Недавно посетил каунаский драмтеатр. Каунас вообще славится театральной школой, отсюда вышли в широкий мир советского еще кинозрителя и театрала знаменитые Желакявичус (режиссер) и Банионис (актер).
Не буду долго перечислять прочих, замечу лишь, что пьеса, которую на этот раз смотрел, показалась в равной степени и замечательной (в смысле игры главного актера), и символической. Настолько символической, что разбудила множество ассоциаций с современностью. Вопросы, которые в эти дни мучают большинство из нас — что будет дальше делать Путин, как отреагирует на его экспансию Европа и т. д. — неожиданным образом отразились в коллизии спектакля «Маяк» известного итальянского драматурга и в исполнении каунасцев.
Действие пьесы разыгрывается на необитаемом острове среди океана. Тут стоит маяк, который со временем пришел в негодность, да и остров оказался «на отшибе». Судоводители, прокладывающие маршруты для своих судов и кораблей, уже давно стали обходить его. Так вот: когда последние жители покинули остров (маяк отключили и, значит, смысла оставаться кому-то на скале в океане уже не было), случайно забыли забрать одного мальчишку-подростка. Паренек сначала надумал играть со взрослыми в прятки, но так заигрался, что те уж решили: произошел несчастный случай. Его посчитали погибшим и оставили остров, уплыли навсегда…
Я плохо понимаю по-литовски, но игра актера была столь убедительна, что и без перевода понятны были все мотивации обезумевшего от одиночества подростка, его поведение и дикие поступки. Все его фобии и мании выглядели потрясающе: мальчишка рисовал животных и птиц и разговаривал с ними… Он разговаривал также и с океаном, с самим собою, с воображаемым отцом и меньшим братиком… В общем, зрелище было не для слабонервных.
Нечто подобное представляет собой и «большой друг» украинского народа Владимир Владимирович Путин. Да, наверное, и многие россияне… Они — как тот свихнувшийся подросток: жаждут любви и признания своих уникальных достоинств от всего мира, но при этом размахивают ядерной дубинкой, и в отчаянном безумии своем весь этот мир окружающий уже записали в «фашисты» и «русофобы». Мы пытаемся понять, о чем они там кричат. Мы пытаемся разгадать их ближайшие замыслы. Ну, точно как зритель, не знающий языка, в литовском театре! Только лишь и пытается распознатьчто-то по мимике, жестам, интонации актера…
А нечего тут на самом деле разгадывать и нечего понимать.
Россия осталась одна, без привычных, зависимых от нее, либо запуганных ею партнеров по СНГ и прочих союзов, содружеств и «варшавских договоров». Она кричит и топает ногами в истерике. Но «корабли» уже обходят ее «маяк». Скоро закончится на ее «острове» провиант, а поскольку она так и не научилась самостоятельно обеспечивать себя всем жизненно необходимым, то голодная смерть и ужас одиночества — эти два призрака, постепенно приобретающие все более отчетливые очертания, с ужасающей неотвратимостью преследуют ее на забытом Богом и людьми пятачке суши посреди океана — как неизбежное и закономерное порождение созданной ею реальности...