможно ли повторение этой истории с вашим фильмом?

Похожая история была и с моим фильмом «Мамай», и с ещё одной моей документальной лентой. «Молитва за гетьмана Мазепу» Юрия Ильенко тоже имела незавидную прокатную судьбу из-за «помощи» прокатчика.

Не так давно в прошлом году один российский дипломат заявил, что просмотр фильма моего друга Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма» не полезен для показа в России. Наверное, тогда этот чиновник уже что-то знал. А фильм «Поводырь» вообще не планировался для показа в России. История, в которой НКВД расстреливает музыкантов за то, что они говорят людям правду, поют песни на украинском языке и рассказывают о воле, просто невозможна ни в кинотеатрах, ни в телеэфире нашего северного соседа.

Госфинансирование украинской киноиндустрии с этого года существенно сократится. Что ждёт украинское кино?

Долгое время я считал, что чиновники просто не знают, как реформировать культуру и формировать образ независимой Украины. Но потом понял, что это была целенаправленная политика, целью которой было уничтожить культуру, дискредитировать историю и сделать все, чтобы народ превратился в управляемый, необразованный и примитивный электорат.

То, что у нас снималась куча сериалов для соседнего государства на общепонятном языке — отчасти хорошо лишь для тех, кто занят техническим производством этих фильмов, — для монтажёров, операторов, актеров массовки... Но для тех, кто составлял креативную часть в кино, авторов — сценаристов, режиссеров, национальных артистов-звезд работа в колониальной ситуации не давала развиваться, а часто приносила непоправимый вред.

Надеюсь все изменится. Уверен, все изменится, потому что выросло и оперилось целое поколение авторов, которые снимали и снимают независимое кино. Они нашли своего зрителя вопреки всему. Режиссёры моего поколения уже очень хорошо владеют профессией. Долгое время считалось, что снимать про Украину или не модно, или просто никому не интересно. Но сегодня назрела энергия высказывания — проявился зритель, которому такие фильмы действительно нужны. Мне кажется, дела в украинском кино пойдут лучше. Будет ли этому независимому поколению и государству по пути — посмотрим. Догонять теперь государству.

Это хорошо, но материально снять кино в Украине сегодня — очень и очень сложно.

Снять индустриальный фильм для проката — сложно. А вообще снять фильм сегодня — не проблема. Ведь у каждого в кармане сейчас есть и камера и кинотеатр. Многое из того, что мы видим по телевизору, снимается на фотоаппараты, которые может позволить себе практически любой кинематографист.

Анджей Вайда рассказывал, что как-то раз в Париже увидел, как подъезжает такси, из него выходит несколько молодых людей. Они установили на штативе фотоаппарат, актриса загримировалась просто перед зеркалом заднего вида в автомобиле, режиссёр быстро рассказал, что кому нужно делать — и они начали снимать. «Я понял, что этот фильм, скорее всего, увижу в программе дебютных фильмов Каннского кинофествиаля. При этом, когда я вижу, что ради съёмок перекрывают улицу, съезжается много грузовых автомобилей с надписями типа STAR, повсюду стоят осветительные прожектора и суетится куча народа — я понимаю, что, скорее всего, снимается реклама», — сказал тогда Вайда. Технология, конечно же, важна, но намного более важна сама история, а также умение её рассказать.

Как вы считаете, наступила эра малоизвестной кинематографии?

В Голливуде сейчас выводят в тренд независимое кино, ведь зритель перестал ходить на многомиллионные блокбастеры. При помощи введения 3D-технологии вернуть массового зрителя обратно в кинотеатры не удалось, потому, что не всякая идея и сюжет трансформируется в аттракцион. Тинэйджеры — основной зритель, тратят теперь карманные деньги на он-лайн. А на дорогой билет в кино им теперь не хватает.

Отчасти на это повлияло то, что и снять кино стало проще. Не нужны огромные площади павильонов со светом, громоздкие камеры и группы. Не нужны разрешения и одобрение толстосумов или комиссий парткомов и министерств. Камера сейчас помещается в кармане, а монтажная студия — это ноутбук.

Индустрия кино в Украине уже появилась. Но активна она только в рекламе, музыкальном видео и сериалах, так что лицом украинского кино пока является как раз он-лайн видео или хенд-мейд кино. Например, независимые кинематографисты сняли «Вавилон 13» на Майдане и мгновенно показали в Интернете. Кино здесь и сейчас.

Тэги: фильм, Олесь Санин

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
Агенты ФСБ готовили убийство Зеленского, — СБУ
В Турции село на мель судно, которое шло из Украины – видео с места ЧП
В Турции село на мель судно, которое шло из Украины – видео с места ЧП
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
Увидеть Схождение Благодатного огня в этом году смогли паломники из Киева, Одессы и Харькова
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
На Житомирщине мужчина убил свою семью, а затем застрелился
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?