Во время съемок Хабенский любит себя немного поразвлечь. Например, усесться на велосипед, приготовленный для «массовки», и, обнаружив два звонка, прикрепленных к ручкам руля, извлекать из них попеременно то минорный, то мажорный «звяк», рассуждая вслух, что в «радостный» звонок нужно звонить перед дверью, если приехал домой к жене с получкой, а в «грустный» когда все пропил. Дрейфующие по тротуару алкаши косятся на Хабенского с неодобрением, но пытаются стрельнуть сигарету.
«Это вы снимались в Дозоре?» двое студентов, пошептавшись в сторонке, поедают любопытными взглядами Хабенского, не веря, что он это он. «Нет, хладнокровно отвечает Хабенский. Зачем?». Сраженные неожиданно-абсурдным ответом, парни пораженно умолкают, краснеют и мгновенно растворяются среди прохожих.
Когда-то ты поступал в техническое училище, ушел с третьего курса, играл на Невском на гитаре, работал телеведущим на питерском ТВ то есть, все шло к тому, что ты мог стать скорее журналистом. Как получилось так, что ты стал актером?
Я понял только одно технарь из меня совершенно никакой. Я это понял очень хорошо.
А ведущим музыкальной телепрограммы я стал уже тогда, когда был студентом театральной академии, и это был просто необходимый заработок. И в то же время это относилось к профессии потому что это общение с камерой, это фантазия, что-то еще. Как стал актером? Не знаю... Стал ли?
В тот период, когда ты не был актером и переживал особенно отчаянные моменты изводился самокопаниями?
То, что было 15 лет назад какие могут быть самокопания? Молодые, влюбленные люди, которые в меру употребляют алкоголь, играют на гитаре, им нравится, все на воздухе, все хорошо, тусовки, концерты. Какие самокопания? Жизнь бьет ключом.
Смог бы работать журналистом, если бы не сложилась актерская карьера?
Думаю, что нет. Для того чтобы быть журналистом, нужно быть в курсе всех событий, иметь свое мнение и уважительно относиться к мнению другого человека. Читать-слушать-смотреть. Это достаточно сложно иметь все эти составляющие, чтобы быть хорошим журналистом. Хотя брать интервью это одна штука, как мне кажется, а делать свой самостоятельный репортаж, ведь это тоже журналистика? Это другая штука. Может быть, второй вариант «репортажная журналистика» был бы более подходящим для меня.
Ты относишься к журналистам с отвращением, потому что преследуют, а потом чушь пишут, или с пониманием, потому что людям нужно как-то заработать, и рассказывать им о себе это часть твоей профессии?
Нет, я понимаю, что всем нужно заработать, всем нужно жить, и все очень непросто, но, наверное, в первую очередь я спрошу у себя нужно ли мне это? А потом я уже, скажу комплимент, смотрю и понимаю, стоит с человеком говорить, или нет. Вот сегодня была другая ситуация: бегал-бегал-бегал, а потом какая-то девушка пыталась пробить во мне фонтан фантазии, который, в принципе, существует, но не для всех. Безуспешно.
У кого из западных кинорежиссеров ты хотел бы сняться?
Я не могу сказать точно, потому что у меня очень плохая история с фамилиями. Я не кокетничаю. У меня «заплетык» полный с фамилиями. Я могу говорить о фильмах.
Например, Ларс фон Триер?
Нет, точно нет.
Почему?
Мне кажется, это все-таки большой режиссер, который интересуется намного больше, на мой взгляд, формами, нежели актерами. И имеет на это полное право. Но это на мой взгляд. Может быть, это дурацкое мнение.
Каким должен быть сценарий, чтобы тебя это заинтересовало?
Ну, не «Горбатая гора» точно. Сейчас только ленивый не топтался. Наверное, я смотрел с удовольствием фильм «Столкновение». Очень хороший фильм, очень тонкий, глубокий. Но я знаю отношение многих американцев им не нравится этот фильм.
Когда выходит фильм с твоей ролью ты размышляешь о том, как сыграл, кому это нужно, кому помогло, или для тебя главное вывернуть себя наизнанку и сделать работу?
Это не ко мне, наверное, вопрос помогла моя роль кому-то или не помогла. В первую очередь помогла ли она мне? Что-то для себя приобрести новое, что-то открыть, вскрыть. Не будем сейчас углубляться в финансовую сторону дела... Почему, например, произошла история ухода из «Убойной силы»? Просто потому, что это не только перестало помогать, но и стало мешать.
Что тебе «Убойная сила» дала в плане самоизучения?
«Чеченские» серии. Может быть, «африканский» блок мы потрудились славно и сделали достаточно тепло и с юмором, что довольно редко в последнее время получается, когда пытаются сделать смешной фильм.
Питерцы жалуются, что бывшая культурная столица России хиреет, люди уезжают. Ты, коренной питерец, как считаешь?
Не буду говорить ничего плохого. Я уехал просто потому что... Кстати, по поводу «уехал» никогда не говори никогда... Я переместился в Москву просто потому, что мне предложили хорошую интересную работу и все.
Москва город-завоеватель. Поглощает?
Нет. Может быть, это потому, что я особенно не хожу по всяким местам-презентациям и делаю только то, что мне нравится: театр-кино, всякие встречи-переговоры и так далее, и общаюсь с теми людьми, с которыми мне хочется общаться.
Бережешься?
Я берегусь, да.
Дом для тебя, по ощущению, это Питер или Москва?
Дом для меня там, где меня ждут. Это очень простые ощущения. Это может быть Киев, это может быть Питер, или Москва. Может быть, Псков. Это очень простая вещь и я для себя сформулировал ее очень внятно. Поэтому я достаточно легко отношусь к тому, где нахожусь: по долгу моей профессии приходится довольно часто «вальсировать» по стране.
Киев в твоей иерархии привязанностей занимает какое место?
Киев мне нравится. Очень нравится. Особенно в осеннюю пору здесь какая-то очень хорошая атмосфера. Но здесь меня не ждут. Зато здесь очень хорошо проходят спектакли, на мой взгляд, со зрительским пониманием.
Продолжение следует...